Анапский археологический музей

                 Достопримечательности и интересные места

     Горгиппия

     Анапа, Краснодарский край.
     Отдел археологии: ул. Набережная 4,
     Отдел краеведения: ул. Протапова, 1

     Анапский археологический музей – филиал Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына. Он включает в себя археологический заповедник «Античный город Горгиппия» и отдел краеведения.
     В здании музея находится мемориальный зал Монахини Марии (известной как мать Мария (фр. Mère Marie), в миру Елизаве́та Ю́рьевна Скобцо́ва, в девичестве Пиленко, по первому мужу Кузьмина́-Карава́ева; 8 [20] декабря 1891, Рига — 31 марта 1945, Равенсбрюк, Германия) — монахиня Западноевропейского экзархата русской традиции Константинопольского патриархата. Русская поэтесса, мемуаристка, публицист, общественный деятель, участница французского Сопротивления. Канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица в январе 2004 года.
     Археологический заповедник «Античный город Горгиппия» находится в самом центре города на его набережной и считается по-своему уникальным. На большой территории представлен полностью музеефицированный раскоп древнего города – памятник археологии «Античный город Горгиппия». Рядом, в тени деревьев, выставка под открытым небом, где располагаются фрагменты храмовой архитектуры, саркофаги, надгробные плиты. В залах музея работают постоянные экспозиции и фондовые выставки.

museumanapa1

                                    Статуя богини судьбы Тихе.

     «В VI-V в. до н.э. разные причины, которые можно определить, как превратности хода истории и человеческой судьбы, направили взгляды Древних греков в Северное Причерноморье, всё дальше и дальше от исторической родины Эллады. Греческие корабли, двигаясь вдоль побережий морей, всё глубже проникали в незнакомый мир мифических северных племён киммерийцев. Найдя удобные бухты и плодородные земли, эллины основывали новые города-колонии.

     Этот период античной истории выводит на первый план среди небожителей-Олимпийцев новую персону – богиню доброго и несчастного случая Тихе, во власти которой было перевесить чаши весов в пользу одного или другого результата. На смену предопределённости пришла вероятность случайного развития человеческой судьбы. Эта переменчивая богиня по одним легендам была дочерью Зевса и являлась одной из мойр, плетущих нить человеческой судьбы, определяющих дату рождения и перерезающих нить жизни в назначенный час. По другой версии, которой придерживался Гесиод, Тихе была дочерью титана Океана. Однако уже в V веке до н.э. у классиков античной литературы Эсхила и Пиндара она уже выступает в качестве могущественной богини судьбы. Изображалась Тихе обычно с рогом изобилия в руке, рогом козы Амалфеи, вскормившей своим молоком самого Зевса.

     В период великой греческой колонизации, когда пошатнулась безоговорочная вера в предопределённость судьбы, когда эллинов волновал вопрос «Что ждёт их на незнакомом берегу – смерть или светлое будущее?» именно Тихе стала считаться покровительницей городов, воздвигнутых вдали от родины. Даже высокий головной убор богини (калаф) часто изображали в виде городских оборонительных стен.

     Греки, исповедуя культ богини доброго и несчастного случая, нашли лазейку в строгой системе верований и подарили себе возможность если не отсрочить неизбежное, то сделать жизнь более яркой, счастливой и удачной. А достичь этого более вероятно, если стать любимчиком Тихе.
Эту теорию подтверждает горгиппийская находка 1978 года. Исследуя подвал жилого дома на территории музея-заповедника, археологам посчастливилось найти статую сидящей богини из мраморного известняка. Необходимо отметить, что коллекция скульптур, найденных в Горгиппии немногочисленна, в первую очередь потому, что центральная площадь агора не исследована археологами и коллекцию составляют, в основном, статуэтки из домашних алтарей. Она была найдена при исследовании дома, погибшего в пожаре, произошедшем во II-I в.в. до н.э. Статуэтка имеет следы пребывания в огне и многочисленные сколы. Тихе представлена как богиня, восседающая на троне. Складки её одеяния и длинный рукав хитона скреплены брошами. На её левом плече виден длинный скол от выступавшего рога изобилия козы Амалфеи, правая рука приподнята над коленом, что позволяет предполагать наличие в ней ещё одного предмета, скорее всего фиалы. Эта замечательная статуэтка совмещает в одном образе черты сразу двух великих богинь: Матери богов или Кибеллы и богини случая Тихе.
Это не единственная статуэтка покровительницы случая. найденная во время раскопок на территории Горгиппии, и относятся они к разным периодам существования города. Также найдены и надписи, высеченные в камне, начинающиеся словами посвящения богини Тихе «Агате Тихе». Эти находки говорят о том, что культ Тихе имел официальный характер в Горгиппии. Возможно горгиппийцы именно её считали покровительницей города.

     От этой непостоянной богини, которую, судя по древнегреческим мифам опасался сам Зевс, потому что она могла в корне изменить все его приказания, в жизни горгиппийцев зависело буквально всё:
     – пойдёт ли дождь среди ясного неба;
     – сядет ли холодный туман на цветущие сады;
     – нападут ли волки на мирно пасущиеся стада;
     – споткнётся ли противник во время борьбы, наступив на каменную осыпь…
     Вот как о богине судьбы говорит Еврипид в своей бессмертной трагедии «Алькеста»:
     «Строфа I

     Музам послушный,
     К звездным вздымался я высям,
     Многих наук причастен,
     Но ужасней Судьбы я
     Силы не знаю, – средства
     Нет от нее на досках,
     Что покрыла для смертных
     Вещая речь Орфея.
     И от нее лекарства,
     Фебу послушны, не крошат
     Асклепиады прилежно.

     Антистрофа I

     Ни алтарями,
     Ни в изваянье не чтима,
     Жертвы она не просит.
     Мне ж, царица, молю я,
     Будь ты такой, как прежде.
     То, что угодно Зевсу,
     Через тебя ведь творится.
     Ломишь железо даже —
     Славу, Судьба, халибов.
     И сожаленье чуждо
     Воле твоей холодной.»

     С раннего детства жители Горгиппии знали, что эта богиня может как одарить несметными богатствами из рога изобилия понравившегося ей человека, так и отобрать последнее у бедняги, который ей чем-то не угодил.»
     Источник: отрывок рассказа И.Н.Фединой

     История Анапского археологического музея начинается с Комнаты древностей, которая открылась в городском Курортном зале в 1909 году. В основу экспозиции была положена коллекция предметов античности археолога, профессора Петербургского университета Николая Ивановича Веселовского (1848-1918), который с 1895 года проводил раскопки на Кубани и жил в Анапе на собственной даче. В 1908 г. профессор раскопал античный склеп в станице Анапской, провёл его демонтаж и перевёз на территорию городского сада на Высоком берегу. Памятник античной погребальной архитектуры был восстановлен под руководством Н.И. Веселовского и открыт для осмотра вместе с Комнатой древностей.
     Коллекции Комнаты древности были утрачены в революционных событиях 1917-1920 годов.
     После гражданской войны и последующих преобразований музей в Анапе был возрождён в марте 1932 года трудами археолога и краеведа Г.Ф. Чайковского. Из описаний известного отечественного этнографа Л.И. Лаврова, посетившего Анапу в 1937 году, мы знаем о том, что городской краеведческий музей обладал обширной коллекцией.
     В период фашистской оккупации города (с сентября 1942 г. по сентябрь 1943 г.) музей был разорён, его собрание полностью утрачено. В сентябре 1945 года музей в Анапе открывается вновь. С этого времени начинают формироваться его существующие собрания.
     Летом 1954 года в Анапе при строительстве кинотеатра «Родина» и городской бани (ул. Астраханская) был обнаружен некрополь Горгиппии. Организованные охранно-спасательные раскопки проводились отрядом Синдской экспедиции ИИМК АН СССР под руководством И.В. Поздеевой и продолжались до 1956 года. По итогам этих исследований в коллекцию Анапского музея поступают первые археологические комплексы.
     В 1958 году научным сотрудником Анапского краеведческого музея А.И. Саловым исследован участок городища Горгиппия.
     В 1961 году создана Анапская экспедиция Института археологии Академии наук. До 1973 года её возглавляла д.и.н. Ирина Тимофеевна Кругликова (1917-2008), в 1973-1996 гг. – д.и.н. Екатерина Михайловна Алексеева.
     Экспедицией исследовано свыше 16000 м2 городища Горгиппии, более 700 погребений её некрополя, в окрестностях города – усадьбы, могильники и курганы.
     В 1975 году Анапской археологической экспедицией на некрополе Горгиппии открыты и исследованы два склепа II-III вв. н.э.: расписной «Склеп Геракла» и гробница знатной горгиппийской семьи с богатым комплексом погребального инвентаря.
     В 1977 году решением Совета министров СССР в Анапе создан археологический заповедник «Горгиппия». Анапскому музею присвоен статус археологического, он включён в состав Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника.

     Огромная заслуга в создании археологического музея-заповедника принадлежит анапским краеведам Андрею Ивановичу Салову (1913-1984) и Андрею Сергеевичу Корытину (1907-1989).
     Первым директором Анапского археологического музея стала Зоя Николаевна Лемякина, под руководством которой решались все организационные вопросы нового музея-заповедника. Зоя Николаевна работает в музее и сейчас.
     В 1978 году открыта первая экспозиция, посвящённая Горгиппии. Начались работы по консервации и реставрации памятника.
В 1999 году открыта мемориальная экспозиция, посвященная Е. Ю. Кузьминой – Караваевой (Матери Марии).
     В 2008 году открыта стационарная экспозиция «Античный город Горгиппия».
     В 2009 году Анапский музей отметил свое 100-летие.
     В 2013 году в Отделе краеведения открыта стационарная экспозиция «Анапа – город воинской славы».

museumanapa2

museumanapa3

museumanapa4

museumanapa5

museumanapa6

museumanapa7

museumanapa8

museumanapa9

museumanapa10

museumanapa11

museumanapa12

museumanapa13

museumanapa14

                                     Клазоменская расписная амфора.

     «В 1982 году в строительном котловане под спальный корпус пансионата «Океан», впервые за всю историю раскопок Горгиппии, были открыты следы раннегреческого поселения VI – V в. до н.э. На этом месте располагалась греческая колония, основанная переселенцами из Ионии. Культурный слой этого времени разделяется на несколько строительных периодов. В наиболее раннем обнаружены следы полуземлянок, возможно, жилищ первых греческих переселенцев. Полы заглубленных в землю домов покрывал слой пожара, содержащий в себе осколки ионийской и аттической посуды. Здесь был обнаружен наиболее ранний из найденных в Анапе античных сосудов – клазоменская столовая амфора с чернофигурной росписью.

     Амфора собрана из многочисленных фрагментов, утраченные части заполнены гипсом при реставрации. Находку можно датировать концом второй четверти VI в. до н.э. По сюжету и технике росписи она относится к клазоменской расписной керамике. Клазомены – один из 12 ионийских городов западного берега Малой Азии, входил в число крупнейших центров восточно-греческой вазописи. В VI в. до н.э. в Клазоменах сложилась своя школа чернофигурной росписи, в которой прослеживается влияние Коринфа и Аттики.
     На анапской амфоре присутствуют все особенности клазоменской школы вазописи. Основной сюжет: фигуры трёх сирен и сфинкса в геральдической композиции, разделённые бутонами лотоса; горло амфоры украшено пальметтами. Роспись выполнена тёмно-коричневым, почти чёрным лаком по серой глине, лица и грудь фигур выделены белой краской, лепестки пальметт, детали оперения сирен и сфинкса, головные уборы, дополнены пурпуром и мелкими белыми точками.

     Сирен часто изображали в росписи клазоменской керамики. В мифологии этих существ традиционно описывали как полуптиц-полуженщин. Они обитали на островах и своим сладкоголосым пением заманивали к себе моряков, усыпляли их, после чего раздирали несчастных на части. Впервые сирены описаны в XII песне «Одиссеи» Гомера. Однако в этой эпической поэме, созданной ещё в VIII в до н.э., не упоминается внешний вид этих существ.

     На анапской амфоре изображены три сирены. Но согласно описанию Гомера, сирен было только две. Он рассказывает о них в двойственном числе. Третья сирена в греческой мифологии появляется позже, а вместе с ней их имена и история происхождения. Псевдо-Аполлодор в эпитоме к «Мифологической библиотеке» пишет:

     «Сирены происходили от Ахелоя и Мельпомены, одной из Муз. Звали сирен: Пейсиноя, Аглаопа и Телксиепия. Одна из сирен играла на кифаре, другая пела, третья играла на флейте: так сирены завлекали к себе проплывающих мимо моряков».

     Сирены, существа, связанные со смертью, внушали страх. Но их судьба тоже была трагична. Согласно мифу, если кому-либо удастся проплыть мимо них невредимым, сирены погибнут, а это, как известно, было успешно осуществлено Одиссеем.

     Четвёртым существом на амфоре является Сфинкс. В греческой мифологии Сфинкс описывается как чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы, порождённое Тифоном и Эхидной.

     В «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского (I в. до н.э.) говорится, что когда-то в Фивах появилось девообразное чудовище Сфинкс. Она предлагала всем, кому это по силам, решить загадку и убила много людей, поскольку те не смогли дать правильный ответ. Загадка же заключалась в следующем: «Какое существо, имея один и тот же голос, становится поочередно четырёхногим, двуногим и трёхногим?». В награду за решение загадки – были предложены брак с царевной Иокастой и царская власть над Фивами, однако никто не смог найти правильный ответ. И только Эдип решил загадку. Существо, которое имеет в виду загадка, Сфинкс – это человек, ибо в детстве он ползает на четвереньках, когда становится взрослым – ходит на двух ногах, а в старости в качестве третьей опоры берет палку. Сфинкс в отчаянии бросилась в пропасть и разбилась насмерть.

     Существует и более древний миф о Сфинксе. Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII в. до н.э.) упоминает Сфинкс в своём произведении «Теогония». Первоначальным именем хищницы, обитавшей в Беотии на горе Фикион, по сообщению Гесиода было Фикс, а родителями названы Орф и Эхидна.

     Мастер на амфоре изобразил сирен и сфинкса вместе. Они относились к хтоническим существам греческой мифологии, считались музами подземного мира, приносящими смерть и страдания. Их часто изображали на надгробных памятниках, рисовали на стенах склепов.

     Фигуры существ разделяют бутоны лотоса. В Древней Греции лотос считался магическим растением и отождествлялся с богиней Афродитой. Были распространены рассказы о лотофагах – людях, питающихся цветами лотоса. Гомер в IX песне «Одиссеи» рассказывает, что путник, который отведает лотос, немедленно впадет в беспамятство и навсегда остается среди лотофагов.

     Горло амфоры украшают пальметты – веерообразные пучки пальмовых листьев. Пальметта считалась символом жизни и процветания. В качестве акротерия ею часто украшали надгробия, использовали в архитектуре. Мотив пальметты зародился в древнем Египте, оттуда он попал на остров Крит в догреческую минойскую культуру и использовался в искусстве греков вплоть до времён Византийской империи.

     Клазоменская чернофигурная амфора занимает почётное место в центре главной экспозиции музея «Античный город Горгиппия». Она возглавляет композицию из трех крупных чернолаковых сосудов: набора посуды, предназначавшегося для церемонии симпосиона – греческого пира. Амфора входит в число ценнейших экспонатов Анапского археологического музея и является одним из его символов.»

     Источник: Исторический очерк, С. Евсюков

museumanapa15

museumanapa16

museumanapa17

museumanapa18

museumanapa19

museumanapa20

museumanapa21

museumanapa22

                                    Краснолаковый лагинос.

     «В 1959 г. при раскопках некрополя Горгиппии найден редкий краснолаковый лагинос – кувшин для вина с рельефными украшениями. На тулове изображены два оленя склонившиеся к растению. Переход от тулова к горлу украшен жемчужником (орнаментом в виде ряда нанизанных бусин) и узором бегущей волны. В месте крепления ручки к тулову расположен рельефный лист плюща.

     Сюжет, изображающий оленей не случаен. В период с VI в. до н.э. по конец III в. н.э. импортируемую в Северное Причерноморье керамику, греческие мастера не редко украшали фигурами животных в том числе оленей. У Скифов, создателей знаменитого искусства звериного стиля, такие сосуды пользовались особой популярностью. У местных племён, во многом впитавших традиции и обычаи скифов, олень считался тотемным животным, проводником в загробный мир.

     В древнегреческой культуре олень тоже относился к культовым животным. Его связывали с богиней охоты Артемидой. Согласно мифу, охотник Актеон, по воле злого рока застал Артемиду за купанием со своими нимфами в ручье. Увидав, что на них смотрит смертный, нимфы, испуская крики ужаса, поспешили к богине, стараясь скрыть Артемиду от нескромных взоров. Разгневанная богиня брызнула водою на голову несчастного охотника и сказала: «Иди теперь и, если можешь, похвались тем, что видел купающуюся Артемиду». Тотчас же на голове Актеона выросли рога, и он превратился в оленя. Вскоре после этого Актеон погиб от собственных охотничьих собак.

     Артемида входила в число почитаемых в Горгиппии богов. Посвящение Артемиде Эфесской содержится на обломке плиты IV в. до н.э. найденной в Анапе в 1908 г.

     В древнегреческом мифе о кипарисе олень описан как священное животное, его связывали со скорбью и поминанием усопших.

     Жил на картийских брегах, посвящённый тамошним нимфам,
     Ростом огромный олень; широко разветвляясь рогами,
     Голову сам он себе глубокой окутывал тенью.
     Златом сияли рога. К плечам опускалось, свисая
     С шеи точеной его, ожерелье камней самоцветных.

     Публий Овидий Назон. Метаморфозы (130).
Изящные формы горгиппийского лагиноса, тонкая отделка деталей, чёткий графический рисунок и качество лака свидетельствуют о его пергамском происхождении.

     Пергам – античный город на западе Малой Азии, основанный выходцами из материковой Греции в XII в. до н.э. Со второй четверти III в. до н.э. Пергам являлся одним из важнейших торговых партнеров государств Северного Причерноморья. Плиний Старший в Естественной истории свидетельствует о славе пергамской столовой посуды:

     «Большая часть людей употребляет глиняную посуду. Ещё и теперь славится самосская столовая посуда. Свою высокую репутацию сохраняют также Арреций в Италии и Суррент, — однако только по части кубков, — Гаста, Полленция, в Испании Сагунт, в Азии Пергам.»

     В середины II в. до н.э., после того как Пергам стал частью Римской империи, производство столовой посуды и её импорт на Боспор приобрели массовый характер. Это подтверждается множественными археологическими находками пергамских керамических изделий в анапском регионе.

     Краснолаковый лагинос представлен в экспозиции «Античный город Горгиппия».
Источник: https://museumanapa.ru/2019/03/25/краснолаковый -лагинос/

museumanapa23

museumanapa24

museumanapa25

museumanapa26

museumanapa27

museumanapa28

museumanapa29

museumanapa30

museumanapa31

museumanapa32

museumanapa33

museumanapa34

museumanapa35

museumanapa36

museumanapa37

museumanapa38

museumanapa39

     «Главным символом Анапского археологического музея стал раскоп участка античного города на территории археологического заповедника «Горгиппия». Раскоп является центральным объектом заповедника «Горгиппия», уже давно ставшего неотделимой частью исторического и культурного пространства Анапы.
Археологический заповедник расположен на набережной города-курорта. Уже на подходе к музею человек ощущает веяние далекого прошлого: в густых кронах деревьев шумит вечный ветер, с моря доносится шелест волн, а сквозь ажурную решетку ограды начинают проступать очертания руин древнего города.

     Раскоп – это первое, с чего начинается знакомство с древней Горгиппией. Неспроста сотрудники Анапского археологического музея называют его главным экспонатом.

     История изучения и сохранения этого зримого памятника античной цивилизации насчитывает уже шесть десятилетий.

     Еще в конце 1940-х годов экспедиция под руководством выдающегося отечественного археолога-антиковеда В.Д. Блаватского установила, что археологические остатки античного города Горгиппии, занимающие площадь более 50 гектаров, полностью скрыты под кварталами современной Анапы. Раскопки были возможны только в зонах новостроек. В 1954-1956 гг. первые археологические раскопки были проведены в зоне строительства кинотеатра «Родина» – там был исследован участок древнего кладбища Горгиппии, её некрополя.

     Первые археологические раскопки на городище состоялись в 1958 г. На территории будущего археологического заповедника, во дворе Анапского горисполкома, научным сотрудником Анапского краеведческого музея А.И. Саловым были исследованы остатки гончарной печи античного времени. А в 1960 г. к раскопкам на этом участке приступила Анапско-Керченская экспедиция Института археологии Академии наук СССР. Археологические исследования во дворе Анапского горисполкома стали ежегодными, экспедиция, работавшая в тесном взаимодействии с Анапским краеведческим музеем, получила название Анапской. Руководили раскопками Горгиппии известные археологи-антиковеды, доктора исторических наук И.Т. Кругликова – с 1960 по 1972 гг. и Е.М. Алексеева – с 1973 по 2000 гг.
     Уже первые исследования во дворе горисполкома показали, что здесь, на юго-восточной окраине городища Горгиппии прекрасно сохранились строительные остатки античной эпохи. Особенно – заглубленные в землю каменные стены подвалов жилых домов последнего периода жизни древнего города – II – первой половины III в. н.э. Со временем возникла идея сохранить открытые при раскопках древние архитектурно-строительные комплексы, и сделать их доступным объектом туристского показа.

     Первый шаг к этому был сделан в 1974 г., когда решением Краснодарского крайисполкома участок городища античной Горгиппии в границах улиц Набережной и Кубанской (сегодня ул. Пушкина) и переулков Крепостного и Греческого был выделен из городской застройки для создания археологического отдела Анапского краеведческого музея с экспозицией под открытым небом. А в 1977 г. решением Совета министров СССР в указанных границах был создан археологический заповедник «Горгиппия» площадью 1,7 га. Анапский музей получил статус археологического.
     С этого времени все открытые при раскопках на территории археологического заповедника строительные остатки античного города реставрировались, музеефицировались и становились объектами показа. Раскопки и реставрационные работы продолжались здесь до 1996 г.

     В настоящее время объектами музейного показа на заповеднике «Горгиппия» являются: участок жилых кварталов северо-восточной части античного города с хорошо сохранившейся планировкой домов эллинистического и римского времени и тремя древними мощенными улицами – Широкой, Северной и Поперечной, винодельческие комплексы римской эпохи, часть оборонительной цитадели позднеантичного времени.
     На площадке рядом с раскопом расположен лапидарий, представляющий выставку монументальных каменных изделий: саркофагов, надгробий, архитектурных и строительных деталей. В расположенном на территории заповедника здании Анапского археологического музея развернута экспозиция «Античный город Горгиппия», знакомящая посетителей с историей античного города и найденными при раскопках древними предметами.»

     Источник: А.М. Новичихин, старший научный сотрудник Анапского археологического музея, кандидат исторических наук.

museumanapa40

museumanapa41

museumanapa42

museumanapa43

museumanapa44

museumanapa45

museumanapa46

museumanapa47

museumanapa48

     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов


 

     
     

Мир глазами фотографа