Усадьба Марфино

30 апреля 2018                 Достопримечательности и интересные места

     Подмосковная дворянская усадьба Марфино находится в 25 километрах от МКАД по Дмитровскому шоссе, в селе Марфино Мытищинского района на берегу реки Учи.

image1

     В Марфино с Дмитровского шоссе есть два поворота. Если свернуть на первом повороте, то можно будет увидеть двухарочный псевдоготический мост, выстроенный в 1770-х годах при Салтыковых и перестроенный в 1837—1839 годах по проекту М. Д. Быковского. Галерея моста завершена аркадой и зубцами. К 2016 году мост, находящийся в зоне совместной ответственности Министерства обороны РФ и муниципальных властей Мытищинского района, закрыт из-за аварийного состояния и отсутствия средств на реконструкцию. Аварийные постройки отделены от усадьбы решёткой, без импровизированных отверстий.
     Усадебный дом и остальные постройки можно посмотреть, если свернуть на втором повороте и оставить автомобиль на стоянке рядом с КПП санатория «Марфинский» Министерства обороны РФ.

image2

image3

     Мы решили свернуть на втором повороте и пешком пройтись к аварийному мосту, посмотреть две церкви и реку Учу.

image4

     Войти на территорию усадьбы Марфино можно через КПП санатория «Марфинский». Усадьба открыта для свободного посещения, вход бесплатный. Не забудьте захватить паспорта для оформления пропуска.
     Пройдя через КПП, попадаем на еловую аллею, которая ведёт к санаторию.

image5

image6

image7

     Не доходя до корпусов санатория, нужно повернуть направо и идти по красивым аллеям к усадьбе, которая в XVIII—XIX веках принадлежала Голицыным, Салтыковым, Орловым и Паниным.      Свой характерный псевдоготический облик приобрела в середине XIX века благодаря усилиям графини Софьи Паниной и архитектора Михаила Быковского.

image8

image9

     Двухэтажный главный дом построен в псевдоготическом стиле (1760—1780 г.г.). С севера к усадебному дому примыкают два флигеля, построенные в 1820-х годах по проекту крепостного архитектора Тугарова.

image10

image11

image12

image13

image14

     Важную роль в композиции ансамбля играют две двухэтажные жилые постройки XVIII века — украшенные восьмиколонными портиками тосканского ордера псарни, замыкающие с севера главную композиционную ось ансамбля.

image15

image16

image17

image18

image19

     Рядом с домом расположены обильно украшенные неоготическими элементами подъездные ворота с пристроенной к ним сторожевой башней.

image20

image21

image22

image23

image24

image25

image26

image27

image28

     От главного усадебного дома к пруду спускается белокаменная лестница с фигурами грифонов, тоже оформленная Быковским.

image29

image30

image31

image32

image33

image34

image35

     На верхнем ярусе находится открытая беседка, а у подножия лестницы размещены фонтан и пристань.

image36

     Сохранился обширный парк с беседками и прудами. Двухъярусная беседка полуротонда построена в XVIII веке при Салтыковых. Её рустованный нижний ярус имеет восьмигранную форму и прорезан проёмами входов. Во втором ярусе — опирающейся на римско-дорическую колоннаду восьмиколонной беседке — находится статуя Аполлона Бельведерского.

image37

image38

     В конце одной из аллей липового парка расположилась беседка полуротонда, также построенная при Салтыковых и служившая, вероятно, музыкальным павильоном. Она представляет собой перекрытую половиной сферического купола тосканскую колоннаду.

image39

image40

image41

image42

image43

image44

image45

     Осмотрев усадебные постройки парка, мы отправились опять к КПП и пошли к реке, где через один из прудов перекинут двухарочный псевдоготический мост, выстроенный в 1770-х годах при Салтыковых и перестроенный в 1837—1839 годах по проекту М. Д. Быковского. Галерея моста завершена аркадой и зубцами. Находится в аварийном и заброшенном состоянии. Местные используют аркаду как румочную для распития спиртных напитков и как отхожее место.
     Было очень обидно и жалко смотреть на доведённый до отчаянного состояния мост, который был в недавнем прошлом великолепной декорацией к фильмам: «Стакан воды», «Женщина, которая поёт», «Дворянское гнездо», и т.д.

image46

image47

image48

image49

image50

image51

image52

image53

image54

image55

image56

image57

image58

image59

image60

image61

     По дороге к реке сфотографировали два храма — летнюю церковь Рождества Богородицы и зимнюю церковь Петра и Павла. Церковь Рождества Богородицы построена в 1701—1707 годах по проекту крепостного архитектора В. И. Белозёрова. В оформлении храма переплетаются черты голицынской вариации московского барокко и более позднего петровского барокко.

image62

image63

image64

image65

     Небольшая церковь Петра и Павла, построенная в 1770-х годах в стиле классицизма, относится к типу храма «под звоном». Основной объём храма, имеющий форму ротонды, перекрыт световым барабаном с куполом. В восьмигранном световом барабане храма помещались колокола. Белокаменный декор церкви, созданный по проекту М. Д. Быковского, несёт в себе черты ренессанса.

image66

     Эта экскурсия оставила ощущение восторга с чувством горечи от невосполнимых утрат.

image67

image68

image69

     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов


Мир глазами фотографа