Достопримечательности и интересные места
г. Нижний Новгород, ул. Гороховецкая, д.12.
Время работы музея
Понедельник-пятница: с 9.00 до 18.00,
Суббота: с 10.00 до 16.00
Вход свободный, бесплатное экскурсионное обслуживание. Предварительная запись по телефонам: +7 (831) 248-5502; +7 (831) 248-7254
В музее три основных направления:
1.История российских железных дорог;
2.Развитие железнодорожной техники;
3.Быт железнодорожников России
Украшением экспозиции является диорама двухпролётного железнодорожного моста, с семафором, паровозом серии «Л», подвижным составом.
Черепановы происходили из крепостных крестьян, приписанных к Выйскому заводу Демидовых. Ещё молодым человеком Ефим был принят на работу на должность «мехового мастера» (специалист по воздухозаборным устройствам, которые играли важную роль в ранней металлургии). В 1801 году Ефим женился, через два года у него родился сын Мирон. В 1807 Ефим стал «плотинным мастером» (специалист по гидротехническим сооружениям и водяным двигателям). В 1813 году Мирон в возрасте 12 лет «по причине высокой грамотности» был принят на работу в контору Выйского завода.
С 1822 года вплоть до своей смерти в 1842 году Ефим был главным механиком всех заводов в Нижнем Тагиле. Сын Мирон был его учеником и в 1819 году был назначен его заместителем и, в конечном счёте, заменил отца после его смерти. Сын пережил отца всего на 7 лет и умер в 1849 году.
Черепановы значительно улучшили механизмы, использовавшиеся в металлургии, добыче золота, железа и меди, а также лесопилки и мукомольные мельницы. Однако наиболее интересным аспектом работы Черепановых являются паровые машины, которые они упорно пытались внедрить в промышленное производство.
Начиная с 1820 года, Черепановы построили около 20 паровых машин мощностью от 2 до 60 л.с. В 1825 году Ефим Черепанов был командирован в Швецию для «просмотра машин», а 1833 году Мирон поехал в Англию, где изучал устройство железных дорог. По возвращении, в 1833—1834 годах, они создали первый в России паровоз, а затем в 1835 году — второй, более мощный. Они также построили чугунные железные дороги от одной из своих фабрик на медный рудник. За строительство железной дороги длиной 854 м Мирон Черепанов получил вольную в 1836 году (Ефим получил её несколько раньше, также за строительство паровых машин).
История Горьковской железной дороги и регионов
Экспонаты и стенды экспозиции освещают процесс строительства Горьковской железной дороги с 1858 г. до наших дней, раскрывают причины и последствия её появления в регионе, иллюстрируют влияние железной дороги на развитие отдельных населённых пунктов и страны в целом. Исторический раздел экспозиции открывается описанием изобретения паровозов в Англии и в России. Макеты паровозов наглядно иллюстрируют развитие технической мысли. Данный раздел составляют подлинные предметы и документы, представляющие историческую и музейную ценность, а также макеты вокзалов и станций горьковской железнодорожной магистрали. В состав Горьковской железной дороги входят пять регионов: Муромский, Горьковский, Кировский, Казанский и Ижевский. Их история представлена в музейной экспозиции подлинниками и копиями архивных документов, предметами, иллюстрирующими роль железной дороги в развитии регионов.
Вагонное хозяйство
Экспозиция состоит из макетов вагонов, а также натурных экспонатов: ударно-тяговые приборы, сегмент цельнокатаного колеса, буксовый узел, коллекция сигнальных хвостовых и осветительных вагонных фонарей, которые наглядно иллюстрируют составные части и историю подвижного состава Российских железных дорог.
Горьковская железная дорога в годы Великой Отечественной войны
Музейная экспозиция является яркой иллюстрацией неоценимого вклада железнодорожников в дело общей Победы.
Великая Отечественная война изменила и усложнила задачи, стоящие перед железнодорожным транспортом. С первых дней войны железнодорожники должны были обеспечивать бесперебойную доставку к линии фронта войск, боеприпасов, техники, эвакуировать население и промышленные предприятия из прифронтовых районов. В условиях военного времени железнодорожники строили новые железнодорожные ветки, бронепоезда для фронта, уходили воевать в составе их экипажей. Тяжелым мужским трудом были вынуждены заниматься женщины.
Быт железнодорожников.
Данный раздел состоит из интерьерной экспозиции жилой комнаты железнодорожников – жителей посёлка Сортировочный, а также макета посёлка и сортировочной горки. Экспозиция воссоздает историю железнодорожного посёлка. В её состав входят предметы, представляющие собой историческую ценность и датированные концом XIX- первой половиной XX вв.
Локомотивное хозяйство
Раздел отражает эволюцию локомотивов от паровозов до высокоскоростных электровозов, наглядно иллюстрирует принцип их действия.
Служба автоматики, телемеханики и связи
В этом разделе, состоящем из подлинных, натурных экспонатов, представлена эволюция систем и средств связи, обеспечивающих безопасность движения.
Путь и путевое хозяйство
Основу экспозиции данного раздела составляют подлинные предметы: инструменты, путевое оборудование, разные типы рельс. Экспонаты помогают сформировать представление о развитии технологий путеукладки от ручного труда до появления механизированных устройств.
Открытая площадка «Паровозы России»
Натурные образцы, составляющие экспозицию открытой площадки «Паровозы России» представляют образцы отечественного и зарубежного паровозостроения начала – середины ХХ века, которая находится на Гороховецкой улице, ст. Сортировочная, по правой стороне из центра.
Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов