Мирский замок. Беларусь (часть 2)

27-28 августа 2018                 Достопримечательности и интересные места

     Часть 2. Музейная экспозиция

Мирский замок 46

     История замка описана в первой части http://elvik-foto.ru/mir-zam/
     Теперь мы пройдёмся по внутренним помещениям замка и осмотрим музейные экспонаты.
     Основная экспозиция размещена в Северном корпусе.

Мирский замок 1

Мирский замок 2

Мирский замок 3

Мирский замок 4

Мирский замок 5

Мирский замок 6

     На втором этаже Северного корпуса находятся залы, экспонаты которых рассказывают об оборонительном зодчестве Великого княжества Литовского (ВКЛ) в 14-17 веках и о владельцах Мирского замка – Ильиничах, Радзивиллах, Витгенштейнах, Святополк-Мирских.
     С образованием Великого княжества Литовского в архитектуре земель, составлявших территориальную основу государства, наиболее активно стало развиваться оборонительное направление. На смену деревянным замкам и крепостям приходят каменные сооружения. Вначале появляются башни-бергфриды. Бергфрид – это нежилая укреплённая башня в замке. Примером такой башни является Каменецкая башня 13 века. Её высота – 30 метров – позволяла играть роль дозорного пункта, а стены толщиной в 2,5 метра защищали всех, кто укрывался внутри.
     В 14 веке на землях Великого княжества Литовского для обороны от крестоносцев князья литовские, начиная от Гедимина, начали возводить укрепления нового типа – так называемые кастели, или замки правильной формы, массивные стены которых завершались боевыми галереями. Примером служит Лидский замок.
     Наряду с замками оборонительную функцию выполняли христианские храмы.
     В музее представлены макеты Сынковичской церкви и Камайского костёла.

Мирский замок 7

Мирский замок 8

Мирский замок 9

Мирский замок 10

Мирский замок 11

Мирский замок 12

Мирский замок 13

     Макет церкви Св. Архангела Михаила в д. Сынковичи.

Мирский замок 14

Мирский замок 15

Мирский замок 16

     Первые владельцы Мирского замка – род Ильиничей.

Мирский замок 17

Мирский замок 18

Мирский замок 19

Мирский замок 20

Мирский замок 21

Мирский замок 22

     Рыцарский зал. Здесь представлены реконструкции доспехов 16-17 веков, к сожалению, оригинальных доспехов этого периода сохранилось немного.
     В зале также представлена реконструкция детского полудоспеха. С 6-8-летного возраста мальчиков приучали носить обмундирование, обучая военному искусству. Кроме того, от будущего рыцаря требовали быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного этикета и владеть «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьём, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.

Мирский замок 23

Мирский замок 24

Мирский замок 25

Мирский замок 26

Мирский замок 27

     Экспозиция — Род Радзивиллов.

Мирский замок 28

Мирский замок 29

Мирский замок 30

Мирский замок 31

     Копия картины «Княгиня Леонилла де Сайн-Ватгенштейн», 1846 г. К. Русецкий.

Мирский замок 32

     Миниатюра из коллекции князя Гогенлоэ.

Мирский замок 33

Мирский замок 34

Мирский замок 35

Мирский замок 36

Мирский замок 37

Мирский замок 38

Мирский замок 39

Мирский замок 40

Мирский замок 41

Мирский замок 42

Мирский замок 43

     Парадные залы располагались на третьем этаже дворца, поражали своим убранством и демонстрировали возможности владельца замка. Для оформления их интерьеров использовались охотничьи трофеи, украшенная резьбой мебель, картины лучших живописцев Европы, рыцарские доспехи, шпалеры фламандских мастеров и другие редчайшие произведения искусства.

Мирский замок 44

     Столовая изба – основное парадное помещение европейских дворцов эпохи Ренессанса. Столовая изба Мирского замка реконструирована на 17 век согласно документальным источникам и европейским аналогам того времени. Столовая изба занимала центральное место в планировке дворца и всегда располагалась на верхних этажах. Она отличалась значительными размерами и выполняла основные репрезентативные функции. Большие окна пропускали в Столовую избу достаточное количество света днём, а в тёмное время суток она освещалась оловянными фонарями. Здесь же находились богато украшенные кафельные печи, что подчёркивало значимость помещения. Производили кафель на радзивилловских мануфактурах, поэтому один из его вариантов изображает герб Радзивиллов – чёрного орла.
     Столовая изба была призвана производить впечатление на тех гостей, которые были приглашены в замок на пир. В первую очередь, внимание гостей привлекал кессонный потолок. Этот вид потолка получил своё название от французского слова caisson («ящик») и представляет собой многоугольные декоративные углубления в потолочном своде. Стены в Столовой избе по моде того времени белились и покрывались фресковой живописью.
     Главным назначением Столовой избы было проведение больших застолий. Основными предметами меблировки были большие столы, покрытые тонким сукном и скатертями, скамьи для гостей. Хозяин сидел во главе стола на отдельном кресле.
     Банкет сопровождался музыкой и танцами. Слух гостей услаждали дуды, виолы и лютни.

Мирский замок 45

Мирский замок 47

Мирский замок 48

Мирский замок 49

Мирский замок 50

     Охотничий зал.

Мирский замок 51

Мирский замок 52

Мирский замок 53

Мирский замок 54

Мирский замок 55

Мирский замок 56

Мирский замок 57

Мирский замок 58

Мирский замок 59

Мирский замок 60

Мирский замок 61

Мирский замок 62

     Портретный зал реконструирован по инвентарным описаниям середины 18 века, сделанным при князе Михаиле Казимире Радзивилле.
     В 1740-1750 годах придворные художники радзивилловского двора по распоряжению князя Михаила Казимира Радзивилла «Рыбоньки» создали для Мирского замка галерею живописных портретов в лавровом венке, получившую название от композиции с использованием венка для обрамления изображённой персоны.
     Зеркала в декоративных рамах и хрустальные люстры – важная часть интерьера эпохи барокко. В Портретно зале представлены два зеркала – одно из них – современная реконструкция, второе – 19 века, которое прекрасно сохранилось до нашего времени.

Мирский замок 63

Мирский замок 64

Мирский замок 65

Мирский замок 66

Мирский замок 67

Мирский замок 68

     Грандиозные балы и пышные приёмы, которые устраивались в замке, требовали постоянной работы кухонной службы, занятой приготовлением пищи. Поэтому в подвалах дворцовой части были предусмотрены помещения для хозяйственных нужд: весовая, винные погреба, кладовые для хранения и обработки продуктов.

Мирский замок 69

Мирский замок 70

Мирский замок 71

Мирский замок 72

Мирский замок 73

Мирский замок 74

Мирский замок 75

Мирский замок 76

Мирский замок 77

Мирский замок 78

     Внутренний двор Мирского замка.

Мирский замок 79

Мирский замок 80

Мирский замок 81

Мирский замок 82

     В живописном английском парке недалеко от Мирского замка находится небольшая церковь с высокой башней-звонницей и мозаичным панно на фасаде. Это домовая церковь-усыпальница последних владельцев Мира – князей Святополк-Мирских. Церковь-усыпальница была построена по личному распоряжению княгини Клеопатры Михайловны Святополк-Мирской после смерти мужа князя Николая Ивановича.
Проект церкви-усыпальницы был выполнен петербургским архитектором Робертом Марфельдом. Строительство велось в 1904-1910 годах. После окончания работ церковь была освящена в честь Св. Николая.
     Фасад церкви-усыпальницы украшает мозаичное панно «Спас Пантократор», которое выполнено в частной мозаичной мастерской Фролова в Санкт-Петербурге. Рядом с панно крепится копия картуша Святополк-Мирских с гербами двух старейших городов: Киева и Москвы.

Мирский замок 83

Мирский замок 84

Мирский замок 85

Мирский замок 86

Мирский замок 87

Мирский замок 88

Мирский замок 89

Мирский замок 90

Мирский замок 91

Мирский замок 92

Мирский замок 93

     С конца 90-х годов XX века у стен Мирского замка проводятся рыцарские фестивали. С 2006 года у стен замка каждое лето проходит фестиваль «Музыкальные вечера в Мирском замке».
На рыцарские турниры, концерты, выставки, фестивали, театрализованные представления съезжаются туристы из разных стран мира.

     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов


Мир глазами фотографа