Музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита»

октябрь 2019                 Достопримечательности и интересные места

     Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник
     Смоленская область, Вяземский район, село Хмелита.
     https://khmelita.com/
+7 48131 3-06-29
khmelita@mail.ru

khmelita1

     В 260 километрах от Москвы под Вязьмой находится старинная русская усадьба, некогда принадлежавшая Грибоедовым. Она была построена в середине 18 века в стиле елизаветинского барокко дедом великого драматурга Фёдором Алексеевичем Грибоедовым и прославилась в округе как «богатая каменная усадьба». Сюда приезжала его дочь Анастасия Фёдоровна с детьми – Марией и Александром, будущим автором комедии «Горе от ума».
     Хмелита – классическая русская усадьба, где парадную часть составляли «дом господский каменный о двух этажах с четырьмя флигелями, при нём два сада: первый иррегулярный, другой регулярный с глухими и открытыми аллеями, в нём имеются разные хорошие цветники с каменными статуями…».
     Источник: Г. Симакина, А. Филиппова «Путеводитель, Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита».

khmelita2

     ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич [4(15) января 1790, по другим сведениям 1795, Москва — 30 января (11 февраля) 1829, Тегеран], русский дипломат, поэт, драматург, пианист, композитор. Статский советник (1828 г.). В 1826 находился под следствием по делу декабристов. В 1828 назначен послом в Персию, где был убит персидскими фанатиками. Написал в 1824 году комедию в стихах «Горе от ума», которая была поставлена в Москве в 1831 году, а издана в 1833. Многие образы стали нарицательными, отдельные стихи — поговорками и крылатыми словами.
     Принадлежал к дворянскому роду, получил серьёзное домашнее образование. Рано обнаружилась многосторонняя одарённость Грибоедова, включая композиторский талант (известны 2 вальса для фортепиано). Обучался в Московском университетском благородном пансионе (1803), затем поступил в Московский университет (1806). Один из самых образованных людей своего времени. Грибоедов владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский, турецкий языки.
     С февраля 1822 года Грибоедов — секретарь по дипломатической части при генерале А. П. Ермолове, командовавшем русскими войсками в Тифлисе.
     В начале 1823 года Грибоедов на время покинул службу и вернулся на родину, в течение двух с лишним лет жил в Москве, в селе Дмитровском (Лакотцы) Тульской губернии, в Петербурге.
     В сентябре 1826 года вернулся на службу в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность. Во время Русско-персидской войны активно участвовал в переговорах с представителями персидского шаха и разработке ключевых условий выгодного для России Туркманчайского мирного трактата (1828). В своём рапорте Николаю I командующий русскими войсками И. Ф. Паскевич высоко оценил роль Грибоедова в получении от Персии огромной по тем временам контрибуции в 20 млн. рублей серебром: «Ему я обязан мыслью не приступать к заключению трактата прежде получения вперёд части денег, и последствия доказали, что без сего долго бы мы не достигли в деле сем желаемого успеха». По поручению генерала Паскевича Грибоедов доставил в Петербург донесение о заключённом мире. Был назначен министром-резидентом (послом) в Иран; по пути на место назначения вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе и женился там 22 августа (3 сентября) 1828 года на княжне Нине Чавчавадзе, с которой ему довелось прожить всего несколько недель.
     Иностранные посольства располагались не в столице, а в Тавризе, при дворе принца Аббаса-Мирзы, но вскоре по прибытии в Персию миссия отправилась представляться Фетх Али-шаху в Тегеран. Во время этого визита Грибоедов погиб: 30 января 1829 года (6 шаабана 1244 года хиджры) толпа из тысяч религиозных фанатиков перебила всех находившихся в посольстве, кроме секретаря Ивана Сергеевича Мальцова.
     Обстоятельства разгрома русской миссии описываются по-разному, однако Мальцов был очевидцем событий, и он не упоминает о гибели Грибоедова, только пишет, что человек 15 оборонялись у дверей комнаты посланника. Вернувшись в Россию, он написал, что было убито 37 человек в посольстве (все, кроме него одного) и 19 тегеранских жителей. Сам он спрятался в другом помещении и, по сути, мог описать только то, что слышал. Все оборонявшиеся погибли, и прямых свидетелей не осталось.
     Риза-Кули пишет, что был убит Грибоедов с 37 товарищами, а из толпы было убито 80 человек. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в знаменитой дуэли с Якубовичем.
     Тело Грибоедова было доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида.
     Летом 1829 года на могиле Грибоедова побывал Александр Пушкин. Позднее он писал в «Путешествии в Арзрум», что встретил арбу с телом Грибоедова в Армении на горном перевале, впоследствии названном Пушкинским.
     Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего внука. В возмещение пролитой крови он привёз Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах». Некогда этот великолепный алмаз, обрамлённый множеством рубинов и изумрудов, украшал трон Великих Моголов. Теперь он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля.
     На могиле Александра Грибоедова его вдова, Нина Чавчавадзе, поставила памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!»

     Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Грибоедов,_Александр_Сергеевич

khmelita3

khmelita4

khmelita5

khmelita6

khmelita7

     Смоленская Хмелита была «средоточием избранного общества», излюбленным местом посещения родных и соседей, в ней было много родственного со столичными обычаями, нравами и затеями. Александр Грибоедов вырос в этой среде, приобретя великосветский лоск и дендизм, который так часто вспоминали современники.
     Прекрасная библиотека, картинная галерея предков, преданно служивших России с 16 века, домашний театр, в котором он, может быть, сыграл старуху Еремеевну в пьесе Д.Фонвизина «Недоросль», окружение образованных и умных людей – Н.П. Панина, С.А. Хомякова, Д.И. Уваровой, молодых Лыкошиных и И. Якушкина – всё это способствовало становлению личности и будущего творчества А.С. Грибоедова.

khmelita8

khmelita9

khmelita10

khmelita11

khmelita12

khmelita13

khmelita14

     В 2015 году был установлен памятник юному Грибоедову в центре парадного двора Усадьбы.

khmelita15

     Хмелита принадлежит Грибоедовым с 1680 года, но её история прослеживается по архивным документам с 16 века, когда она называлась Хмелица, а её владельцами были князья Буйносовы-Ростовские.
     Первым владельцем из рода Грибоедовых был стрелецкий полковник Семён Фёдорович. Он являлся одним из приближённых царевны Софьи, знаменитой покровительницы первых русских придворных театров. В придворном театре наряду с её фаворитом С.С. Голицыным играл и Семён Грибоедов в пьесе Мольера «Лекарь поневоле» («Мнимый больной»).
     Судьба предков занимала воображение Грибоедова, пробуждая в нём интерес к истории Отечества и своего рода.
     Большинство Грибоедовых служили царю и Отечеству в Преображенском полку, а некоторые занимали высокие должности в Смоленском крае. Так Тимофей Грибоедов, унаследовавший Хмелиту после смерти первого владельца, служил воеводой в Дорогобуже, а затем комендантом в Вязьме, в годы правления Петра I. Его сын Алексей Тимофеевич, прадед писателя, выйдя в отставку, роскошно проживал в своём хмелитском имении. В склепе Иоанна-Предтечева придела Казанской церкви много из них нашли своё последнее упокоение. В 30-е годы XX века, когда церковь была закрыта, склеп был разграблен.
     «Красивейшая» Хмелита находилась во владении представителей рода Грибоедовых на протяжении полутора столетий, давая пищу многочисленным мифам и легендам.

khmelita16

khmelita17

     В 2015 году к 220-летию со дня рождения великого русского писателя, дипломата и музыканта А.С. Грибоедова в музее-заповеднике «Хмелита» была открыта новая историко-литературная экспозиция «А.С. Грибоедов: Жизнь. Творчество. Эпоха. Судьба».
     В четырёх залах первого этажа главного дома перед посетителями развёрнута историко-литературная панорама жизненного и творческого пути писателя от рождения в Москве до трагической гибели в Тегеране, истории комедии «Горе от ума» от её создания до современности, а также увековечение памяти А.С. Грибоедова в литературе, живописи, графике, скульптуре. В особой витрине часть изданий комедии «Горе от ума» на многих языках мира из фондов музея-заповедника.

khmelita18

khmelita19

khmelita20

khmelita21

khmelita22

khmelita23

khmelita24

khmelita25

khmelita26

khmelita27

khmelita28

khmelita29

khmelita30

khmelita31

khmelita32

khmelita33

khmelita34

khmelita35

khmelita36

khmelita37

khmelita38

khmelita39

khmelita40

khmelita41

khmelita42

khmelita43

khmelita44

khmelita45

khmelita46

khmelita47

khmelita48

khmelita49

khmelita50

khmelita51

khmelita52

khmelita53

khmelita54

khmelita55

khmelita56

khmelita57

khmelita58

khmelita59

khmelita60

khmelita61

khmelita62

khmelita63

khmelita64

khmelita65

khmelita66

khmelita67

khmelita68

khmelita69

khmelita70

khmelita71

khmelita72

khmelita73

khmelita74

khmelita75

khmelita76

khmelita77

khmelita78

khmelita79

khmelita80

khmelita81

khmelita82

khmelita83

khmelita84

khmelita85

khmelita86

khmelita87

khmelita88

     Церковь Казанской иконы Божьей Матери.

khmelita89

khmelita90

     Усадьба Хмелита – один из наиболее уникальных памятников на Смоленской земле, так как сохраняет архитектуру и ландшафт грибоедовского времени.

     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов


 

Мир глазами фотографа