Крейсер «Аврора»

август 2019                 Достопримечательности и интересные места

     Санкт-Петербург, Петроградская набережная.
http://navalmuseum.ru/filials/cruiser_aurora

aurora 1

aurora 2

     Открытие филиала Центрального военно-морского музея на крейсере «Аврора» состоялось в 1956 году, это был первый в нашей стране корабль-музей.
Крейсер принял участие в трёх войнах, в Февральской и Октябрьской революциях 1917 года.
     Вступив в 1903 году в строй боевых кораблей Российского императорского флота, крейсер с честью пронёс Андреевский флаг, а затем Военно-морской флаг СССР через многие моря и океаны.
     Крейсер «Аврора» — участник беспримерного в мировой истории похода на Дальний Восток 2-й Тихоокеанской эскадры, свидетель трагического для Российского флота Цусимского сражения 14–15 мая 1905 года, участник Первой мировой войны на Балтике, защитник Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
     Залечивший военные раны корабль был поставлен в 1948 году на вечную стоянку у Петроградской набережной, напротив созданного четырьмя годами ранее Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. «Аврора» стала учебной базой для воспитанников училища. Будущие офицеры флота получали здесь основные морские навыки. В 1950 году на крейсере началось создание корабельного музея. 5 июля 1956 года согласно директиве Главнокомандующего Военно-Морским Флотом на «Авроре» образован филиал Центрального военно-морского музея. Первым начальником филиала стал заслуженный офицер флота, капитан 2 ранга Б. В. Бурковский, который руководил работой музея более двадцати лет.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года крейсер «Аврора» был включён в число памятников, охраняемых государством.

aurora 3

     В 1984–1987 годах «Аврора» прошла капитальный ремонт и реставрацию на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова (ныне ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь»). На корабле в шести залах разместилась экспозиция, посвящённая революционному и боевому прошлому легендарного крейсера. Музей стал одним из самых посещаемых жителями и гостями города, в том числе многочисленными зарубежными делегациями и иностранными туристами.
     Заслуженной оценкой легендарного корабля стало внесение его в Золотую Книгу Санкт-Петербурга как исторического памятника морской столицы России и Военно-Морского Флота. Крейсер «Аврора» состоит в Международной ассоциации кораблей-музеев.
     В 2016 году «Аврора» обрела новую жизнь после почти двухлетнего ремонта на Кронштадтском Морском заводе.
     Крейсер «Аврора» сегодня — это находящийся на плаву корабль, на котором работают системы и механизмы, обеспечивающие его жизнедеятельность в течение 20 суток в автономном режиме. По сути, став кораблём-музеем, он сохранил и ряд функций действующего боевого корабля: на нём имеется военный экипаж во главе с командиром, который обеспечивает эксплуатацию крейсера и его надлежащее техническое состояние.
     Источник: http://navalmuseum.ru/filials/cruiser_aurora/history

aurora 4

aurora 5

aurora 6

aurora 7

aurora 8

aurora 9

aurora 10

aurora 11

aurora 12

aurora 13

aurora 14

aurora 15

aurora 16

Основные вехи истории
23 мая 1897 года — крейсер I ранга «Аврора» заложен на верфи «Новое Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге.
11 мая 1900 года — спущен на воду.
16 июля 1903 года — введён в состав Балтийского флота.
1905 год — участвует в Цусимском сражении во время Русско-Японской войны.
1906–1914 годы — в качестве учебного корабля совершает дальние заграничные походы.
1914–1916 годы — участвует в боевых действиях на Балтийском море в период Первой мировой войны.
1916–1918 годы — проходит ремонт на Франко-Русском заводе в Петрограде.
25–26 октября (7–8 ноября по новому стилю) 1917 года — моряки крейсера участвуют в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде.
1918–1923 годы — находится в резерве.
1923–1941 годы — учебно-боевой корабль, кузница кадров ВМФ.
2 ноября 1927 года — Постановлением ВЦИК СССР крейсер «Аврора» награждён орденом Красного Знамени.
1941-1944 годы — участие в Великой Отечественной войне и героической обороне Ленинграда.
1944–1948 годы — проходит ремонт и переоборудование для использования в качестве учебной базы Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.
17 ноября 1948 года — крейсер «Аврора» был поставлен на вечную стоянку в Ленинграде у Петроградской набережной.
До 1956 года использовался как учебная база Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.
В 1956 году на крейсере «Аврора» был открыт корабельный музей как филиал Центрального военно-морского музея.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года крейсер «Аврора» взят под государственную охрану.
В 1961 году в связи с реорганизацией Нахимовского военно-морского училища крейсер «Аврора» передан в Ленинградскую военно-морскую базу.
22 февраля 1968 года — Указом Президиума Верховного Совета СССР крейсер «Аврора» награждён орденом Октябрьской Революции.
18 августа 1984 года — переведён для ремонта на Ленинградский судостроительный завод имени А. А. Жданова.
16 августа 1987 года — вновь занял своё место на вечной стоянке у Петроградской набережной.

1 декабря 2010 года — включён в состав ЦВММ.
Май 2013 года — возвращён в состав ВМФ.
4 июня 2013 года — Министром обороны Российской Федерации утверждено техническое задание на ремонт крейсера «Аврора». Цель выполнения работ – восстановление технического состояния крейсера для использования его в качестве корабля-музея.
21 сентября 2014 года — переведён для ремонта на Кронштадтский Морской завод.
16 июля 2016 года — вновь занял своё место на вечной стоянке у Петроградской набережной.

aurora 17

aurora 18

     Музей состоит из шести тематических залов:

     Зал № 1. История крейсера «Аврора».
     Зал №1 теперь расположен в том месте, где раньше находились карцер, службы боцманской команды и другие подсобные помещения. Сейчас отсюда начинается экспозиция корабельного музея. На левом и правом бортах представлены живописные полотна, написанные художниками-маринистами Центрального военно-морского музея и отображающие важнейшие этапы боевого пути корабля.

aurora 19

aurora 20

aurora 21

aurora 22

aurora 23

aurora 24

     Зал № 2. Служба и быт личного состава Российского флота на рубеже XIX–XX вв. (на примере крейсера «Аврора»).
     Экспозиция второго зала представлена на батарейной палубе корабля, где когда-то размещались матросские кубрики.
     Экипаж «Авроры» после вступления крейсера в строй состоял из 570 человек: 20 офицеров и 550 нижних чинов. Офицеры размещались в каютах кормовой части корабля, а матросы жили в кубриках, спали на подвесных койках, которые можно видеть в экспозиции на заднем плане. Здесь матросы и питались, сидя за подвесными столами. В витринах находятся личные вещи команды корабля, позволяющие получить представление о быте военных моряков того времени.

aurora 25

aurora 26

aurora 27

aurora 28

aurora 29

aurora 30

aurora 31

aurora 32

aurora 33

     Зал № 3. История «Авроры» конца XIX — начала XX в.в.
     В зале представлены материалы, рассказывающие об организации морского ведомства в России со второй половины ХIХ столетия и до начала ХХ века.
     В экспозиции зала представлены материалы, посвящённые переходу 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток и Цусимскому сражению 14–15 мая 1905 года, в котором «Аврора» участвовала в составе второго крейсерского отряда. В ходе боя геройской смертью погиб командир «Авроры» — капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев. В зале экспонируется его уникальный фотопортрет в раме из досок обгоревшей палубы и искореженного металла.
     Также размещены материалы о возвращении «Авроры» в Россию, модернизации крейсера на основе опыта Русско-японской войны, переоборудовании в учебный корабль.

aurora 34

aurora 35

aurora 36

aurora 37

aurora 38

aurora 39

aurora 40

aurora 41

aurora 42

aurora 43

aurora 44

     Зал № 4. Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война, служба крейсера «Аврора» в межвоенный период.
     В экспозиции зала представлены материалы об отечественном кораблестроении, морской науке накануне Первой мировой войны, участии крейсера «Аврора» в событиях этой войны, в Февральской и Октябрьской революциях 1917 года и службе корабля в советское время до начала Великой Отечественной войны.

aurora 45

aurora 46

aurora 47

aurora 48

aurora 49

aurora 50

aurora 51

     Зал № 5. Великая Отечественная война. Крейсер «Аврора» в послевоенное время. Учебная база Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Ремонтные и реставрационные работы на крейсере «Аврора».
     Экспозиция зала №5 посвящена участию «Авроры» в Великой Отечественной войне и обороне Ленинграда, а также послевоенному восстановлению крейсера и его службе в составе Военно-Морского Флота вплоть до настоящего времени.
     22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Пять зенитных орудий и часть команды крейсера «Аврора» были направлены на вооружение кораблей Чудской военной флотилии, и артиллеристы стали первыми моряками-авроровцами, отражавшими гитлеровское нашествие. Позднее с корабля были сняты все десять орудий калибра 130 мм. Одно орудие разместили на бронепоезде «Балтиец», девять установили между Вороньей горой и Киевским шоссе. Моряки-авроровцы батареи «А» («Аврора») вели огонь по наседавшим на Ленинград немецко-фашистским захватчикам.

aurora 52

aurora 53

     Зал № 6. «Аврора» — корабль-музей. Подарки крейсеру. Голографические копии моделей кораблей.
     В экспозиции зала №6 размещены подарки крейсеру «Аврора» и расположены голографические копии моделей кораблей из собрания ЦВММ.

aurora 54

aurora 55

aurora 56

aurora 57

aurora 58

aurora 59

aurora 60

aurora 61

aurora 62

aurora 63

aurora 64

aurora 65

aurora 66

aurora 67

aurora 68

aurora 69

aurora 70

aurora 71

aurora 72

     Устройство корабля
     Тактико-технические элементы корабля в настоящее время следующие: наибольшая длина 126,8 м., ширина 16,7 м., осадка 5,6 м. Водоизмещение 5760 т. Вооружение: 152-мм. орудий системы Канэ — 14, 76-мм. орудий системы Лендера — 2, салютных пушек 21К калибра 45 мм. — 2.
Крейсер «Аврора» — последний корабль в серии крейсеров I ранга типа «Диана» («Паллада», «Диана» и «Аврора»), построенных в Санкт-Петербурге в 1897–1903 годах. Конструктивный тип — бронепалубный крейсер. Своей архитектурой, размещением оборудования, компоновкой помещений, конструкцией корпуса «Аврора» существенно не отличалась от бронепалубных крейсеров своего времени. Корабль имеет три палубы — верхнюю, батарейную и броневую — так называемую карапасную. По периметру броневой палубы, над её скосами, идёт платформа, обрамляющая вдоль бортов и в оконечностях её горизонтальные участки. Ещё две платформы (по одной в носовой и кормовой оконечностях) находятся в трюме. Внутреннее пространство трюма делится на отделения 13-ю поперечными переборками.
     Наружная обшивка корпуса со времени постройки состояла из стальных листов толщиной 10–13 мм. Вертикальный киль высотой 1 м. имел толщину 11 мм. Горизонтальный киль выполнен в два слоя: внутренний — толщиной 10–13 мм. и наружный — 14–16 мм. В подводной части корпус был обшит 102-мм. тиковыми досками и поверх них — медными листами толщиной 1 мм. Штевни отлили из бронзы. Второе дно простиралось от 22-го до 98-го шпангоута.
     Настилы палуб и платформ имели толщину от 5 до 19 мм., во внутренних помещениях стальной настил покрывался линолеумом. Тиковые доски верхней палубы были толщиной 76 мм., палубы бака — 64 мм. Толщина тикового настила в районе шпилей равнялась 144 мм., а вокруг орудий верхней палубы, кнехтов и битенгов настелили 89-мм. дубовые доски.
     Броневые плиты, уложенные поверх стального настила броневой палубы, имели толщину 38 мм. в горизонтальной части, на скосах 51 и 63,5 мм. на скосах у борта, гласисы машинных люков — 25,4 мм. Кожухи дымовых труб, шахты элеваторов, приводы систем управления над броневой палубой прикрывались 38-мм. броневой защитой. Труба из боевой рубки в центральный пост имела 89-мм. стенки. Броня барбета боевой рубки и траверзный лист, прикрывавший вход в рубку, были толщиной 152 мм. За кормовой рубкой, поперёк верхней палубы установили защитный траверз из 16-мм. стальных листов.
     Артиллерийское вооружение корабля первоначально состояло из восьми 152-мм. орудий и двадцати четырех 75-мм. орудий системы Канэ, восьми (установленных на марсе и мостиках) одноствольных 37-мм. орудий Гочкиса и двух десантных 63,5-мм. пушек Барановского. Общий боезапас 152-мм. орудий составлял 1414 выстрелов и размещался в четырёх погребах. Заряжание было раздельное: снаряды бронебойные, фугасные и шрапнельные массой 41,4 кг. и пороховой заряд в гильзах. Унитарные патроны к 75-мм. орудиям (снаряды только бронебойные массой 4,9 кг.) общим количеством 6240 штук хранились в восьми погребах. Боезапас 37-мм. пушек и пушек Барановского составлял соответственно 3600 и 1440 патронов. Беседки со снарядами и гильзами к 152-мм. орудиям и беседки с патронами к 75-мм. орудиям при помощи лебёдок с электрическими приводами через элеваторы подавались на верхнюю и батарейную палубы и по монорельсовым направляющим развозились к орудиям. Системы управления артиллерийским огнём изготовили на Петербургском электромеханическом заводе «Н. К. Гейслер и К°».
     Вооружили крейсер и торпедными аппаратами: одним надводным в форштевне и двумя, установленными побортно, подводными. Боезапас составлял восемь 381-мм. самодвижущихся мин Уайтхеда (торпед) образца 1898 года. В минное вооружение включались и сферические мины заграждения: 35 хранившихся в трюме мин предназначались для постановки с плотиков или гребных шлюпок и паровых катеров корабля.
     Крейсер имел три паровые трехцилиндровые машины тройного расширения суммарной мощностью 11 610 л. с., которые обеспечивали скорость хода 19,2 уз. (35,6 км/ч). Движителями являлись три трёхлопастных бронзовых винта диаметром 4,1 м. Средний винт имел левое вращение, крайние винты вращались «внутрь»: правый — влево, левый — вправо.
     Двадцать четыре паровых котла системы Бельвиля (впоследствии заменённые на котлы Бельвиля-Долголенко) размещались в трёх котельных отделениях. Общая нагревательная поверхность котлов — 3355 кв. м., рабочее давление — 17,2 атмосферы. Над каждым из котельных отделений устанавливалась дымовая труба диаметром 2,7 м. и высотой от уровня колосниковых решёток 27,4 м.
     Корабельные цистерны вмещали 332 т. пресной воды для котлов и 135 т. для бытовых нужд. Запас воды пополнялся двумя опреснительными установками системы Круга суммарной производительностью 60 т. воды в сутки.
     Топливо для котлов размещалось в находящихся в междубортном пространстве у котельных отделений 24 угольных ямах. Между броневой и батарейной палубами вдоль машинных отделений в восьми угольных ямах хранился запас топлива. Нормальный запас угля составлял 800 т., полный — 972 т., которого хватало на 4000 миль плавания со скоростью 10 уз.
     Крейсер оснастили паровыми динамо-машинами общей мощностью 336 кВт., вырабатывавшими постоянный ток напряжением 105 В. Основными потребителями электроэнергии были шпилевая и рулевая машины, вентиляторы систем вентиляции, лебёдки элеваторов, грузовых стрел и выгрузки шлака из котельных отделений, прожекторы, лампы накаливания, стиральная машина и тестомешалка. Электрический рулевой привод для «Авроры» изготовила фирма «Симменс и Гальске». Вращение баллера руля осуществлялось паровой машиной или вручную. Посты управления рулевыми приводами находились в ходовой и боевой рубках, центральном боевом посту, на кормовом мостике, в румпельном отделении. Перо руля изготовили из бронзовой рамы, заполненной тиковым деревом, защищённым поверх тонколистовой медью.
     Выборка якорных цепей и швартовных концов осуществлялась двумя якорными и двумя швартовными шпилями, приводившимися во вращение электрической шпилевой машиной. Первоначально предусматривалось оснастить корабль адмиралтейскими якорями массой 4,6 т., но в 1898 году приняли решение использовать более современные якоря Холла. «Аврора» стала первым крупным кораблём отечественного флота, оснащённым якорями этой системы.
     В состав шлюпочного вооружения входили два паровых катера, по одному 18- и 16-вёсельному баркасу, по одному 14- и 12-вёсельному катеру, по два 6-вёсельных вельбота и яла. Они подвешивались на шлюпбалках, крепившихся к корпусу корабля.
     На корабле была установлена водоотливная система суммарной производительностью 2900 т. в час, а также другие общепринятые судовые системы и устройства. По уровню механизации и электрификации оборудования крейсера типа «Диана», к которому относилась «Аврора», превосходили ранее построенные в России корабли этого класса.
     Корабельные жилые помещения рассчитывались на 570 человек экипажа, а также на флагмана соединения и офицеров его штаба.

aurora 73

aurora 74

aurora 75

     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов


 

Мир глазами фотографа