10 – 26 июня 2018 года.
Пройдено – 3000 км.
Дворцы, парки, города, Ладога, Онега, достопримечательности и интересные места.
Маршрут: Москва – Тверь — Великий Новгород – Выборг – Средневековый город Сваргас – Сортавала (Валаам) – Рускеала – Петрозаводск (Кижи) — Марциальные Воды – Медвежьегорск – Вытегра – Вологда – Кострома – Иваново – Суздаль – Москва.
Подъехав к парку, увидели, что деревья вокруг ворот и вдоль центральной аллеи, вырубили. Вместо старых деревьев, посадили саженцы. Прошлись в основном по той части парка, где ещё не начали реконструкцию.
Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо»
Парк Монрепо расположен в северной части острова Твердыш (Замковый остров).
До появления Парка, на острове в 16 веке была основана сельскохозяйственная усадьба Лилль Ладугорд, а на месте будущего парка располагались выпасы и колодцы, за которыми присматривали жители хутора.
В 1732 году земли с Лилль Ладугорд были пожалованы строителю укреплений Санкт-Аннен-Крон инженеру А. де Кулону, который был выборгским обер-комендантом.
В жилую обустроенную усадьбу Лилль Ладугорд перевёл выборгский обер-комендант Пётр Алексеевич Ступишин(1718-1982), которому эти земли были переданы в потомственное пользование в 1760 году. Рядом с хутором Старый Выборг Ступишин возводит жилой дом и разбивает парк, названный им, по имени своей жены, Шарлоттенталь.
После кончины Ступишина, владельцем Лилль Ладугорд становится Фридрих Вильгельм Карл герцог Вюртембергский(1754-1816), назначенный Екатериной II в 1784 году выборгским генерал-губернатором. Усадьбу герцог называет Монрепо (франц. Mon Repos, Место моего отдыха), строит новый дом и расширяет парк в сторону побережья. После конфликта с Екатериной II, герцог Вюртембергский покидает Россию.
В 1788 году Монрепо приобретает барон Людвиг Генрих фон Николаи (1737-1820), немецкий поэт и писатель, будущий президент, с 1798 по 1803 гг., Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге.
Жилой дом перестраивается по проекту итальянского живописца Джузеппе Антонио Мартинелли, возводится библиотечный флигель. Пейзажный парк приобретает современные очертания, ведутся в нём работы по разбивке аллей, возводятся павильоны, устраиваются гроты, устанавливаются скульптуры.
В 1801 году император Александр I пожаловал Монрепо Людвигу Генриху фон Николаи в вечное и потомственное владение. Имение перешло по наследству сыну Николаи Паулю фон Николаи (1777-1866), российскому дипломату. Почти все памятники, сохранившиеся в Монрепо до наших дней, были созданы при Пауле фон Николаи.
После революции в октябре 1917 года семья Николаи остаётся в Монрепо.
Территория имения в это время заметно сокращается, так как владельцы уступают большую часть земли городу Выборгу под развивающиеся посёлки. В собственности семьи остается усадьба, парк, лесной массив на северном побережье острова и небольшой дачный посёлок на восточной окраине имения. После смерти не оставившего наследника Пауля Эрнста Георга имение переходит его сёстрам, младшая из которых, София фон Николаи (1862-1943) выходит замуж за графа Константина фон дер Палена (1861-1923). Николаи и Палены жили в Монрепо до Второй Мировой войны, по результатам которой город Выборг отошёл к СССР.
В первые послевоенные годы территория бывшего имения Монрепо используется в качестве базы отдыха для военнослужащих. В 1952 г. Главный усадебный дом и Библиотечный флигель получают статус памятника архитектуры. В доме размещается Детский сад, а флигель отдаётся под многоквартирный жилой дом.
В 1960 г. комплекс усадебных построек, парк и примыкающий лесной массив получают статус памятника истории и культуры республиканского значения. В доме, после вывода из него Детского сада, начинаются реставрационные работы.
1966-1967 гг. под руководством архитектора-реставратора Ирэн Александровны Хаустовой в Главном усадебном доме проводился капитальный ремонт с приспособлением под детский сад. При проведении ремонтно-реставрационных работ специалисты старались по возможности сохранить всё подлинное.
В 1981-1983 гг. в целях установления исторической дорожной сети парка и исследования фундаментов утраченных павильонов в Монрепо работает отряд Выборгской архитектурно-археологической экспедиции Ленинградского отделения института археологии АН СССР. В 1985 г. воссоздаются, по проекту В. В. Дмитриева, въездные ворота Монрепо.
Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо» был образован решением Совета министров РСФСР в 1988 году.
Сейчас в Парке проводятся очередные преобразования. Некоторые красивые места Парка, которые мы видели и фотографировали в свой прошлый приезд в Выборг, утрачены навсегда. Некоторые фотографии будут с элементами строительных преобразований.
Теперь этот берег выглядит так, а раньше было красиво, см. фото ниже.
Срубили эту берёзку…
Реконструкция парка продлиться до лета 2019 года, наверное, надо было бережнее отнестись к природе, Монрепо был уникальным парком.
Ниже фотографии реконструкции парка.
Здесь вырубили много деревьев, прокладывают дорогу.
После обеда была запланирована прогулка по городу, чтобы сфотографировать дома, построенные в архитектурном стиле «северный модерн».
Архитектура «северный модерн» — это сочетания естественных и искусственных отделочных материалов.
Цоколь часто облицован финским гранитом, в основном грубо обработанным, а кое-где гладко тёсаным, со скульптурой. Плоскости стен верхних этажей покрыты фактурной штукатуркой или отделочным кирпичом. В элементы отделки введены орнаменты северного фольклора, образы флоры и фауны. Часто используется майолика, цветная керамическая плитка. Формы зданий массивны, свободны от мелкого декора. Контрастные сочетания фактур, цветотональных плоскостей, форм, разнообразие оконных проемов и их сочетания с простенками — всё это превращает фасады в полном смысле слова в сложную холодную структуру, напоминающую и северные скальные ландшафты, и масштабные средневековые сооружения.
«Гранитный дворец» — бывшее здание главной конторы фирмы «Хакман и К°» в Выборге, построенное в 1907—1908 годах по проекту архитекторов Уно Ульберга и Акселя Гюльдена в стиле национального романтизма. Здание, ставшее одним из наиболее известных памятников архитектуры в городе, получило повреждения во время советско-финских войн (1939—1944), и отремонтировано в послевоенные годы с отступлениями от первоначального проекта. Угловое здание имеет два адреса: Улица Северный Вал, дом 5, и Подгорная улица, дом 14.
Отделка фасадов местным природным материалом стала причиной прозвища «Гранитный дворец», закрепившегося за домом. В кладке фасада можно увидеть гранитный блок с именами архитекторов: «A. Gyldén — U. Ullberg».
Выборгский рынок — здание крытого рынка в Выборге, расположенного на улице Северный Вал, д. 2, построенное в 1904—1905 годах по проекту архитектора Карла Хорд аф Сегерштадта (1873—1931).
Здание выборгского рынка открыто в 1906 году. Одним из декоративных элементов оформления фасада стал герб Выборга, украшенный растительным орнаментом.
Здание Национального акционерного банка, расположенное на углу проспекта Ленина и переулка Николаева, включён в перечень памятников архитектуры.
Национальный акционерный банк был учреждён в 1889 году в Хельсинки предпринимателями-фенноманами в противовес шведоманскому Финляндскому объединённому банку. Для выборгского филиала банка архитектурным бюро «Нюстрём-Петрелиус-Пенттиля» в 1900 году был разработан проект трёхэтажного здания на хорошо обозреваемом угловом участке главной улицы города.
Здание банка, построенное в 1901 году и отмеченное влиянием идей неоренессанса, стало одним из первых примеров формировавшегося финского национально-романтического стиля. В отделке фасадов, щедро украшенных множеством символических элементов, архитекторы У. Нюстрём, А. Петрелиус и В. Пенттиля использовали карело-финские природные материалы: гранит и горшечный камень.
Одновременно с банковским был спроектирован соседний жилой корпус с торговыми помещениями на первом этаже (дом № 8). К его строительству приступили позднее с внесением изменений в первоначальный проект, и готовое к 1906 году жилое здание по стилю и этажности отличается от здания банка. В отделке фасадов также использованы гранит и горшечный камень, декорированные растительной и морской символикой.
Финляндский торговый банк и жилой дом расположены на углу проспекта Ленина и Ленинградского проспекта. Финляндский торговый банк включён в перечень памятников архитектуры.
Здание Банка Финляндии — бывшее банковское, а ныне административное здание, расположенное на углу проспекта Ленина и Рыночной площади, включёно в перечень памятников архитектуры.
В 1910 году было выстроено здание из красного кирпича с мансардным этажом под высокой узорчатой разноцветной черепичной крышей. В нём проявились черты исторической ганзейской архитектуры с неоготическими мотивами; в то же время некоторые исследователи относят здание к образцам северного модерна.
Фасад, обращённый к площади, украшен тремя треугольными фронтонами. Выходящий на проспект фасад является менее протяжённым, однако он украшен большим по размерам фронтоном со щипцовым завершением, выполненным из гранита, со стороны проспекта расположен главный вход в здание банка. Интересная черта фасада — терракотовый декор, редко встречающийся в зодчестве Финляндии. Примечательны сандрики над окнами первого этажа, украшенные горельефами, отражающими особенности выборгской истории и экономики. В каждом из них парные путти держат такие эмблемы, как гербы Торгильса Кнутссона, Выборгской губернии, эмблема Ганзы и др. Другими украшениями фронтонов служат многочисленные мелкие детали, в том числе короны и символы богатства — маски свиней, баранов и пастуха.
Банк Северных стран — финансово-кредитное учреждение, действовавшее в период с 1873 по 1919 год. Расположено на углу Театральной и Рыночной площадей банковское здание в центре города Выборга включено в перечень памятников архитектуры.
Торгово-промышленный акционерный банк Северных стран был учреждён в 1872 году группой выборгских купцов немецкого происхождения. Начавший деятельность в 1873 году, он задумывался как учреждение для обслуживания внешней торговли Финляндии и вначале имел подразделение в Санкт-Петербурге, но со временем сосредоточился на расширении внутрифинляндской сети филиалов. Для размещения главной конторы банка в 1900 году по проекту архитектора В. Аспелина было построено монументальное по масштабам Выборга здание в стиле неоренессанс по образцу флорентийских палаццо. Помимо банка, в здании размещались и другие организации.
Более протяжённый восточный фасад четырёхэтажного здания, обращённый к Парадной площади, украшен гербом Выборгской губернии над крышей. По центру на уровне второго и третьего этажей размещены балконы. На втором этаже по краям балкона установлены скульптуры грифонов — хранителей богатства.
По окончании строительства Вальдемар Аспелин безуспешно настаивал на сносе здания Круглой башни, заслонившей северный фасад с главным входом, украшенным изображениями жезла Меркурия.
Доходный дом купца Эмиля Буттенгоффа, 1898 год.
Дом семьи Теслефф, ул. Северный Вал, д.19.
Построен по проекту архитекторов — Фредрика Теслеффа (Fredrik Thesleff), Вальтера Томе (Valter Thomén) и Класа Гюльдена (Clas Axel Gyldén), в 1910 году.
Дом книготорговца Виктора Ховинга на Крепостной улице, также известный как дом АО «Домус», был построен в 1903—1904 годах. Архитектор Карл Хорд аф Сегерштадт (Karl Hård af Segerstad). Принадлежал акционерному обществу «Domus», которое, в свою очередь принадлежало семейству Говингов. Предки книгоиздателя Виктора Говинга — выходцы из Голландии. Его дед и отец-книготорговец жили в Выборге.
Ни в Зимнюю, ни в Великую Отечественную войны здание дома Говинга не пострадало и до конца 1980-х использовалось как жилое. Но за почти полувековую эксплуатацию его не ремонтировали, он оказался в аварийном состоянии и жильцов выселили. В 2009 году здание, к тому моменту уже пришедшее в неудовлетворительное состояние, было серьезно повреждено пожаром. Тем не менее, постройка по-прежнему является памятником архитектуры регионального значения.
