Палаты Московского печатного двора, Синодальная типография

сентябрь 2019                 Достопримечательности и интересные места

     Москва, ул. Никольская, д.15

Музейно-образовательный комплекс ИАИ РГГУ «Никольская, 15»

printing_yard 1

     Вот и сходила я в палаты Московского печатного двора, в Синодальную типографию. С городскими экскурсиями как-то не получалось, но периодически заходила на сайт Историко-архивного института РГГУ. Где-то в интернете мне попадалась информация, что можно посетить палаты Московского печатного двора с экскурсоводами этого института, профессиональными историками – сотрудниками и преподавателями Историко-архивного института РГГУ.
Достаточно перейти по ссылке https://www.rsuh.ru/iai/nikol-skaya-15-/tours/ и записаться на экскурсию, выбрав удобный для вас день.
     Начинается экскурсия с обзора Никольской улицы, на которой находится великолепное здание Историко-архивного института. На территории которого и находятся палаты Московского печатного двора, Синодальная типография, и есть выход на небольшой участок Китайгородской стены.
     Предположительно, здесь находилась библиотека Ивана Грозного, и именно в этих палатах была напечатана первая русская книга Ивана Фёдорова – «Апостол»; в 1568 году выпустили школьный учебник грамоты; в 1634 году Василием Бурцовым был отпечатан первый в России «Букварь языка Словенска»; в 18 веке здесь издавалась первая печатная газета в России – «Московские Ведомости», первым издателем которой считается Николай Поповский, профессор философии Московского университета.

printing_yard 2
     Никольская улица.

printing_yard 3
     Третьяковский проезд.

     В XIX веке Никольская улица была центром московской книготорговли: на ней и прилегающей к ней Новой площади было 26 книжных лавок из 31-ой существовавшей в Москве, здесь же располагались многочисленные лавки букинистов. В конце улицы, находился дом Академии наук с академическим книжным магазином.
     Спустя почти 100 лет на Никольской улице вновь открылся книжный магазин «Печатный двор» Историко-архивного института РГГУ на Никольской, 15.
     В Китай-городе на Никольской улице находится замечательное здание «дом Синодальной типографии», в древности известный под именем Печатного двора, построенного в 1553 году по повелению царя Иоанна Васильевича (Ивана Грозного). Сначала это большое каменное здание было двухэтажным с подклетями. Окна были слюдяные, кровли и пристройки были деревянными.

printing_yard 4

printing_yard 5

printing_yard 6

     Типографский двор был огорожен острым деревянным тыном, а на Никольскую улицу выходили большие деревянные ворота с кровлей. В 1643 году, по повелению царя Михаила Фёдоровича, на Печатном дворе по Никольской улице были сооружены двухэтажные каменные палаты, а через два года были достроены каменные ворота с башней. Надворная башня имела высоту 28 метров.
     Здание построено в готическом стиле с арабскими и итальянскими элементами. В центре ворот над створами в большом овале лепное изображение всевидящего ока в лучах. В бельэтаже над воротами находятся солнечные часы, расположенные симметрично.
     Фигуры льва и единорога, скорее всего, являлись гербом самого Ивана Грозного, на печатях которого есть эти фигуры.
     Первыми заводчиками и художниками типографского дела в Москве были при царе Иоанне Васильевиче (Иване Грозном) диакон Кремлёвской церкви Николая Гостунского Иоанн Фёдоров и Пётр Тимофеев, по прозвищу «Мстиславец». Напечатанная 1 марта 1564 года ими книга называлась «Апостол», церковная книга, предназначенная для чтения во время богослужений. Она отпечатана чётко, крупно и красиво, с гравированными заставками и заголовками, с большими резными заглавными буквами. В ней нет ни одной опечатки.

printing_yard 7

printing_yard 8

     Через год те же мастера печатают вторую церковную книгу – «Часовник». Они мечтают широко развернуть своё производство, но над ними уже нависает гроза.
     Быть может, это бояре, ненавидящие все нововведения того времени, пускают по Москве слух, будто печатники – еретики и колдуны. Быть может, переписчики, опасаясь, что печатный станок лишит их работы, поднимают народ против Ивана Фёдорова. Это точно неизвестно. Но известно, что сам Фёдоров говорил о преследованиях, которым он подвёргся в Москве со стороны «многих начальник и священноначальник, и учитель, которые на нас, зависти ради, многие ереси умышляли, хотячи благое в зло превратити».
     В 1566 году Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец вынуждены покинуть Москву.
     С отъездом Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца не прекращается печатное дело в Москве.
     В той же типографии русские мастера Андроник Невежа и Никифор Тарасиев, очевидно ученики Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца, уже в 1568 году выпускают псалтырь – школьный учебник грамоты того времени.
     Вскоре основана новая типография в Александровской слободе. В ней работал Андроник Невежа, который напечатал около десяти различных церковных книг.
     С 1564 по 1711 год было отпечатано около 700 изданий, среди которых были так называемые четьи книги, полемические сочинения, переводы, учебная литература. Именно при московском Печатном дворе сложился стиль русских кириллических изданий.
     В начале XVIII века Печатный двор передали в ведение Духовной коллегии. В 1721 году он был подчинён Святейшему Синоду, а типография преобразована в Синодальную.
     В конце XVIII — начале XIX веков корпуса по Никольской улице были разобраны и в 1811—1814 годах на их месте возвели монументальное здание Синодальной типографии по проекту архитекторов Алексея Бакарева и Ивана Мироновского. Постройки воспринимались как единый архитектурный ансамбль с башнями и стенами Китай-города.
     Типографию неоднократно достраивали и реконструировали в «русском стиле». Фасады комплекса со стороны внутреннего двора сохранили барочный облик. Дворовую часть восточного корпуса в 1871 году оформил архитектор Михаил Чичагов.
     Переделку палат у Китайгородской стены произвёл в 1872—1875 годах архитектор Николай Артлебен. По его проекту была реконструирована Прави́льная палата (Теремок) и возведено новое шатровое крыльцо. Над росписью интерьеров работали палехские мастера. Подземные части Теремка датируются концом XV века, что позволяет говорить о подвале, как об одном из древнейших сооружений Москвы. Надстройка третьего этажа и оформление торцевых сторон боковых корпусов выполнены в 1890-х годах архитектором С. С. Слуцким. В 1917 году Синодальная типография была закрыта, в её стенах разместились советские архивные учреждения, а с 1931-го — Историко-архивный институт РГГУ.

