Суздальский кремль

                 Достопримечательности и интересные места

     Суздальский кремль – это музей, с многочисленными экспозициями, посвященными истории Суздальской земли, известным людям, с ней связанным, сокровищам из монастырей и церквей, древнерусской живописи и прикладному искусству.
     Музей открыт ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме вторника и последней пятницы каждого месяца.

suzdal_krem1

suzdal_krem2

suzdal_krem3

suzdal_krem4

suzdal_krem5

     Рождественский собор (XII-XVI в.в.) — старейшее здание Суздаля. По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы – первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Шестистолпное (или четырёхстолпное) мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича — плинфы — и расписано лучшими византийскими мастерами.
     Но уже примерно через полвека из-за слишком слабого для такого гиганта фундамента собор начал рушиться, и по приказанию Юрия Долгорукого был разобран. В середине XII века (1148г.) на месте прежнего собора из тесаного белого камня — пористого известняка — был возведён новый огромный храм, сходный по своей архитектуре с Успенской церковью в Киево-Печерской Лавре. Он поставлен на мощный фундамент, врытый в глубокий котлован. Венчали массивный шестистолпный четверик храма три шлемовидных главы на высоких барабанах. Центральная глава, вероятно, помещалась на дополнительном постаменте, а малые главы опирались на восточные углы здания.
     Первое документальное упоминание о соборе относится к Лаврентьевской летописи 1222г., когда на основании прежнего собора по велению владимирского князя Юрия Всеволодовича возводится третье здание, окружённое тремя притворами, выполняющими также роль укрепляющих стены контрфорсов. Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225 г.г. Епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой.
     В 1445г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трёх глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней.
     В 1634г. по распоряжению епископа Серапиона собор снова расписывают, при нём же в 1635-1636гг. строится придел святых Фёдора и Иоанна. При митрополите Илларионе разбирают огромные хоры, на которых размещалось 5 престолов: архангела Гавриила, Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).
     Внутри собор не менее величествен, чем снаружи. Одна из главных его достопримечательностей – Златые врата — уникальный образец декоративно-прикладного искусства суздальских мастеров.

suzdal_krem6

     При реставрации собора в 1938г. под руководством А.Д.Варганова и И.А.Столетова на стенах южной апсиды были обнаружены орнаменты времён Мономаха и уникальные древние фрески 1233 года.
     Некрополь Рождественского собора представляет отдельный интерес. Среди захороненных под чугунными плитами пола есть члены известнейших боярских и княжеских родов, таких, как Шуйские, Шуйские-Скопины, Бельские. Там же покоятся сыновья Юрия Долгорукого — Иван и Святослав.
     В 1930-х гг. богослужения в соборе прекратились, и начались научные и археологические исследования. К 1960-м гг. позднейшие обстройки были снесены, и здание обрело вид XVI века, за исключением луковичных глав со звездами.
     В августе 2005г. собор, долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нём были обретены мощи святого Арсения Элассонского (1550-1635), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982г., которые были оставлены в соборе. Последним этапом реставрации было восстановление фресок и белого камня.

suzdal_krem7

suzdal_krem8

suzdal_krem9

suzdal_krem10

suzdal_krem11

suzdal_krem12

suzdal_krem13

suzdal_krem14

suzdal_krem15

suzdal_krem16

suzdal_krem17

suzdal_krem18

suzdal_krem19

suzdal_krem20

suzdal_krem21

suzdal_krem22

suzdal_krem23

suzdal_krem24

suzdal_krem25

suzdal_krem26

suzdal_krem27

suzdal_krem28

suzdal_krem29

suzdal_krem30

suzdal_krem31

suzdal_krem32

suzdal_krem33

suzdal_krem34

suzdal_krem35

suzdal_krem36

suzdal_krem37

suzdal_krem38

suzdal_krem39

     Соборная колокольня (1635 г.) находится к югу от Рождественского собора и по своим размерам вполне ему соответствует. Она была сооружена по приказу епископа Серапиона. Массивный восьмерик с широкими арками звона заканчивается шатром с тремя рядами слуховых окошек разной формы. Под шатром сделана небольшая кровля над карнизом – полица, характерный элемент крепостных башен.
     В конце XVII века на колокольне были сделаны часы с боем, отбивающие каждый час и каждую четверть часа. Сейчас они отремонтированы, и в кремле можно слышать их звон.
     Во втором этаже колокольни были устроены два престола. В конце XVII века по приказу митрополита Иллариона церковь была расширена, к ней пристроили алтарную часть и соединили ее галереей с архиерейскими палатами. С севера колокольню тоже окружили обходной галереей, а с востока пристроили высокое крыльцо с восьмигранным шатром.
     В 1719г. во время большого пожара галерея и переходы обрушились и были восстановлены только в 1968г. по проекту А.Д.Варганова.

