Усадьба «Абрамцево»

                 Достопримечательности и интересные места

     Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»

abramtsevo1

     Московская обл., Сергиево-Посадский городской округ, городское поселение Хотьково, c. Абрамцево, ул. Музейная, д. 1

abramtsevo2

abramtsevo3

abramtsevo4

     Когда-то, давным-давно, ещё в школьные годы, мы ездили на экскурсии в Александров http://elvik-foto.ru/kreml-aleksandrov/ , Абрамцево, Загорск (теперь Сергиев Посад) http://elvik-foto.ru/zagorsk/ , Архангельское http://elvik-foto.ru/arhangelskoe/ , Середниково http://elvik-foto.ru/serednikovo/
Очень нравились эти маленькие путешествия.
     А сейчас захотелось опять побывать в этих местах. Созвонились с моей школьной подругой и договорились съездить в Абрамцево, посмотреть, как там стало теперь после восстановительных работ.
     Все фотографии усадьбы – это наш совместный творческий проект.
     Отправились мы в Абрамцево на электричке, пока ехали, просмотрели отзывы и рекомендации и выбрали для посещения усадебный дом, мастерскую, кухню и церковь. Билеты можно купить на сайте или в кассе усадьбы.
     От станции к усадьбе ведёт дорожка, выложенная плиткой, есть фонари и видеонаблюдение.

abramtsevo5

abramtsevo6

abramtsevo7

abramtsevo8

     Усадьба «Абрамцево» возникла в середине XVIII века, хотя упоминания о пустоши «Обрамково» встречаются ещё в документах XVI столетия. Её название произошло от слова «обрамок», что означает «возвышенность, чем-либо обрамлённую». «Обрамляет» усадьбу река Воря, на высоком берегу которой находится архитектурно-ландшафтный ансамбль «Абрамцево».
Первым владельцем Абрамцева стал Фёдор Иванович Головин, который в 1727 году вышел в отставку в чине унтер-лейтенанта флота. Как хозяин усадьбы он упоминается в документах 1754 года.
     В коллекции музея хранится Генеральный план имения 1768 года, составленный владельцем «сельца Абрамцево» Ф.И. Головиным, свидетельствующий о регулярной планировке усадьбы с чёткими липовыми аллеями, террасированным нижним парком, заливным лугом в пойме реки, копаными прудами, примыкающей к центральной части усадьбы берёзовой рощей.
     После смерти Ф.И. Головина усадьба сменила несколько владельцев, каждый из которых вносил изменения в её облик в соответствии со своими вкусами и эстетическими пристрастиями.
     С 1797 по 1840 год имение принадлежало Л.В. Молчанову, а в 1841 году у его дочери Варвары Ларионовны имение приобретает В.В. Неведомский.
Расцвет Абрамцева начинается с 1843 года, когда его покупает известный литературный деятель и театральный критик С.Т. Аксаков (1791 – 1859), происходивший из древнего дворянского рода. К моменту покупки Абрамцева Аксакову было 52 года. Он 27 лет состоял в счастливом браке с дочерью суворовского бригадира и пленной турчанки Ольгой Семёновной Заплатиной. Супруги воспитывали 10 детей.
     С конца 1820-х годов дом Аксаковых в Москве являлся одним из известных литературных центров. С 1832 года у них неоднократно бывал и читал свои новые произведения Н.В. Гоголь.
     Сергей Тимофеевич, а затем и его сыновья – Константин и Иван, активно сотрудничали с различными изданиями, публиковали статьи, рецензии, стихи. Но настоящая литературная известность пришла к С.Т. Аксакову в абрамцевский период его жизни.
     В Абрамцеве С.Т. Аксаков написал свои произведения о природе, автобиографическую трилогию «Семейная хроника», «Воспоминания», «Детские годы Багрова-внука». Его писательский талант раскрылся в зрелые годы. С возрастом у Сергея Тимофеевича ухудшилось зрение, он уже не мог писать сам и начал диктовать свои тексты. Жена, Ольга Семёновна, и дети записывали их, сменяя друг друга за письменным столом.
     В своих произведениях он описывает впечатления детства, воспоминания об учёбе в Казани, историю трёх поколений своей семьи, красоту природы Оренбургской губернии и Абрамцева. Для внучки Оленьки, писатель создал всеми любимую сказку «Аленький цветочек», в которой повествование идёт от ключницы Пелагеи.
Дом Аксаковых славился хлебосольством и гостеприимством. В Абрамцево приезжали Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, М.С. Щепкин и другие.
     После смерти С.Т. Аксакова в 1859 году, Абрамцево стало приходить в запустение. И в 1870 году дочь писателя Софья Сергеевна продала имение Савве Ивановичу Мамонтову, крупному промышленнику, строителю железных дорог, меценату. Савва Иванович Мамонтов (1841 – 1918) обладал различными талантами: музыканта, певца, скульптора, художника, драматурга, актёра, режиссёра. Увлечённость искусством не помешала ему развернуться в полную силу и в деловом мире. Благодаря его стараниям были построены Московско-Ярославско-Архангельская и Донецко-Мариупольская железные дороги. Было построено много заводов, промышленных предприятий и домостроительных обществ.
     С именем С.И. Мамонтова связано несколько ярчайших художественных явлений, в значительной степени определивших картину культурной жизни России 1880-1890-х годов. К ним относятся: Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок, совершивший немало нововведений в сценографии, архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве; Русская Частная опера, где выступали блистательные исполнители во главе с Ф.И. Шаляпиным; столярная и гончарная мастерские в Абрамцеве, во многом способствовавшие формированию национального характера русского модерна.
Мамонтовы мечтали собрать в своей усадьбе художников-единомышленников настолько талантливых, что они были бы способны воздействовать на пути дальнейшего развития русского искусства. Им удалось реализовать свои намерения и превратить Абрамцево в один из самых известных художественных центров России. Членами Абрамцевского кружка стали художники, артисты, музыканты, а также родственники и друзья Мамонтовых. В Абрамцево приезжали и работали В.Д. Поленов, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, М.А. Врубель, В.А. Серов, К.А. Коровин.

abramtsevo9

abramtsevo10

abramtsevo11

abramtsevo12

abramtsevo13

abramtsevo14

abramtsevo15

abramtsevo16

abramtsevo17

abramtsevo18

abramtsevo19

abramtsevo20

abramtsevo21

abramtsevo22

abramtsevo23

     Общение с художниками оказало определяющее значение на жизнь, быт, устройство Абрамцева. За 10 лет было создано уникальное архитектурное пространство, близкое художникам по своей эстетике. Начало художественному преобразованию усадьбы было положено в 1873 году. Занимаясь скульптурой под руководством М.М. Антокольского, Мамонтов решил построить мастерскую.      Созданную по проекту В.А. Гартмана, она является в настоящее время единственной сохранившейся деревянной постройкой этого архитектора, известного своими поисками национального стиля. Основное помещение – скульптурная студия, без подшивного потолка, освещённая большим окном, — редкий пример специально устроенной художественной мастерской. Здание, украшенное пышной пропильной резьбой по мотивам народного искусства, стало первым в Абрамцеве сооружением русского стиля.

abramtsevo24

abramtsevo25

abramtsevo26

abramtsevo27

abramtsevo28

abramtsevo29

abramtsevo30

abramtsevo31

abramtsevo32

abramtsevo33

abramtsevo34

abramtsevo35

abramtsevo36

abramtsevo37

abramtsevo38

abramtsevo39

abramtsevo40

abramtsevo41

abramtsevo42

abramtsevo43

abramtsevo44

     Главной постройкой при Мамонтовых стала усадебная церковь Спаса Нерукотворного, воздвигнутая в 1881-1882 годах. В сооружении церкви участвовали многие художники Абрамцевского кружка. Один из первых набросков принадлежал В.Д. Поленову, имевшему опыт и склонность к архитектурным проектам. Художник впервые обратился к редки использовавшейся части архитектурного наследия Древней Руси – к зодчеству Великого Новгорода, храму Спаса-на-Нередице XII века. Из четырёх проектов был принят проект В.М. Васнецова, который дополнялся в ходе строительства; в него вошло много деталей из проекта Поленова. По рисункам В.Д. Поленова был выполнен иконостас: «Благовещение» (В.Д. Поленов) на Царских вратах, «Спас Нерукотворный» (И.Е. Репин), «Богоматерь с Младенцем» и «Прп. Сергий радонежский» (В.М. Васнецов). Рядом с церковью находится семейное кладбище Мамонтовых.

abramtsevo45

abramtsevo46

abramtsevo47

abramtsevo48

abramtsevo49

abramtsevo50

abramtsevo51

abramtsevo52

abramtsevo53

abramtsevo54

abramtsevo55

abramtsevo56

abramtsevo57

abramtsevo58

abramtsevo59

abramtsevo60

     Кухня построена в 1870 году на месте старой аксаковской кухни. Первоначально служила жилым помещением, пока не был отремонтирован и перестроен усадебный дом. Позднее использовалась по назначению и делилась на собственно кухню и жилую комнату для прислуги. В центре постройки находилась печь.
     В первой половине 1880-х годов кухня была соединена с усадебным домом крытым переходом, который просуществовал до 1930-х годов. В наши дни в кухне хранится коллекция произведений русского народного искусства, собранная участниками Мамонтовского художественного кружка и дополненная в XX столетии. Здесь представлены мебель, предметы крестьянского быта, домовая резьба и другие произведения.
     Собирание коллекции, которую участники кружка называли «музеем» — одно из важнейших направлений в его деятельности. Художники понимали красоту крестьянских предметов, которые становились образцом для эскизов, создаваемых ими для Абрамцевской столярной мастерской.
      коллекция, собранная гостями и хозяевами Абрамцева, по способу формирования была не «антикварной», а «экспедиционной». В ней были представлены разные губернии: Архангельская, Вологодская, Московская, Среднее Поволжье.
     Первый «экспонат» этой коллекции был найден в 1881 году в деревне Репихово художниками И. Е. Репиным и В. Д. Поленовым. Во время прогулки они случайно обратили внимание на фасадную резную доску с красивой резьбой, на одном из домов. На просьбу художников купить её, хозяин дома ответил, что он может её отдать в обмен на новую доску без резьбы.
     Многие художественные вещи — солонки, чайницы, резные ларчики — повторялись в столярной мастерской. Орнаментальные мотивы переносили на плоскости буфетов и шкафчиков. Елизавета Григорьевна Мамонтова и Елена Дмитриевна Поленова собрали целые коллекции интересных вещей — бураков, вальков, рубелей, прялок, пряничных досок.

abramtsevo61

abramtsevo62

abramtsevo63

abramtsevo64

abramtsevo65

abramtsevo66

abramtsevo67

abramtsevo68

abramtsevo69

abramtsevo70

abramtsevo71

abramtsevo72

abramtsevo73

abramtsevo74

abramtsevo75

abramtsevo76

abramtsevo77

abramtsevo78

abramtsevo79

abramtsevo80

abramtsevo81

abramtsevo82

abramtsevo83

abramtsevo84

abramtsevo85

abramtsevo86

abramtsevo87

abramtsevo88

abramtsevo89

abramtsevo90

abramtsevo91

abramtsevo92

     Керамический диван «Скамья Врубеля» (1915 год)

abramtsevo93

abramtsevo94

     «Избушка на курьих ножках» (1883 год)

abramtsevo95

abramtsevo96

     В 1918 году в усадьбе был создан музей, позже преобразованный в музей-усадьбу им. С.Т. Аксакова. Его заведующей до 1926 года являлась младшая дочь С.И. Мамонтова – Александра Саввишна. К началу 1920-х годов музейная коллекция насчитывала около тысячи экспонатов.
     В 1932 году музей был закрыт; на его территории находился Дом отдыха для работников культуры и просвещения. В 1934 году на противоположном берегу реки Вори возник посёлок художников, получивший название «Ново-Абрамцево». Здесь жили и работали такие выдающиеся мастера, как И.Э. Грабарь, В.И. Мухина, П.А. Радимов, и другие. Их произведения, созданные в Абрамцеве, стали в 1971 году основой для новой экспозиции, посвящённой творчеству художников XX века.
     После войны по инициативе академика С.И. Вавилова, возглавлявшего Академию наук СССР, музей был восстановлен, и его сотрудником в первые послевоенные годы стал младший сын Мамонтовых, Всеволод Саввич. Он участвовал в создании экспозиций и выставок, прекрасно проводил экскурсии, написал книгу «Воспоминания о русских художниках», В 1977 году музей был преобразован в Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».
     Источник: Путеводитель «Абрамцево», автор Е.Н. Митрофанова.

abramtsevo97

abramtsevo98

abramtsevo99

abramtsevo100

abramtsevo101

     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов


 

Мир глазами фотографа