Казань – столица Татарстана

               Достопримечательности и интересные места

      В Казань мы поехали на празднование Дня Победы.
     В программу были включены: прогулку по городу, вечерний салют и посещение Острова-града Свияжска.

kazan-сity1

                                                                                                    Дракон Зилант.

     Казань – город с многовековой историей, который всё ещё недостаточно изучен археологами и учёными. Даже на территории кремля не было полномасштабных археологических работ.
     Благодаря немногим историческим находкам можно говорить, что Казань являлась не только пограничным форпостом, но и центром древнего государства – Волжской Булгарии.
     Через Казань протекали древние торговые пути.
     Судя по археологическим находкам, первые люди появились на территории современной Казани ещё в палеолите, археологи говорят о том, что временем заселения территории Казани можно с уверенностью считать рубеж II–I тысячелетий до н. э.
     Предположительно в конце I тысячелетия н. э. (примерно конец IX – начало X столетия) на территории современной Казани возникло государство, именовавшееся Волжской Булгарией или Булгарским государством, со столицей Великим городом, остатки которого были обнаружены на территории так называемого Билярского городища. А основали его тюркские племена, которые создали государства,      Тюркский каганат и Гуннскую державу.
     Тюркское государство появилось на средневековой физической карте почти в одно время с Древней Русью.
     Образование Булгарского государства имело чрезвычайно большое значение для развития населяющих его народов.
     Благодаря находкам археологов стало известно, что булгары были первыми европейцами, освоившими плавку чугуна, славились изготовлением уникальных ювелирных украшений, а также изделий из кожи. Процветали в Волжской Булгарии также культура, наука и образование. В течение довольно длительного времени Волжская Булгария, население которой было представлено в основном тюрками, финнами и уграми, была единственным расположенным на северо-востоке территории Европы государственным образованием. Главным событием в его истории стало принятие во время правления эмира Алмуша в 922 году ислама, с той поры считающегося государственной религией. Миссионерская роль была поручена тогда знаменитому послу из Багдада Ибн Фадлану.
     Для того, чтобы обороняться от викингов и славян была воздвигнута крепость, получившая название Казань. Дата основания города точно не установлена, историки считают, что крепость начали возводить в 1177 году.
     О раннем основании Казани свидетельствуют не только археологические памятники, но и сохранившиеся до наших дней рукописные документы. Одним из них является датированное периодом 1562–1564 гг. сочинение, получившее в современной науке название «Казанская история». Её автор писал: «Бысть же на Каме на реке старый град, именем Брягов, оттуду же прииде царь именем Саин Болгарский. И поискав по местам проходя в лета 6685 (1177 год) и обрете место на Волге, на самой окраине русской, на сей стране Камы реки, концем прилежаху к Болгарской земли, другим же концем к Вятке и к Перме. Царь возгради на месте том Казань…»
     Судя по данным археологических раскопок, Казань приобрела значение крупного и важного торгового и княжеского центра Поволжья, начиная с XIV–XV веков. К тому же времени учёные относят и появление первого герба Казани с изображением свирепого дракона Зиланта. И по сей день в Казани рассказывают легенду об этом драконе.
     «…Говорят, что когда-то давно, ещё во времена процветания Булгарского государства, на территории Казани водилось множество змей. Однажды всемогущий хан отдал местным колдунам приказание истребить в округе всех гадов. С приходом осени и наступлением холодов змеи, как водится, впали в спячку. Тогда колдуны собрали их, привезли солому и дрова и подожгли. Так исчезли в Булгарии почти все змеи. Живым и невредимым остался лишь огромный большекрылый дракон, который укрылся от людей на вершине Зилантовой горы. Прошло немало лет, прежде чем кровожадный дракон был пойман и сожжён на костре. После этого по приказанию хана изображение побеждённого дракона украсило герб государства.»
     Столицей княжества Казань была признана в XIV столетии. А спустя полстолетия город стал столицей сильного государственного образования – Казанского ханства. Известно, что владыки Казанского ханства нередко совершали опустошительные набеги на русские княжества. Судя по оставшимся документам, особенно часто русские поселения становились лёгкой добычей татар после 1445 года, когда престол в Казанском ханстве занял хан Махмутек.
     Нужно признать, что русские князья не оставались в долгу. В ответ на опустошительные набеги татар они приводили к стенам Казани свои войска. Однако только царь Иван III смог в 1487 году взять столицу Казанского ханства и посадить на его престол верного себе человека – хана Мухаммед Эмина. Таким образом, можно говорить о том, что цивилизованные торгово-экономические отношения между Москвой и Казанью начались именно в конце XV столетия.
     Казань, как и многие другие восточноевропейские города Средневековья, строилась по особенному типу. Она состояла из двух частей: крепости и посада. Центром поселения считался Кремль, обнесённый крепкими высокими дубовыми стенами, которые были срублены тарасами из двух располагающихся вдоль бревенчатых стенок, соединённых между собой с помощью двух-трех уложенных в шахматном порядке поперечных брёвен, находившихся на расстоянии 6,5–8,5 м друг от друга.
     Внутренние полости, образующиеся между отдельными стенками, заполняли хрящом и глинистым илом, смешанным с камнем. В результате получали своеобразную прочную кладку с каркасом, которая защищала стены от пушечных ядер.
     Начиная с первой половины XVI столетия Казанское ханство разрывалось внутренними противоречиями. В те годы владыки почти ежегодно менялись на престоле. В 1521 году власть удалось захватить турецкому ставленнику брату крымского хана Сахиб-Гирею, а позднее и Сафа-Гирею. Правители Крыма и Турции заставили казанского хана пойти войной на Москву. Таким образом казанский хан нарушил клятву о ненападении, данную московскому князю в 1487 году.
     В 1550-е годы XVI века русский царь Иван Грозный задумал укрепить Русское государство и защитить его юго-восточные границы от постоянных набегов казанских ханов.
     Первый поход русского царя Ивана Грозного на Казань датируется 1547 годом, который закончился поражением. Поражением закончился и второй поход в 1550 году.
     Третий поход состоялся в 1552 году.
     2 октября 1552 года Казань была взята войском русского царя. Так завершилась осада одного из самых укреплённых городов Средневековья, длившаяся в течение 40 дней.
     После взятия Казани, в крепости начались восстановительные работы. Также очень быстро были воздвигнуты Благовещенский собор, Спасская надвратная церковь и строились дома для городской администрации, бояр, воевод и духовенства.
     ***
     Сегодня столицу Республики Татарстан можно назвать православно-исламским центром Восточной Европы.
     Казань представляет собой уникальный научный и культурный центр, имеющий значение как для Республики Татарстан, так и для Российской Федерации. В городе имеется несколько десятков средних специальных и высших учебных заведений (в том числе Казанский государственный университет), а также театры, кинотеатры, библиотеки (в том числе и Национальная библиотека), музеи. Каждый год в столице Татарстана проводится Международный фестиваль оперного искусства имени Ф. Шаляпина, а также Фестиваль классического балета имени Р. Нуриева.
     Источник: С. А. Хворостухина, «Казань», художественно-документальный путеводитель.

kazan-сity2

     Богоявленский собор

     Годы постройки — 1731 — 1756. В 1756 году была построена трапезная, а в 1897 году — колокольня, архитектор — Ф.Н. Малиновский
     г. Казань, ул. Баумана, д. 78, корп. 1
     История собора
     Первый деревянный Богоявленский храм на этом месте существовал уже в конце XVI века. Уже в XVIII веке сложился своеобразный архитектурный комплекс, включавший кроме главного храма зимнюю церковь во имя Андрея Первозванного, стоявшую с северной стороны от Богоявленской, невысокую двухъярусную колокольню с шатровым завершением, стоявшую со стороны нынешней улицы Островского (снесена в 1909 году), дом причта, построенный в конце XVIII века, расположенный с западной стороны, и еще один дом, принадлежавший церкви, фасадом на улицу Проломную (Баумана) (стоял на месте нынешнего памятника Шаляпину).

kazan-city3

     В дореволюционный период приход Богоявленской церкви был одним из самых больших в Казани. Прихожанами были как аристократы и крупные предприниматели, так и простые горожане. 2 февраля 1873 года здесь крестили Федора Ивановича Шаляпина.
     Новая колокольня Богоявленской церкви, стоящая на главной улице Казани, представляет самостоятельную архитектурную ценность. Она построена на средства, завещанные купцом Иваном Семёновичем Кривоносовым (ум.1892), в 1895-1897 — по проекту архитектора М.Д. Михайлова. Это сооружение представляет собой нечто большее, чем просто колокольня. На втором этаже находился довольно большой храм в честь Обретения Честной Главы Иоанна Предтечи. Огромная высота — 74 метра, удачная композиция, искусно выложенный из обычного и лекального кирпича декор сделали колокольню важным градообразующим элементом, одним из архитектурных символов Казани.
     https://tatmitropolia.ru/all_publications/hramy_tatarstana/?id=44612

kazan-city5

kazan-city6

     Центр семьи «Казан» — главный дворец бракосочетаний (ЗАГС)

kazan-city7

     Дворец земледельцев

kazan-city8

kazan-city9

     Дом Зинаиды Николаевны Ушковой, является достопримечательностью центра города, объектом культурного наследия федерального значения. С 1919 года он является центральным зданием главной республиканской библиотеки (Республиканская библиотека имени В. И. Ленина, ныне — Национальная библиотека Республики Татарстан).

kazan-city10

kazan-city11

     Александровский Пассаж, построен в 1880—1883 годах,
по проекту В. В. Суслова и Н. И. Поздеева с элементами модерна и необарокко. Здание возводил петербургский архитектор Генрих Бернардович Руш по заказу купца Александрова.

kazan-city12

kazan-city13

kazan-city14

kazan-city15

     Кот Казанский, улица Баумана.

kazan-city16

     Гостиный двор

kazan-city17

kazan-city18

kazan-city19

     Кремлёвская улица.

kazan-city20

      Чернояровский пассаж

kazan-city21

kazan-city22

kazan-city23

kazan-city24

kazan-city25

kazan-city26

kazan-city27

kazan-city28

     Улица Баумана.

kazan-city29

kazan-city30

     Улица Баумана.

kazan-city31

kazan-city32

kazan-city33

kazan-city34

kazan-city35

kazan-city36

kazan-city37

kazan-city38

kazan-city39

     Храм в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы.
     История храма св.вмц. Параскевы Пятницы начинается в 1566 году со строительства в самом начале нынешней улицы Большая Красная деревянного храма во имя Николы Зарайского с приделом Параскевы Пятницы. Деревянная церковь Николы Зарайского сгорела в пожаре 1579 года, истребившем часть города близ Кремля и всю северо-восточную часть посада. В нынешнем виде Пятницкая церковь была заложена в 1726 году, а закончена и освящена в 1728 году. Отстроена церковь на средства И.А. Михляева — богатейшего Казанского купца и промышленника. Композиция и декор Пятницкого храма выполнены в стиле русского барокко в традиционной форме — восьмерик на четверике, а его высота составляет 22 метра. В XVIII — XIX веках у церкви было три престола. Множество паломников стекалось поклониться самой почитаемой в народе из всех святых жён в дни празднования её памяти (10 ноября и пятница недели Всех Святых).
     Храм горел во всех городских пожарах вплоть до начала XIX века, причём несколько раз выгорал полностью, оставались лишь остовы стен. После пожара 1815 года он долго перестраивался: главный престол восстановили в 1831 году и переименовали из Богоявленского в Рождество-Богородицкий, а пришедший в ветхость Пятницкий придел был разобран и построен заново в 1855 году.

     В 1923 году Пятницкая церковь была отдана обновленцам, объявлена Соборной и предназначалась заменить Благовещенский Собор в Кремле. Храм стал тогда чем-то наподобие церковного музея: сюда с разрешения властей свозились все святыни из закрытых или разрушенных церквей и монастырей. Здесь некоторое время находились мощи первого казанского святителя Гурия, чудотворный образ преподобного Сергия Радонежского из Свияжского монастыря, список времен Иоанна Грозного с древней иконы Спасителя из часовни при Спасской башне Казанского Кремля и многие другие святыни.
     В 1923-1937 гг. храм ещё действовал как «обновленческий», но в 1937 году был обращен в шестую городскую тюрьму, в застенках которой приводили в исполнение смертные приговоры. Расстрелянных людей закапывали тут же, внутри церкви и на прилегающей к ней территории.
     В 1950-е годы была снесена колокольня, и храм пришёл в запустение.
     Новая история Пятницкого храма началась в 1993 году, когда в переданном министерству культуры храме начались восстановительные работы с целью создания в его стенах музея икон.

     В 1996 году храм был передан Казанской епархии для учреждения в нём чувашского прихода.
     С первых дней восстановительных работ оказалось, что вся площадь внутри храма и территория, прилегающая к нему, представляет собой сплошное кладбище. Приходилось аккуратно собирать человеческие останки и по-христиански предавать их земле. Первое захоронение было совершено на Самосыровском кладбище в мае 1998 года, второе — на территории храма: в сентябре 1998 года отслужили панихиду по невинно убиенным, захоронили их останки в братской могиле во дворе церкви и поставили мраморный крест. В 2004 году на средства благочестивых прихожан над могилой была выстроена усыпальница, в которой упокоены более семисот репрессированных.
     Колокольня Пятницкой церкви была восстановлена в 2000 году.
     По благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия (ныне — митрополита), парадный четырехъярусный иконостас был окрашен в красный цвет мученичества. 10 Ноября 2000 года главный престол восстановленной церкви был освящен в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, придел в честь Рождества Богородицы освящён 21 сентября 2002 года.
     В сентябре 2004 года при храме была открыта Воскресная школа, в сентябре 2010 года начала свою работу приходская библиотека.
     https://tatmitropolia.ru/temples/kazan/pjtnizkajz/

kazan-city40

kazan-city41

kazan-city42

     Часы в арабском стиле, улица Баумана.

hram-kazan1

                                                                                     Петропавловский собор 

kazan-city43

     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов


 

     

Мир глазами фотографа