ВДНХ, павильон «Космос»

13 апреля 2018                 Достопримечательности и интересные места

     12 апреля 2018 года в отреставрированном историческом павильоне № 34 «Космос» открыли крупнейший в современной России космический музейный комплекс — центр «Космонавтики и авиации» на ВДНХ.

image1

image2

image3

image4

     Исторический материал с официального сайта ВДНХ http://vdnh.ru/
     Павильон «Космос» построен в 1939 году.
Архитекторы — И.Г. Таранов, В.С. Андреев, Н.А. Быкова.
Скульптуры и барельефы — С.Д. Меркуров (1881–1952).
Реконструирован в 1954 году по проекту архитекторов В.С. Андреева, И.Г. Таранова.
Главный конструктор — М.М. Лимановский, конструктор купола — Г.Б. Гордон. В результате реконструкции ныне единое здание павильона имеет двойной номер — №32–34.
Сейчас – это объект культурного наследия федерального значения.
     История создания
     Согласно первому генеральному плану ВСХВ, в центре восьмиугольной площади Реконструкции сельского хозяйства, соединённой аллеей с площадью Народов СССР, должен был возвышаться павильон «Механизация», увенчанный декоративной башней. Автором проекта этого сооружения, как и всего планировочного решения, стал В.К. Олтаржевский.
Комплекс Выставки, созданный к 1937 году в честь 20-летия Октября, формировался по принципу постепенного развёртывания отдельных ансамблей. С каждой новой наблюдательной точки перед посетителем открывались новые перспективы площадей и отдельных звеньев Выставки. Преимуществом такого планировочного решения была возможность осмотра выставочного комплекса в кратчайший срок и с наименьшими затратами энергии. Именно для этого создавалась система плавно переходящих одна в другую площадей, окаймлённых павильонами с расходящимися от них аллеями и периферийными зонами. Различные по силуэту высотные доминанты чередовались с невысокими «плоскими» павильонами, обладающими яркими входными группами. Так формировалась единая, свободная по восприятию картина. В этом контексте крупнейшим после «Центрального» должен был стать белоснежный павильон «Механизация», но здание не справлялось с задачей демонстрации нескольких сотен моделей тракторов, комбайнов, машин и самолетов, используемых в сельском хозяйстве. Усугубило положение возведение по соседству шести республиканских павильонов, что не позволяло освободить окружавшие «Механизацию» пространства площади от потоков посетителей.
     Ко дню открытия ВСХВ 1 августа 1939 года под руководством главного архитектора Москвы В.В. Чернышёва ансамбль Выставки преобразился. Количество высотных акцентов значительно уменьшилось в сравнении с первоначальными планами, а павильон «Механизация» протянулся над Главной аллеей к прудам ВСХВ в виде огромного эллинга по проекту И.Г. Таранова, В.С. Андреева и Н.А. Быковой.
     Главный фасад этого здания из стали, стекла и бетона выходил на площадь Механизации. Сельскохозяйственные машины, расположенные вдоль аллеи на двух ярусах. Техника словно строем двигалась по конвейерам, что, по замыслу авторов проекта, создавало «внушительную картину индустриальной мощи сельского хозяйства СССР».
     К 1954 году павильон расширил свою экспозицию и потому теперь носил название «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР». Именно тогда большой эллинг старого павильона получил продолжение в виде двухэтажного купольного зала. Высота стеклянного купола с металлическим каркасом составила 60 м (общая высота павильона — 75 м).
     Пролёт входной арки был выполнен из зеркального стекла, что особенно украшало павильон ночью при включённой подсветке. По обе стороны главного фасада находились гранёные башни, увенчанные скульптурами рабочего-механизатора и колхозницы-комбайнёра.

image5

     Передние грани башен были покрыты барельефами на темы механизации и электрификации сельского хозяйства, а монументальный фриз, визуально связывающий оба башенных объема, в центральной части был объединён с антефиксом, декорированным гербом СССР и портретами великих творцов советской державы — В.И. Ленина и И.В. Сталина.
     История экспозиций
     Изначально в павильоне были представлены такие тематические направления, как «Тракторная и автомобильная промышленность», «Сельскохозяйственное машиностроение», «Технологии механизации возделывания зерновых культур и трав», «Способы освоения новых и осушение заболоченных земель», «Механизация в сельскохозяйственном производстве и в животноводстве», «Авиация и её применение в сельском хозяйстве», «Электрификация сельского хозяйства», и многие другие. Логическим продолжением этой многопрофильной экспозиции служил участок «Типовая усадьба МТС», расположенный в центральной части раздела «Новая советская деревня».
     В 1956 году основной тематикой внутреннего содержания павильона стало машиностроение. В 26 залах и на двух открытых площадках гости Выставки могли видеть кузнечнопрессовое, литейное и крупногабаритное металлорежущее оборудование; технику, применяемую в области цветной и чёрной металлургии; контрольно-измерительные приборы и автоматы; фрезерные, шлифовальные, зубообрабатывающие, токарные, сверлильные, револьверные, координатно-расточные станки и станки часовой промышленности, а также автоматические линии из модернизированных станков. Были здесь приборы для электроизмерений и теплотехнического контроля; газоанализаторы и приборы регулирования; оборудование для оптической и киномеханической промышленности. Большой популярностью пользовался раздел, посвящённый стандартизации и метрологии.
     В 1961 году в стенах павильона разместилась временная экспозиция «Градостроительство», а в рамках Международной выставки машин и сельскохозяйственной техники на ВДНХ СССР (1966) здесь была представлена советская промышленность.
     Постепенно большинство разделов масштабной экспозиции «Машиностроение» разрослось настолько, что потребовало отдельных зданий. Именно эти разделы превратились в самостоятельные экспозиции, размещённые в ходе подготовки к сезону 1964 года в залах бывших республиканских павильонов.
     Позже в рамках создания на ВДНХ СССР глобальной выставки в честь 50-летия Октября знаменитый «эллинг» пополнили достижения из области освоения космоса. От истории развития ракетной техники посетитель мог перейти к моделям искусственных спутников, ознакомиться с техническим оборудованием и системой жизнеобеспечения космонавта. А перед павильоном, посреди круглого бассейна от неосуществлённого фонтана «Колос» (В.И. Долганов, К.И. Павлова), был построен «Космодром» по проекту Л.И. Мариновского. Эти и многие другие интересные экспонаты, представленные в виде панно и интерактивных макетов, неизменно приводили в восторг гостей Выставки.
     Таким образом, с 1967 по 1991 год в стенах павильона и на прилегающей к нему территории одновременно размещались две экспозиции — «Космос» и «Машиностроение». Именно с тех пор это здание помечается двумя номерами — 32 и 34.
     В 2014–2015 годах «Космос» принимал у себя знаменитую экспозицию «Механика чуда» — это выставка объектов, созданных для церемонии открытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи. Выставка прошла с большим успехом.
     А сейчас в павильоне «Космос» разместился центр «Космонавтики и авиации», где представлены свыше 100 экспонатов предприятий военно-промышленного комплекса и более 50 уникальных экспонатов, созданных специально для центра, включая полноразмерные макеты космических аппаратов – орбитального комплекса «Мир» и автоматической орбитальной станции «Алмаз».

image6

image7

Экспозиция центра состоит из трёх разделов: «Космический бульвар», «Конструкторское бюро» и «Космодром будущего».

image8

Спускаемый аппарат космического корабля «Восток -1»

image9

image10

image11

image12

image13

image14

Сферический 5-D-кинотеатр, где зрители проследят за процессом запуска ракеты и смогут полюбоваться на Землю с орбиты.

image15

image16

image17

image18

image19

image20

image21

image22

image23

image24

image25

image26

image27

image28

image29

image30

image31

image32

Стеклянный купол с воспроизведённой по архивным документам звездой, которая венчала Троицкую башню Кремля с 1935 по 1937 год.

image33

image34

image35

image36

image37

image38

image39

image40

image41

Спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМА»

image42

image43

Спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМА», внутренний интерьер.

image44

Спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМА»

image45

image46

Съёмочная группа.

image47

image48

image49

image50

image51

image52

Робот по имени «Фёдор» отвечал на вопросы посетителей. Взрослые и дети были в восторге.

image53

image54

image55

image56

image57

image58

image59

image60

image61

image62

image63

image64

Купить билеты можно здесь http://cosmos.vdnh.ru/

Приглашаю ко мне в группу «МИР ГЛАЗАМИ ФОТОГРАФА, elvik-foto.ru» на FACEBOOK https://www.facebook.com/groups/147677022481858/
На странице группы размещайте свои рассказы и фотографии путешествий по России и другим странам мира, обсуждайте вопросы, связанные с подготовкой тура, а также делитесь полезной информацией, которая поможет путешественникам.

Мир глазами фотографа