Достопримечательности и интересные места
Подмосковная дворянская усадьба Марфино находится в 25 километрах от МКАД по Дмитровскому шоссе, в селе Марфино Мытищинского района на берегу реки Учи.
В Марфино с Дмитровского шоссе есть два поворота. Если свернуть на первом повороте, то можно будет увидеть двухарочный псевдоготический мост, выстроенный в 1770-х годах при Салтыковых и перестроенный в 1837—1839 годах по проекту М. Д. Быковского. Галерея моста завершена аркадой и зубцами. К 2016 году мост, находящийся в зоне совместной ответственности Министерства обороны РФ и муниципальных властей Мытищинского района, закрыт из-за аварийного состояния и отсутствия средств на реконструкцию. Аварийные постройки отделены от усадьбы решёткой, без импровизированных отверстий.
Усадебный дом и остальные постройки можно посмотреть, если свернуть на втором повороте и оставить автомобиль на стоянке рядом с КПП санатория «Марфинский» Министерства обороны РФ.
Мы решили свернуть на втором повороте и пешком пройтись к аварийному мосту, посмотреть две церкви и реку Учу.
Войти на территорию усадьбы Марфино можно через КПП санатория «Марфинский». Усадьба открыта для посещения. Не забудьте захватить паспорта для оформления пропуска. Есть информация, что теперь вход платный.
Пройдя через КПП, попадаем на еловую аллею, которая ведёт к санаторию.
Не доходя до корпусов санатория, нужно повернуть направо и идти по красивым аллеям к усадьбе, которая в XVIII—XIX веках принадлежала Голицыным, Салтыковым, Орловым и Паниным. Свой характерный псевдоготический облик приобрела в середине XIX века благодаря усилиям графини Софьи Паниной и архитектора Михаила Быковского.
Двухэтажный главный дом построен в псевдоготическом стиле (1760—1780 г.г.). С севера к усадебному дому примыкают два флигеля, построенные в 1820-х годах по проекту крепостного архитектора Тугарова.
Важную роль в композиции ансамбля играют две двухэтажные жилые постройки XVIII века — украшенные восьмиколонными портиками тосканского ордера псарни, замыкающие с севера главную композиционную ось ансамбля.
Рядом с домом расположены обильно украшенные неоготическими элементами подъездные ворота с пристроенной к ним сторожевой башней.
От главного усадебного дома к пруду спускается белокаменная лестница с фигурами грифонов, тоже оформленная Быковским.
На верхнем ярусе находится открытая беседка, а у подножия лестницы размещены фонтан и пристань.
Марфино – своё имя усадьба получила в конце XVII века, когда она принадлежала «дядьке» Петра – Б. Голицыну – владельцу Дубровиц.
В конце XVIII века Марфино перешло во владение Салтыковых и, как большинство подмосковных усадеб, было заново перепланировано и отстроено. Появились новый большой усадебный дом, обширные службы, два театра и прочие увеселительные строения в парке. В 1812 году Марфино было разграблено и сожжено отрядом французских войск. Но не всё погибло в огне. Сохранились два корпуса псарен за парком, украшенные восьмиколонными портиками. По ним можно судить о былом великолепии классической усадьбы. Уцелели также две беседки – одна полуциркульная, служившая, видимо, музыкальным павильоном; другая – двухъярусная, исключительно оригинальной формы. Её восьмигранный низ состоит из массивных рустованных стен, прорезанных со всех сторон проёмами входов. За ними видны римско-дорические колонны, несущие арки, на которые опирается перекрытие. Вверху же высится восьмиколонная ионическая беседка, увенчанная небольшим куполом. Гармоничность, лёгкость и воздушность её форм как бы противостоит тяжёлому низу. Такое противостояние, такая игра архитектурных форм невольно заставляет вспомнить одного из оригинальнейших и одарённых архитекторов второй половины XVIII века – Львова.
Беседка полуротонда, также построенная при Салтыковых и служившая, вероятно, музыкальным павильоном.
Марфино было восстановлено лишь в 1837-1839 гг., когда оно перешло к новым владельцам – Паниным. Все архитектурные работы были поручены московскому архитектору Быковскому. Он заново отстроил главный дом, флигели, службы и возвёл двухарочный мост через пруд, служивший главным въездом в усадьбу. Все эти здания были выполнены с применением готических форм. Но готика николаевского времени 30-40-х гг. XIXвека существенно отличается от предшествующего подобного же стилистического направления. Здесь уже нет попыток воскресить древнерусские формы и приёмы. Собственно, готического здесь несравненно больше.
Осмотрев усадебные постройки парка, мы отправились опять к КПП и пошли к реке, где через один из прудов перекинут двухарочный псевдоготический мост, так напоминающий средневековое сооружение, который особенно удался архитектору Быковскому. Хороша его средняя часть с небольшими башенками по сторонам колонной галереи. Боковые арки оттеняют как массивность краснокирпичных глухих стен, так и ажурность белокаменных колоннад. Не менее оригинальна пристань, охраняемая двумя крылатыми грифонами.
Находится мост в аварийном и заброшенном состоянии. Местные используют аркаду, как «рюмочную», для распития спиртных напитков и как отхожее место.
Было очень обидно и жалко смотреть на доведённый до отчаянного состояния мост, который был в недавнем прошлом великолепной декорацией к фильмам: «Стакан воды», «Женщина, которая поёт», «Дворянское гнездо», и т.д.
По дороге к реке сфотографировали два храма — летнюю церковь Рождества Богородицы и зимнюю церковь Петра и Павла. Церковь Рождества Богородицы по заказу Б. Голицына построена в 1701—1707 годах крепостным архитектором В. И. Белозеровым. Легенда повествует, что она не понравилась владельцу, поскольку для поддержки купола внутри были поставлены массивные столбы – пилоны. Белозеров был засечён насмерть.
Церковь Марфина весьма оригинальна для московской архитектуры начала XVIII века. Если в общей её композиции и отдельных деталях убранства можно найти отголоски приёмов древнерусского зодчества конца XVII века. Известного под именем московского барокко, то в характере замысла, в трактовке отдельных форм, как и в применении ордера, видно то новое в архитектуре, которое прокладывало себе путь в те годы. Крестообразный план церкви в какой-то мере повторяет композицию Дубровицкого храма. Однако вместо округлых форм последнего здесь строгие, чёткие объёмы, стены которых украшены коринфскими пилястрами с занятными по рисунку капителями. Вместе с тем над входом помещены восьмигранные окна, обрамление которых очень похоже на соответствующие детали церквей в Уборах и Троице-Лыкове. Поэтому можно думать, что для белокаменных работ в Марфине была привлечена та же артель мастеров-резчиков.
Белозеров внёс большое оживление в облик здания, поставив пилястры на пьедесталы так, как это рекомендовалось в изданном в те годы на русском языке руководстве по архитектуре итальянца Виньолы, где описывались правила пользования ордерными формами. Действительно, коринфские пилястры придали церкви и большую стройность и нарядность. Выступы-притворы, которые на два ската, получили на торцах простые, несколько резкие по форме фронтоны. Средокрестие увенчано высоким цилиндром барабана, купол которого несёт большую главку, столь типичную для московской архитектуры первой половины XVIII века. В порталах входов и наличниках окон, оттенённых гладью стен, предвосхищена та строгость рисунка, которая получила распространение в последующей архитектуре русского классицизма.
Источник: М.А. Ильин «Подмосковье», 1966 года издания.
Небольшая церковь Петра и Павла, построенная в 1770-х годах в стиле классицизма, относится к типу храма «под звоном». Основной объём храма, имеющий форму ротонды, перекрыт световым барабаном с куполом. В восьмигранном световом барабане храма помещались колокола. Белокаменный декор церкви, созданный по проекту М. Д. Быковского, несёт в себе черты ренессанса.
Эта экскурсия оставила ощущение восторга с чувством горечи от невосполнимых утрат.
Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов