Кирилло-Белозерский монастырь

                 Достопримечательности и интересные места

Адрес: г. Кириллов, Соборная пл., д. 1, тел. (81757) 3-14-79
Режим работы: с 9.00 до 18.00, кассы до 17-30, выходной день понедельник, летом без выходных.   http://www.kirmuseum.ru/

image74

Кирилло-Белозерский монастырь (также Кириллов монастырь) — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный на берегу Сиверского озера в черте города Кириллова Вологодской области, который вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
В комплекс Кирилло-Белозерского монастыря входят ансамбли Большого Успенского и Ивановского монастырей («Старый город»), «Нового города» и территория несохранившейся крепости Острог между ними. Монастырь окружён крепостными стенами с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича. Главное здание ансамбля — Успенский собор (1497 год).

image66

image67

image68

image69

image70

image71

image72

image73

image75

image76

image77

image78

image79

image80

image81

image82

Место первоначального поселения преподобного Кирилла Белозерского.

image83

image84

Свиточная башня.

image85

image86

image87

image88

image89

image90

image91

Глухая башня.

image92

     В конце XIV и начале XV веков, во времена возведения новых монастырей, последователи Сергия Радонежского основали монастырскую обитель, история которой началась с пещеры на берегу Сиверского озера, вырытой монахом Кириллом Белозерским в 1397 году. Недалеко от этого места вскоре его спутником Ферапонтом Белозерским был основан Ферапонтов монастырь. Белозерские монастыри отличались особыми строгими правилами.
     Со временем вокруг монастыря Кирилла Белозерского появилась целая система монашеских обителей: Ферапонтов монастырь, Горицкий Воскресенский монастырь (в 7 км от Кириллова), Нило-Сорская пустынь (в 15 км) и другие. Эти ещё с небольшим населением зе́мли совсем недавно оказались в составе Московского княжества, которого интересовало их скорейшее экономическое освоение. Московские князья и белозерская обитель были тесно связаны. Этому свидетельствуют сохранившиеся послания преподобного Кирилла сыновьям Дмитрия Донского.
     Находясь до того в ссылке в Вологде, Великий князь Василий Васильевич навестил монастырь в 1447 году. Он был освобожден от крестного целования не иметь виды снова на московский престол Кирилловским игуменом Трифоном. За это великий князь великодушно отблагодарил монастырь.
В процессе конкурирования Москвы с независимым Новгородом Кириллов монастырь был не только наиважнейшим ключевым пунктом для закрепления в Заволочье, но и главным экономическим центром: здесь был проложен торговый путь на север к Белому морю, а также пересекались различные торговые пути. До времён правления Петра Великого монастырь активно занимался торговлей, особенно солью и рыбой.
     В конце XV века обитель стала одним из крупнейших книжных центров России, который хранил 210 рукописей. Шесть рукописных сборников, автором которых был белозерский монах Ефросин, сохранились до наших дней. Ему также принадлежит окончательная редакция и название поэмы «Задонщина». В конце XV и начале XVI веков Кириллов монастырь, где подвизался Нил Сорский, стал одним из главных центров движения нестяжателей.
     Первоначально белозерские земли принадлежали Ростовской епархии. Успенский собор, сохранившийся до нашего времени, стал первой каменной постройкой монастыря, который был возведен в 1497 г. артелью ростовских мастеров.
Большое количество каменных храмов были построены в конце правления Василия III. В 1528 году он приехал в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской с молитвами о рождении наследника. Впоследствии родился будущий царь Иван Грозный. Современники связывали это событие с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Всю свою жизнь Иван Васильевич считал себя обязанным Кириллову монастырю за своё рождение, поэтому питал к нему особое пристрастие. Перед смертью, последовав примеру своего отца, принимая схиму, первый русский царь, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря.
Несмотря на большой пожар в 1557 году монастырь являлся самым крупным средоточием каменных построек на севере Русского государства и крупнейшим церковным землевладельцем после Троицкого монастыря. Принадлежало монастырским владениям 607 деревень. Настоятели Кирилловского монастыря имели особое место в церковной иерархии и, обычно, со временем переходили на значимые архиерейские кафедры.
     Подобно другим северным монастырям, Кириллов являлся местом заточения лиц из светской и церковно-феодальной знати. В разное время здесь находились опальные Вассиан Косой, бояре М. И. Воротынский, И. П. Шуйский, И. Ф. Мстиславский, Б. И. Морозов, великий князь Симеон Бекбулатович, московский митрополит Иоасаф (Скрипицын), патриарх Никон и другие.
     Первая крепостная каменная ограда с 8 башнями была воздвигнута в 1600 году. Внутри стен было 9 каменных церквей и колокольня. Деревянными остались только кельи и другие некультовые постройки. В 1604 г. священником вологодского Софийского собора Анисимом Самсоновым было написано 20 образов Божией Матери и 20 образов прп. Кирилла Белозерского для Кириллова Белозерского монастыря.
Во времена Смуты в 1612 году монастырь подвергся осаде, и до 1616 нескольким нападениям войск польских и литовских интервентов. Монастырь сумел дать отпор, а во время штурма командовавший осаждавшими польский полковник Песоцкий был убит.
     После этих событий русское правительство осознало, что обитель имеет важное фортификационное значение, после чего в 1654—1680 годах были построены новые каменные стены монастыря. Благодаря этому монастырь стал одной из крупнейших и могучих крепостей в России, которые сохранились до наших дней.
     После смерти царя Алексея Михайловича бывший Патриарх Московский Никон, был отправлен сюда в ссылку в 1676 году и провел здесь последние 5 лет своей жизни. По дороге отсюда в Москву он скончался.
     В 1722 году в монастырь навестил Пётр I. Тогда обитель была собственником 21 тысячи крестьян, которые проживали на территории 16 уездов. Но экономическое значение монастыря стало понижаться, когда у России появились балтийские порты и вследствие упадка северной торговли через Архангельск.
     Постепенный закат монастыря продолжился и при следующих правителях. В 1764 Екатерина II лишила обитель всех крестьян и угодий. Спустя 12 лет из монастырской слободы был образован город Кириллов, а в крепостной стене располагалась городская и уездная тюрьма.
     В сентябре 1918 года настоятель монастыря Варсонофий (Лебедев) и епископ Кирилловский были расстреляны большевиками.
     Структура архитектурного ансамбля

Схема Кирилло-Белозерского монастыря

     Схема Кирилло-Белозерского монастыря
Архитектурные части ансамбля: Старый город (I Большой Успенский монастырь и II Малый Ивановский монастырь),
III Острог, IV Новый город
(1) Успенский собор (1497г.) (20) Церковь Иоанна Предтечи (1531-1534гг.)
(2) Церковь Введения с трапезной палатой (1519г.) (21) Церковь Сергея Радонежского с трапезной палатой (1560-1594гг)
(3) Церковь архангела Гавриила (1531-1534 гг.) (22) Малая больничная палата (1732г.)
(4) Колокольня (1757-1761гг.) (23) Каменные сени над часовней и крестом
(5) Церковь Кирилла (178-1784гг.) (24) Церковь Ризоположения из села Бородава (1485г.)
(6) Церковь Владимира (1554г.) (25) Деревянная мельница (XIXв.)
(7) Церковь Епифания (1645г.) (26) Вологодская башня (XVIIв.)
(8) Святые врата (1523г.) с церковью Иоанна Лествичника (1569-1572гг.) (27) Кузнечная башня (XVIIв.)
(9) Церковь Евфимия (1646г.) (28) Глухая (Котельная) башня (XVIв.)
(10) Церковь Преображения, Водяные ворота (1595г.) (29) Свиточная башня (XVIв.)
(11) Домик Келаря (XVIIв.) (30) Хлебенная башня (XVIIв.)
(12) Поварня (XVI-XVIIв.в.) (31) Поваренные кельи (XVIIв.)
(13) Архимадричьи кельи (XVII-XIXв.в.) (32) Поваренная башня (XVIIв.)
(14) Казеная палата, сушило (XVI-XVIIв.в.) (33) Мереженная башня (XVIв.)
(15) Монашеские кельи (XVIIв.) (34) Большая Мереженная (Белозерская) башня (XVIIв.)
(16) Священические кельи (XVIIв.) (35) Грановитая башня (XVIв.)
(17) Кельи (XVIIв.) («Монастырский архив») (36) Косая башня (XVIIв.)
(18) Большие больничные палаты (1643-1644гг.) (37) Ферапонтовская (Московская) башня (XVIIв.)
(19) Кельи (XVIIв.) («Духовное училище») (38) Казанская башня (XVIIв.)
     Грандиозный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря сложился в основном за два столетия, с конца ХV до конца ХVII века. Его структура впечатляет масштабом и включает в себя Старый город, состоящий из ансамблей Большого Успенского и Малого Ивановского монастырей, Новый город и территорию не сохранившейся крепости Острог между ними.
Часть ансамбля «Старый город»
     Главным зданием ансамбля Успенского Большого монастыря несомненно является Успенский собор, который считается одной из первых каменных построек Русского Севера. Позже с северной стороны собора был пристроен придел Владимира, что представляет собой бесстолпный храм, своды и купол которого держатся только за счет наружных стен.
     На южной стороне от Успенского собора над захоронением основателя монастыря по инициативе Ивана Грозного была выстроена Церковь Кирилла, которая простояла не долго.
Справа от Успенского собора располагается церковь Архангела Гавриила, построенная Василием III в благодарность за рождение у него сына — Ивана Грозного. С церковью Архангела Гавриила соединяется массивная невысокая колокольня, которая в настоящее время не имеет колоколов и используется как смотровая площадка для туристов.
     К колокольне с северо-запада примыкает квадратная одностолпная трапезная палата с церковью Введения, считающейся второй каменной постройкой Успенского Большого монастыря. Наличие большого холодного собора и огромной тёплой трапезной палаты было продиктовано внутренними потребностями богатого общежительного монастыря.
     Вокруг комплекса Успенского собора по периметру размещаются хорошо сохранившиеся строения XVI — XVII веков: казенная палата, архимандрические (Настоятельские кельи) и монашеские кельи (Братский корпус). В 1523 году было положено начало строительству архитектурному ансамблю, располагающемуся между двумя башнями северной крепостной стены, состоящему из казенной палаты (здание для хранения монастырской казны), сушила, Святых ворот с церковью Иоанна Лествичника. Первоначально казенная келья или палата представляла собой небольшое квадратное в плане здание, вплотную примыкавшее к западной стороне ворот. Возможно, она имела второй этаж, сломанный уже в XVI веке.
     К сожалению, не полностью до нашего времени сохранились и Святые ворота, над которыми в 1572 году была выстроена церковь Иоанна Лествичника, при этом первоначальное завершение памятника было утрачено. Ворота состоят из двух пролетов. Стены и своды ворот покрыты живописью. Как свидетельствует надпись на правой стороне меньшего пролета, выполняли её «старец Александр своими учениками со Омелином да с Никитою». Стенопись ворот частично находится под поздними записями.
     На территории Успенского Большого монастыря располагаются также больничный комплекс в юго-восточной части Успенского Большого монастыря, келарский корпус почти без изменений сохранившийся между церквями Преображения и Введения, поварня.
     Малый Ивановский монастырь не так богат памятниками, как Большой Успенский монастырь, но именно здесь началась история монастыря и продолжается сегодня. На территории монастыря сохранились только каменные постройки: 2 церкви (Церкви усекновения главы Иоанна Предтечи и Церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой), малые больничные палаты (1730-е годы — самоё новое хозяйственное помещение Кирилло-Белозерского монастыря) и каменные сени над часовней и крестом.
     Часть ансамбля «Новый город»
     С возведением крепости под названием «Новый город» после появления в 1653 году царского указа о строительстве новых крепостных сооружений территория монастыря увеличилась вдвое (12га), протяженность стен составила почти два километра, высота стен составила около 11 метров, толщина 7 метров. Строительство «Нового города» было масштабно по тем временем, так как не было ей равной в русском государстве по величине и огневой мощи, и длилось строительство около 30 лет. Руководил строительными работами городовой старец Кирилл Иванович Серков, происходивший из подмонастырской деревни Шедьеро.
     С 1958 года на территории Нового города сохраняется деревянная церковь Ризоположения (1485 г.) из села Бородава, которая является древнейшим деревянным сооружением Севера, сохранившемся до наших времен. Недалеко от церкви располагается ветряная мельница ХIХ века, которая была перевезена, вероятно, из деревни Горка. В ХIХ веке таких мельниц в Кирилловском уезде было великое множество, сейчас сохранилась только одна.

     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов


Мир глазами фотографа