Музей карет, экспозиция Каретная

                 Достопримечательности и интересные места

     г. Минск, ул. Кирилла и Мефодия. д.6

     В Музее истории города Минска есть экспозиция «Каретная» (Музей карет), которая посвящена истории гужевого транспорта.

Музей карет 1

     В начале XIX века на территории между современными площадью Свободы, улицами Кирилла и Мефодия, Зыбицкой и Герцена располагался мужской монастырь бернардинцев.

     Согласно планам монастыря за 1801 и 1806 годы, которые хранятся в рукописном отделе Вильнюсского государственного университета имени В. Капсукаса, в состав монастыря кроме каменных зданий костела и жилого корпуса входили несколько деревянных построек, среди которых “лядоўня”, сарай, амбар, конюшня, винокурня. Значительная часть территории монастыря использовалась под огород, также имелся колодец. Известно, что вдоль улицы Зыбицкой (бывшей Торговой) стояла деревянная ограда.

     В 1812 году, после вступления французских войск в Минск на территории монастыря был организован госпиталь для раненых французских солдат и офицеров.

     В 1817 г. на территории монастыря начались строительные работы. Был построен каменный дом (сегодня к нему пристроено здание экспозиции «Каретная») для ремесленников и челяди монастыря. В доме находились пивоварня, небольшая солодильня, баня для монахов.

     В сентябре 1864 года мужской монастырь бернардинцев закрыт, все здания поступили в городское ведение.

     В 1890 году принято решение об открытии в Минске городского аукциона и ломбарда. Для их размещения выбрали здание по улице Монастырской (теперь здание № 8 по улице Кирилла и Мефодия), 1-й этаж которого занимали пожарные. Под ломбард нужно было достроить 2-й этаж.

     Проект разработал городской архитектор Кноп, столярные и плотницкие работы выполнили мастера Меер Кадушин и Лэйзер Гата, жители Зыбицкой улицы.

     В начале ХХ века руководством пожарной команды проведены работы по благоустройству прилегающей территории. Предложен проект строительства цейхгауза — хозяйственной постройки для хранения инструментов. В 1906 году работы были завершены.

     Цейхгауз был пристроен к двухэтажному зданию пожарной команды и городского ломбарда на месте бывшей деревянной ограды вдоль улицы Зыбицкой.

     В 2014 году в восстановленном здании открыта экспозиция «Каретная».

Музей карет 2

     В музее представлены три основных вида гужевого транспорта: каретный, тележный и полозный. Также можно посмотреть на макет фрагмента каретной мастерской. Есть интерактивная зона, где можно найти информацию о развитии экипажного дела, документы о развитии гужевого транспорта Минска, для детей и взрослых есть игра «Собери экипаж». Музей небольшой, открылся в 2014 году, но коллекция постепенно пополняется новыми экспонатами.

Музей карет 3

     Карета, мастерская «Ign Hammann Twistringen», Германия, 1890-1895 г.г.
     Четырёхместный дорожный экипаж с откидным верхом. Оснащён горизонтальными рессорами, поворотным кругом, подножками для посадки, отдельным сидением для кучера, диваном и дополнительным местом в салоне кареты, приспособлением для багажа, двумя каретными фонарями. Использовался как городской наёмный экипаж, а также для загородных и дальних поездок.

Музей карет 4

     Сани выездные, Минская губерния, начало XX в.
     Сани укомплектованы кузовом, козлами для извозчика, местом для багажа. Использовали как наёмный городской экипаж в зимнее время. Внешний вид саней отражал состоятельность и социальную принадлежность владельца.

Музей карет 5

Музей карет 6

Музей карет 7

     Каретная мастерская Лейбмана.
     В Минске первая каретная мастерская известна с 1863 года. Располагалась напротив Пищаловского замка на улице Преображенской (ныне улица Интернациональная) в доме № 36, который не сохранился до наших дней. Владел «Каретной фабрикой» Л.Я. Лейбман. Мастерская занималась ремонтом транспортных средств, осуществляла специальную натяжку резиновых шин на каретные колёса. При мастерской находился склад, где хранились готовые экипажи разных типов.

Музей карет 8

     Бричка. Минская губерния, начало XX в.
     Выездной пассажирский экипаж, состоит из колёсной основы и кузова. Кузов открытый, цельный, с подножками для посадки и приспособлением для багажа.

Музей карет 9

Музей карет 10

     Коляска. Западная Европа, конец XIX — начало XX в.в.
     Двухместный лёгкий рессорный экипаж типа «Фаэтон» с откидным верхом (капором). Коляска управлялась самим пассажиром.

Музей карет 11

     Телега-дробяк. Минская губерния, начало XX в.
     Повозка со съёмными решётчатыми стенками. Использовали в хозяйстве для перевозки грузов. Удобна во время поездок по грунтовым дорогам.

Музей карет 12

     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов


     
     

Мир глазами фотографа