Ферапонтов монастырь

http://ferapontov-monastyr.ru/                Достопримечательности и интересные места

     В 1397 году монахи московского Симонова монастыря Кирилл и Ферапонт, вдохновлённые проповедями прп. Сергия Радонежского, направились на Север. После долгих странствий они остановились на берегу Сиверского озера, где прп. Кириллом был основан Успенский монастырь. Через год, в 1398 году, Ферапонт покидает эту обитель и, найдя место «пространное и гладкое», основывает монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы на пологом холме, возвышающемся между Бородаевским и Спасским озёрами. Преподобный прожил здесь 10 лет и был отозван князем можайским Андреем Дмитриевичем для основания нового монастыря. Наибольшего расцвета монастырь достиг при приемнике прп. Ферапонта – игумене Мартиниане, видном церковном деятеле 15 века.
     Из стен обители вышла целая плеяда известных просветителей, книжников, философов.

fermon1

fermon2

      Ферапонтовское озеро

fermon3

fermon4

fermon5

      Ферапонтовское озеро

fermon6

     Святые врата с надвратными церквями и Казённая палата.

fermon7

     Число братии к началу XV в. составляло 10–15 иноков. Позже вдоль его стен пролёг большой тракт на Архангельск через Каргополь, по которому проходил торговый путь на Север, а также шли паломники в Соловецкий монастырь.
     Расцвет духовной культуры начался при игуменах Мартиниане, принесшем сюда “книжное рукоделие”, и его ученике Иоасафе архиепископе Ростовском. Здесь создавалась житийная и философская литература. В числе духовных писателей были митрополит Спиридон-Савва, прп. Кассиан Грек, иноки Паисий и Матфей. Из насельников обители в лике святых были прославлены: преподобные Ферапонт, Мартиниан, Кассиан Грек (в миру Константин князь Мангупский, основатель Угличской Учемской пустыни), местночтимый блаженный Галактион – юродивый Христа ради. В монастыре также чтилась память архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского), строителя собора Рождества Богородицы. Среди известных постриженников монастыря был епископ Пермский и Вологодский Филофей.
     Расцвет хозяйственной деятельности Ферапонтова монастыря пришёлся на время царствования Василия II Тёмного, Василия III и его сына Иоанна Грозного, которые, побывав в монастыре на богомолье, щедро давали вклады утварью, землями, деньгами, льготами. В XVII и XVIII вв. для монастыря наступила эпоха бедствий: случались пожары и разграбления. Начало этому положили польско-литовские “воровские люди” в 1612–1616 гг. После неудачной осады Кирилло-Белозерского монастыря шайка разбойников занялась грабежом окрестных деревень. В завершение, по указу 1764 г. были отобраны монастырские владения. После этого обитель стала приходить в упадок и в 1798 г. была упразднена.
     В XVII в. Ферапонтову монастырю суждено было сделаться местом заточения низложенного Патриарха Никона, который отбывал здесь 10-летнюю ссылку, начиная с 1666 г. Суровость заточения то ослабевала, то, по наветам недругов, усиливалась. В 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича врагам Никона удалось настоять на переводе его в Кириллов монастырь, где престарелый и больной Патриарх провел последние 5 лет своей жизни в тяжком заключении. Он был освобождён по настоянию своего крестника – царя Фёдора Алексеевича, но по дороге в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь скончался под г. Ярославлем. Кроме Патриарха Никона ссыльными монастыря в разные периоды были митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва, а также святитель Арсений Мацеевич митрополит Ростовский, расправа над которым совершилась по воле Императрицы Екатерины II.
     С восстановлением в начале XX в. монашеской жизни к Ферапонтову монастырю было привлечено внимание Императорской Археологической комиссии, после чего начались реставрационные работы под руководством академика архитектуры П.П. Покрышкина. Церковная старина в монастыре была полностью сохранена. Впервые в стране проводились широкомасштабные работы по всему комплексу зданий. Под все церкви и палаты были подведены новые фундаменты, восстановлены своды, позакомарные покрытия собора Рождества Богородицы и церкви Благовещения.
     Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Пожалуй, это единственный в стране комплекс древних построек дониконовского времени. При этом, среди построек – самый древний каменный храм Русского Севера – собор Рождества Богородицы 1490 г., вся внутренняя поверхность которого имеет столь же древние фрески Дионисия 1502 г.      Полная композиционная сохранность росписей составляет непревзойденную ценность этого памятника.

fermon8

fermon9

fermon10

               Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря
     Архитектурный ансамбль состоит из 4 церквей (6 престолов), колокольни, Казённой и Трапезной палат. Келейные постройки не сохранились ни от мужской обители, ни от возобновлённой женской. Последние были деревянными 2-этажными. Небольшая территория обнесена невысокой оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами. Собор Рождества Богородицы 1490 г. составляет главную достопримечательность Ферапонтова монастыря, поскольку в нём сохранились уникальные фрески 1502 г., созданные прославленным древнерусским иконописцем Дионисием. Его же кисти принадлежат древние иконы из собора. Однако в 1930-е гг. иконостас был изъят “за низкой художественной ценностью”. Иконы находятся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в Третьяковской галерее и Русском музее. Кроме главного престола собор имел южный придел, над которым возвышалась малая главка. Придел был освящён во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского. С северной стороны была пристроена небольшая звонница, остатки которой стали частью паперти. Фрески Дионисия сделали Ферапонтов монастырь в XX в. всемирно известным. В 2000 г. памятник вошёл в список особо охраняемых ЮНЕСКО.
     Церковь Благовещения с Трапезной палатой 1530–1531 гг. была построена на вклад царя Василия III в связи с рождением наследника Иоанна IV, после царского богомолья в Белозерье. Подклет Трапезной служил поварней и хлебней. Архитектура трапезной церкви необычна. Особый интерес представляет ныне замурованный ярус звонов над церковью, которая строилась “под колоколы”. Ярус имеет сложно расположенные камеры-резонаторы. После возведения колокольни здесь находилось книгохранилище, куда вела скрытая лестница из алтаря. Церковь Благовещения и собор Рождества Богородицы соединены каменными переходами через 2-й ярус колокольни. Казенная палата 1-й трети XVI в. относится к редким постройкам гражданского назначения. Верхний ярус служил книгописной мастерской, хранилищем казны и книг, а нижний назывался сушилом, и это название перешло на всё здание.
     Церковь прп. Мартиниана 1641 г. является усыпальницей одного из основателей монастыря, где под спудом покоятся его мощи. Место погребения было украшено деревянной резной золоченой рáкой, с текстами, содержащими фрагменты его Жития. У ног святого ближе к алтарю находится погребение его ученика Иоасафа архиепископа Ростовского. Надвратная церковь Богоявления 1649 г. с приделом во имя прп. Ферапонта на Святых вратах служила домовым храмом опального Патриарха Никона. К храму примыкает каменная келья, в которой, по преданию, жил ссыльный Патриарх, пока строилась его келья в 30 саженях от Святых врат.
     Трехъярусная Колокольня XVII в. имеет высокий открытый внутри квадратный шатер, вверху которого сохранился древний часовой механизм 1635 г. Он был отреставрирован в 1990 г. мастером-часовщиком Ю.П. Платоновым, им же восстановлены звоны.
Сохранившиеся святыни: 9 древних антиминсов XV–XVII вв. из собора Рождества Богородицы, рака прп. Мартиниана 1646 г., полотняная риза преподобного, игуменское место, житийная икона преп. Ферапонта и Мартиниана 1732 г., написанная монахом обители Феодосием. От времени пребывания в ссылке Патриарха Никона сохранилось кресло, изготовленное им в 1668 г. в Ферапонтовом монастыре, его стол и кресло из надвратной кельи.
     Восстановлен на Бородаевском озере рукотворный остров, сложенный из камней Святейшим изгнанником. В год 600-летия монастыря на острове был установлен Поклонный крест.

fermon11

fermon12

     Церковь Благовещения (1530-1534 г.г.), Церковь прп. Мартиниана (1641 г.), Рождественский собор, храм прп. Ферапонта (1649 г.)

fermon13

fermon14

     Монастырская колокольня, 1680-1692 г.г.

fermon15

     Одноглавый, крестовокупольный храм возведён на белокаменном подклете и украшен красивым орнаментальным декором. Вскоре после постройки собор был окружён с трёх сторон крытой папертью-галереей. В 1502 году храм расписал Дионисий, один из величайших иконописцев Древней Руси.

fermon16

fermon17

fermon18

fermon19

fermon20

fermon21

     «Господь Вседержитель, со святыми (1502 г.) Роспись — Дионисий с сыновьями.

fermon22

fermon23

fermon24

fermon25

fermon26

fermon27

     «Богоматерь на престоле, с архангелами и предстоящими их святителями» (1502 г.). Дионисий с сыновьями.

fermon28

fermon29

fermon30

fermon31

fermon32

fermon33

fermon34

fermon35

fermon36

fermon37

fermon38

fermon39

     Северные ворота монастырской стены.

fermon40

fermon41

fermon42

     Ферапонтовское озеро

     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов


 

     

Мир глазами фотографа