«Дом с пеликанами» (доходный дом АО «Альфа»), Ленинградский пр., 9. 1907 года, архитектор — Аллан Шульман.
Дом АО «Пеликан» (Ленинградский пр., 2) построен в 1907 году по проекту Герхарда Сольберга (Bruno Gerhard Sohlberg).
Обедать и ужинать ходили в ресторан «Медведь» и в ресторан «У Борхарда». Один раз сходили в ресторан, который находится в Круглой Башне.
Далее наш путь лежал в средневековый город Сваргас.
Если соберётесь ехать в Сваргас, не забудьте паспорта, потому что по дороге будет КПП, где нужно будет предъявить документы и сказать, куда держите путь. Нас пропустили без проблем.
Сначала у нас были сомнения ехать или не ехать, на сайте города написано, что группа должна быть не менее десяти человек. Потом, мы всё-таки решили съездить, хотя бы просто посмотреть на усадьбу. Нам повезло, незадолго до нас, как раз приехала небольшая группа экскурсантов, к которым мы и присоединились. Сначала мы посмотрели на работу кузнеца, потом прослушали историю создания города. Расположились мы у камина и при свечах, а вокруг нас на столах и стенах были одежды, кольчуги, шлемы и другое снаряжение викингов. Потом от нашей группы был выбран доброволец, который и участвовал в сражении на мечах с представителем от Усадьбы викингов. Победила дружба. Дальше нас пригласили поупражняться в стрельбе из лука, метании копья и топорика. Скажу сразу, что метать копьё у нас не очень получилось, а вот топорик метнуть удачно получилось. Три стрелы из лука тоже достигли цели. Испив травяного чая, приготовленного на костре, мы оправились гулять по окрестностям. Слепни и комары гонялись за нами, но мы не сдавались и продолжали наш путь к озеру. Минут через 15 мы капитулировали и, попрощавшись с хозяевами Усадьбы, отправились в Выборг.
Немного о создании усадьбы.
Сваргас (Свенгард), средневековый город, расположен в 9-ти километрах от Выборга по Светогорскому шоссе. Это историческая реконструкция эпохи раннего Средневековья или так называемой «эпохи викингов» (VII—XI век), реализованная в форме модели княжеской усадьбы начала XI века в натуральную величину, является интерактивным проектом историко-культурного центра «Варяжский двор» в формате экспериментальной археологии.
Поддержкой и развитием проекта занимается специально созданный историко-культурного центр «Варяжский двор», действующий с 2004 года под научным руководством доктора исторических наук, профессора А. Н. Кирпичникова.
Анатолий Николаевич Кирпичников родился в Ленинграде 25 июня 1929 года, советский и российский археолог. Доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР (1991). Почётный гражданин Ленинградской области (2013).
«Сваргас» — индоевропейское слово, переводится как «Солнечное небо».
Участники проекта занимаются исследованиями, направленными на воссоздание социальных отношений и быта в условиях раннего средневековья, периода военной демократии, а также изучением общих исторических, археологических вопросов «эпохи викингов» (VIII—XI вв.).
Средневековый город Сваргас открыт для посещения гостей круглый год по предварительным заявкам для групп от десяти человек. Посетители могут непосредственно поучаствовать в различных древних играх и тщательно восстановленных технологических процессах.
СПРАВКИ ПО ТЕЛ. +79218466773 ПО БУДНЯМ С 9.00 ДО 18.00
Более подробная информация здесь http://www.swargas.ru/
Кузнец и плоды труда его.
Трапезная
Кольчуга
Старинные шлемы
Руны
Одежды воинов
Турнир
Объявление победителя сражения
Фото на память о посещении
Приготовление еды, как в стародавние времена.
Средневековая лавка с товарами собственного производства.
Колодец
Дорога к озеру.
Уставшие и довольные, мы отправились в гостиницу, пора прокладывать путь дальше.
В следующей части мы поедем в Сортавалу и Рускеалу.
Нас ждёт путешествие по «Подземной Рускеале», на Мраморное озеро и заброшенный мраморно-известковый завод, а так же музеи и прогулки по Сортавале.
Продолжение следует … Список всех частей здесь
Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов