Усадьба Василёво

                 Достопримечательности и интересные места

     Архитектурно-этнографический музей «Василёво», который расположен недалеко от Торжка. http://tvermuzeum.ru/affiliates/AM/

Vasilevo 1

     Усадьба Василёво — архитектурно-художественный ансамбль конца XVIII — начала XIX веков. Усадьба расположена в Тверской области, на берегу реки Тверцы, приблизительно в 3 — 4 км. выше по течению реки севернее города Торжка (Торжокский район, Большесвятцовское сельское поселение).
      Адрес: 172080, Тверская область, Торжокский район, д. Василёво. Проезд: Автобус №119 от автовокзала г. Торжка до остановки «Санаторий «Митино-2».
Vasilevo 2

Vasilevo 3

     Река Тверца.
     Схема музейного комплекса.

Vasilevo 4

     1 — Вход в музейный комплекс «Василёво»; 2 — Камни-валуны с крестами XI века; 3 — Липовая аллея; 4 — Старинная липа с дуплом «исполнения желаний»; 5 — Флигель усадьбы (конец XVII века), бывшая оранжерея; 6 — место расположения и остатки фундамента главного дома усадьбы; 7 — Часовня Успения Божьей Матери; 8 — Большой арочный валунный мост (конец XVIII века); 9 — Плотина с гротом; 10 — Знаменская церковь (1742 год); 11 — Рига с гумном; 12 — Дом-трактир сельский (начало XIX века); 13 — Двухэтажный амбар (XIX век); 14 — Пожарное депо (1912 год); 15 — Часовня Святого Архистратига Михаила (XVIII век); 16 — Церковь Преображения (Вознесения) на высоком подклете (1732 год); 17 — Водяная мельница с запрудой; 18 — Карельский дом (второй половины XIX века); 19 — Двухэтажный амбар с навесом.

Vasilevo 5

     Усадьба принадлежала тверскому дворянину Д. Львову, для которого в конце XVIII века его дальним родственником, знаменитым архитектором, уроженцем Тверской губернии Н. А. Львовым и был построен главный дом. В настоящее время главный дом усадьбы не сохранился (сгорел), но на местности можно определить контуры бывшего строения по сохранившимся остаткам фундамента дома. До нашего времени сохранился двухэтажный флигель этой усадьбы, перестроенный из оранжереи.
     На территории усадьбы сохранилась знаменитая липовая аллея, шедшая к главному дому усадьбы. Эта аллея является остатком от регулярной парковой части поместья. Уникальность липовой аллеи заключается в том, что ветки деревьев подрезались так, что кроны деревьев образовывали сплошной зелёный шатёр над проезжей частью аллеи.
     Музей создавался в 1976–77 годах по проекту архитектора А.В. Ополовникова. Из разных районов Тверской области сюда были перевезены уникальные памятники деревянного зодчества: церкви, часовни, жилые и хозяйственные постройки XVIII–XIX веков.
     Экспонаты музея разделены на секторы: ранние постройки, среднерусские типовые крестьянские усадьбы, северно-русские крестьянские усадьбы, постройки тверских карел. В среднерусском секторе можно увидеть типичную крестьянскую деревню, в которой здания расположены в определенном порядке. В стороне от деревни располагаются хозяйственные постройки. В северно-русском секторе представлены типичные постройки северного типа – карельский дом и амбары.
     Всего музейный комплекс включает 16 памятников (19 объектов), среди которых: Преображенская церковь погоста Спас на Сози (Калининский район), церковь Знамения, карельский дом и амбар из села Пылева (Весьегонский район), амбар и водяная мельница из деревни Устье (Удомельский район), амбар из деревни Пореево (Весьегонский район), пожарное депо из деревни Лаптиха (Бежецкий район) и др.
     Вокруг всех 4 зон проложена кольцевая дорога, позволяющая показать архитектурные памятники в наиболее выгодных ракурсах.
     В музее проводятся разнообразные мероприятия: свадьбы, фестивали, детские лагеря, обучающие семинары по русской народной культуре. Самый известный и крупный праздник – Троицкие гуляния.
     В последние годы территория музея активно используется в кинопроизводстве. Здесь снимались эпизоды фильмов: Мама (1999), Притяжение (2002), Ночной дозор (2004), Влюбленные 2 (2004), Первый (2017), Блаженный (2018) и другие.

Vasilevo 6

Vasilevo 7

Vasilevo 8

Vasilevo 9

Vasilevo 10

     Гранитный камень с высеченной датой: «17 июля 71». Возможная дата начала или окончания постройки главного дома усадьбы.

Vasilevo 11

Vasilevo 12

Vasilevo 13

Vasilevo 14

Vasilevo 15

     Успенская часовня, 1818 год, привезена в музей из Вышневолоцкого района.

Vasilevo 16

     Центральное место усадьбы — стометровый пятиарочный Валунный мост, сложенный из огромных насухо сложенных валунов, которые держатся только за счет собственной тяжести.

Vasilevo 17

Vasilevo 18

     НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛЬВОВ, сын небогатого дворянина, родился в 1751 году в родовом имении Черенчицы (впоследствии переименованном им в «Никольское») в бывшем Новюторжском уезде Тверской губернии.
      Уже с детских лет, по словам его первого биографа, он проявил «необычайную бойкость, предприимчивость и устойчивость в преодолении всякого рода затруднений». Дома он получил весьма скудное образование: «лепетал несколько слов французских, по-русски писать почти не умел». Рано лишившись отца, он вынужден был сам прокладывать себе дорогу и шестнадцати лет отправился в Петербург на военную службу. Поступив в бомбардирскую роту Измайловского полка, он обучался в полковой школе, которая считалась одной из лучших полковых школ в столице. Здесь он впервые получил систематическое образование и увлёкся литературой и искусством. В образовавшемся вокруг него кружке молодые люди читали, занимались переводами, начали сами писать стихи. В результате этих занятий члены кружка выпустили рукописный журнал под названием «Труды четырёх разумных общинников», инициатором и душой которого являлся наиболее одарённый из них Н. А. Львов.
Примерно в это время у Львова завязываются прочные дружеские связи с В. В. Капнистом, впоследствии автором антикрепостнической «Оды на рабство» и сатирической обличительной комедии «Ябеда», с будущим баснописцем И. И. Хемницером, несколько позднее с Μ. Н. Муравьёвым, отцом декабриста Никиты Муравьёва. В эти годы Львов усердно пополняет своё образование чтением. Он знакомится с произведениями античных поэтов и писателей, творчеством итальянского поэта эпохи Возрождения Торквато Тассо, французских философов и просветителей Вольтером, Монтескье, Руссо, причём особенно увлекается последним. В одной из своих юношеских записей он говорит, что желающему узнать его сердце и ум надо справиться у Руссо — его образца — и у нежной Сафо. Об этом его почитании Руссо говорит и его друг Μ. Н. Муравьев.
     Так, путем самообразования Н. А. Львов становится всесторонне эрудированным человеком.
Значительно расширили его кругозор и путешествия за границу. В его юношеской тетради указывается на его пребывание в Париже в августе 1775 года. В декабре 1776 года Львов снова отправился за границу, на этот раз вместе со своим другом И. И. Хемницером в сопровождении директора Горного департамента и Горного училища Μ. Ф. Соймонова (родственника Львова). Они посетили Германию, Бельгию, Голландию, Францию. Из дневника Хемницера мы узнаем об интересах молодых людей. В Париже они почти ежедневно бывали на концертах и в театрах. В дневнике постоянно упоминаются посещения картинных галерей и музеев: Лувра, галереи «славного Рубенса» в Люксембургском дворце, Версальской галереи и пр. Из архитектурных сооружений им особенно понравились церковь дома Инвалидов в Париже, «церковь лучшая, которую видеть можно», и строившаяся в то время церковь св. Женевьевы. Молодые люди осмотрели и все знаменитые загородные ансамбли. Во всех странах, где они побывали, они знакомились также и с последними достижениями науки и техники.
     Н. А. Львов вернулся в Россию в августе 1777 года, «очень довольный своим путешествием; он имел случай удовольствовать своё любопытство, особливо в художествах, которым он учился», говорит в своём письме к отцу Μ. Н. Муравьев.
     Общая эрудиция и прекрасное знание иностранных языков определили его дальнейшую службу. При содействии крупного дипломата П. В. Бакунина Львов поступил в Коллегию иностранных дел. Бакунин же познакомил его с А. А. Безбородко, который вскоре стал его покровителем.
     К концу 1770-х годов, по-видимому, относится знакомство Львова с Г. Р. Державиным, вскоре перешедшее в близкую дружбу (впоследствии они породнились, так как Державин, овдовев, женился на свояченице Львова). В 1779 году под наблюдением Державина в Петербурге производилась перестройка зала общего собрания в Сенате, для украшения которого Н. А. Львовым были составлены сюжеты барельефов, выполненных Рашеттом.
     Около 1780 года Львов тайно обвенчался с М. А. Дьяковой, так как её родители не соглашались на брак, который был признан ими лишь в конце 1783 года.
В 1780-е годы в полную силу развертывается многогранное дарование Львова. В 1780 году утверждаются его проекты Иосифовского собора в Могилеве и Невских ворот Петропавловской крепости, в 1782 году — проект Почтамта в Петербурге, в 1785 году — Борисоглебского собора в Торжке. К 1780-м годам относятся проектирование и строительство ряда усадебных сооружений: церкви и колокольни в Арпачеве и в селе Александровском, церкви села Мурина, дома, мавзолея и хозяйственных построек в Никольском—Черенчицах, ансамбля Александровой дачи близ Павловска, дома в Райке, Летнего домика в Ляличах, проекта Выборгской, Валдайской и Колыванской церквей и ряда жилых домов в Петербурге и Москве и, наконец, проекты здания Кабинета и Казанского собора в Петербурге. Имя Львова становится столь известным в архитектурных кругах, что в январе 1786 года Совет Академии художеств присуждает ему звание почётного члена Академии.
     К этому времени в связи со своей литературной деятельностью Львов уже состоял действительным членом Российской Академии, в которую он был избран в 1783 году, наряду с крупнейшими русскими поэтами, писателями и учёными. Это показывает, что Львов получил широкую известность в литературных кругах, несмотря на то, что он скупо печатал свои произведения и большей частью анонимно; в основном они распространялись в рукописях.
     В эти же годы Львов начинает заниматься вопросами экономики государственного хозяйства, в частности изысканием новых видов топлива. Львов глубоко интересовался сельским хозяйством и состоял членом Вольно-экономического общества.
     Стремление Львова к предпринимательской деятельности сказалось и в том, что позднее он стал владельцем пивоваренного завода в Петербурге.
     Разнообразная деятельность Львова прерывалась неожиданными поездками, связанными с его службой и близостью ко двору. В 1787 году Львов совершил путешествие по России, обогатившее его многими впечатлениями. Он находился в свите Екатерины II во время её поездки в Крым после его присоединения к России.
     Дорожные заметки и зарисовки Львова в его путевых тетрадях 1803 г. раскрывают круг его интересов. Большое внимание он уделял историческим памятникам архитектуры. В путевых тетрадях имеются документальные изображения: домик Петра I и деревянная церковь в Липецке, древняя церковь в Керчи и её детали, орнамент, высеченный на камне в Керченской крепостной стене, вид крепости в Эникале, и т. п. Об интересе Львова к археологии и его бережном отношении к произведениям древней культуры говорит памятник, сооружённый им в церкви города Фанагории (Тамань). Обнаруженный ещё в 1792 году Тмутараканский камень в бытность Львова в 1803 году в Тамани оказался использованным в качестве порога. Львов извлёк его, перенёс во внутрь храма и «собрав разные примечания достойные остатки других древних камней, составил памятник, означающий прехождение острова Тамана под владение разных народов».
     В результате обследования целебных источников Кавказа Львов составил оригинальный проект устройства водной лечебницы «на Бештовых горах» в толще самой сталактитовой горы, чтобы избежать расходов на дорогой строительный материал и использовать горячие источники как для лечения, так и для обогревания помещений. Кроме ванн и большой купальни с бассейном, он предлагал также устроить паровую ванну, «где вода, упадая на горячие камни, производить будет целительный пар». Польза паровых ванн была уже признана Парижским факультетом, и устройство таких ванн в Пиренейских горах было поручено некоему Ломету. Не чуждаясь иностранного опыта, Львов надеялся получить его проект: «Может быть и оттуда заимствовать будет что-нибудь возможно, не отступая однако от сего единственного и твердо во мне вкоренённого закона, что для русского человека русские только годятся правила и что совсем он не сотворён существом подражательным — везде исполин и везде подлинник». В этих словах сказалась вся сущность Львова с его горячим патриотизмом и верой в силу русского национального гения.
     Поездка на Кавказ и в Крым была последним этапом его деятельности. По возвращении в Москву он заболел и умер 21 декабря 1803 года (по старому стилю). Прах его был перевезён и похоронен в мавзолее, воздвигнутом им в усадьбе Никольское-Черенчицы бывш. Тверской губернии.
               Источник: М.В. Будылина, О.И. Брайцева, А.М. Харламова «Архитектор Н.А. Львов», Москва, 1961 год.

Vasilevo 19

Vasilevo 20

Vasilevo 21

Vasilevo 22

Vasilevo 23

Vasilevo 24

Vasilevo 25

Vasilevo 26

Vasilevo 27

Vasilevo 28

     Помещения под пролётами моста.

Vasilevo 29

Vasilevo 30

Vasilevo 31

Vasilevo 32

Vasilevo 33

Vasilevo 34

Vasilevo 35

Vasilevo 36

Vasilevo 37

Vasilevo 38

Vasilevo 39

Vasilevo 40

Vasilevo 41

Vasilevo 42

Vasilevo 43

Vasilevo 44

     Сельский трактир из д. Буланово. Конец XIX века.

Vasilevo 45

Vasilevo 46

Vasilevo 47

Vasilevo 48

Vasilevo 49

Vasilevo 50

     Пожарное депо из деревни Лаптиха, Бежецкого района, 1912 г.

Vasilevo 51

Vasilevo 52

Vasilevo 53

Vasilevo 54

     Часовня Архистратига Михаила из деревни Максимовское, Удомельского р-на, 1760 г.

Vasilevo 55

Vasilevo 56

Vasilevo 57

Vasilevo 58

Vasilevo 59

Vasilevo 60

     Остатки сооружений каскадных прудов.

Vasilevo 61

Vasilevo 62

     Знаменская церковь из с. Пылёво, Весьегонского района, 1742 г.

Vasilevo 63

Vasilevo 64

Vasilevo 65

Vasilevo 66

Vasilevo 67

Vasilevo 68

Vasilevo 69

Vasilevo 70

Vasilevo 71

Vasilevo 72

Vasilevo 73

Vasilevo 74

Vasilevo 75

Vasilevo 76

     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов


 

     
     

Мир глазами фотографа