suzdal_krem40

suzdal_krem41

suzdal_krem42

suzdal_krem43

suzdal_krem44

     Архиерейские палаты (XV-XVIII в.в.) — сложный комплекс каменных строений, древнейшей из которых является угловая юго-восточная часть — епископские палаты конца XV века. Со стороны собора палаты окружены невысокой каменной стеной с воротами, а с другой стороны — земляным валом. Снаружи над палатами виден маленький купол домовой трапезной церкви, восстановленной в формах XVI века: с восьмискатным покрытием, живописной галереей на арках и высоким крыльцом, схожим со вторым крыльцом со стороны колокольни. В состав Архиерейских палат входят жилые постройки, хозяйственные, трапезная палата и упомянутая домовая епископская трапезная церковь. В конце XVII века при митрополите Илларионе все эти строения, прежде стоявшие порознь, были объединены в единый комплекс при помощи переходов, галерей и потайных лестниц. Тогда же была построена огромная бесстолпная Крестовая палата для торжественных приемов, площадью в 338 кв. м и с девятиметровыми потолками. Суздальский историк ключарь Ананий Фёдоров писал об этой палате: «И то чуду подобно…свод един без столпов содержится непоколебим». К сожалению, до наших дней подлинный свод не сохранился, он был восстановлен в 1967-1970гг. под руководством архитектора А.Д.Варганова и инженера В.В.Пластина.

suzdal_krem45

suzdal_krem46

suzdal_krem47

suzdal_krem48

suzdal_krem49

suzdal_krem50

suzdal_krem51

suzdal_krem52

suzdal_krem53

suzdal_krem54

suzdal_krem55

suzdal_krem56

suzdal_krem57

suzdal_krem58

suzdal_krem59

suzdal_krem60

suzdal_krem61

suzdal_krem62

suzdal_krem63

suzdal_krem64

suzdal_krem65

suzdal_krem66

suzdal_krem67

suzdal_krem68

suzdal_krem69

suzdal_krem70

     Иорданская сень, 17 век.

suzdal_krem71

     Евангелие напрестольное.

suzdal_krem72

suzdal_krem73

suzdal_krem74

suzdal_krem75

suzdal_krem76

suzdal_krem77

suzdal_krem78

suzdal_krem79

     Иорданская сень, 17 век.

suzdal_krem80

suzdal_krem81

suzdal_krem82

suzdal_krem83

suzdal_krem84

     Деревянная Никольская церковь (1766 г.) была перевезена в Кремль из села Глотово Юрьев-Польского района. Она поставлена между архиерейскими палатами и земляным валом, на месте другой деревянной церкви, сгоревшей в XVII веке.

suzdal_krem85

     Село Глотово известно тем, что в нём будто бы родился Михаил Романов, основатель царской династии Романовых. Правда, это ничем не подтверждается, кроме устных преданий.
С переносом церкви Николы из Глотова в Суздаль связана знаменательная веха в музейной истории города – с этого началось создание музея деревянного зодчества, теперь являющегося одним из очень интересных достопримечательностей Суздаля.
     Деревянная церковь – редкий сохранившийся образец «клетских» храмов, близких по способу постройки к деревянной избе. Она состоит из двух срубов-«клетей» разного размера; главный сруб приподнят на подклете, к нему примыкает второй сруб, пониже, исполняющий роль трапезной. Почти такой же высоты, как и центральный сруб, гранёная апсида примыкает к нему с восточной стороны. Открытая галерея опоясывает храм с трех сторон.
     Главка поставлена на конёк крыши и покрыта лемехом – деревянной «чешуей». Сама кровля очень высокая, с крутыми скатами.
     Церковь смотрится очень органично в общем ансамбле кремля.

suzdal_krem86

suzdal_krem87

suzdal_krem88

suzdal_krem89

suzdal_krem90

suzdal_krem91

     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов


     
     

Мир глазами фотографа