printing_yard 9

printing_yard 10

printing_yard 11

printing_yard 12

printing_yard 13

printing_yard 14

printing_yard 15

printing_yard 16

printing_yard 17

printing_yard 18

printing_yard 19

printing_yard 20

printing_yard 21

printing_yard 22

printing_yard 23

printing_yard 24

printing_yard 25

printing_yard 26

printing_yard 27

printing_yard 28

printing_yard 29

printing_yard 30

printing_yard 31

printing_yard 32

printing_yard 33

printing_yard 34

printing_yard 35

     Подклети Печатного двора.

printing_yard 36

printing_yard 37

printing_yard 38

printing_yard 39

printing_yard 40

printing_yard 41

printing_yard 42

printing_yard 43

printing_yard 44

printing_yard 45

printing_yard 46

printing_yard 47

printing_yard 48

printing_yard 49

printing_yard 50

printing_yard 51

printing_yard 52

printing_yard 53

printing_yard 54

     Многие загадки Китайгородской стены до сих пор тревожат умы учёных-археологов. А что же нам известно о Китай-городе?..

     Китай-город

     В старину Кремль назывался городом, а строения вне Кремля – Посадом, а слободы вне Белого города – Загородьем. С увеличением числа посадских и недостатка места в Кремле, для всех жителей в случае набегов неприятеля, стало причиной того, что мать Иоанна Грозного Елена Глинская, во избежание новых бедствий от нашествия татар и литовцев, приказала выкопать ров вокруг всего Посада и заполнить его водой.

printing_yard 55

     Работы велись с мая по июнь 1534 года всеми московскими жителями, за исключением знатнейших граждан и государственных чиновников. А с 1535 по 1538 год по нововыкопанному рву была построена каменная стена с четырьмя башнями. Постройкой стены заведовал зодчий-итальянец Петрок Малый.
     Таким образом, основалась новая часть города под названием Китай-город.
     А вот откуда появилось это название – до сих пор ведутся споры. По мнению некоторых, это слово значит «средний», другие полагают, название идёт от имени Китай-городка в Подольском воеводстве, откуда была родом Елена Глинская. Есть ещё несколько версий.
     После перенесения столицы из Москвы в Петербург стены Китай-города стали приходить в разрушение. В башнях мелкие чиновники открывали лавки, к стенам были пристроены лавки, погреба, сараи и конюшни. Нечистота при стенах всё больше увеличивалась и заражала воздух. Больше всего таких лачужек и плохих построек в этой части города было на землях, захваченных духовными властями. Церковное духовенство не только в подворьях, но и на церковных землях завело погреба, харчевни и цирюльни.
     Начальник Кремлёвской экспедиции П.С. Валуев в 1806 году ходил к обер-полицмейстеру А.А. Беклешеву по поводу снесения с церковных земель подобных заведений. Но митрополит Платон не согласился, представив в ответ, что от этого уменьшатся церковные доходы. Особенно в Китай-городе было самое грязное и неблагообразное место в Большой и Малой Певчих улицах. Синодальные певчие сдавали постройки внаймы. В случае пожара эта местность представляла большую опасность и наконец, в 1804 году все незаконные постройки были снесены. В 1786 году все деревянные лавки были заменены каменными по приказу графа Я.А. Брюса.
     Китай-город стал наиболее скученно-населённой местностью, строения были сплошными, пять площадей, 15 улиц шириной от 4 до 8 саженей, торговых помещений втрое больше числа квартир. Жителей насчитывалось более 30 тысяч, домов более 2-х тысяч.

printing_yard 56

printing_yard 57

printing_yard 58

     Внутреннее помещение Китайгородской стены, требующее реставрации.

printing_yard 59

printing_yard 60

printing_yard 61

printing_yard 62

printing_yard 63

printing_yard 64

     До наших дней сохранились стены Китай-города небольшими участками, на один из которых можно попасть, посетив экскурсию в Историко-архивном институте РГГУ.

     Источники:
     Музейно-образовательный комплекс ИАИ РГГУ «Никольская, 15»,
     Википедия,
     М.И. Пыляев «Старая Москва»,
     П.И. Лопатин «Москва»,
     И.К. Кондратьев «Седая старина Москвы».

     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов


 

Мир глазами фотографа