Минск.
Маршрут: Москва – Флёново — Смоленск – Мир – Несвиж – Минск – Калуга – Полотняный Завод – Москва.
Предыдущие дни нашего путешествия были насыщенными, поэтому встали поздно, но на завтрак успели. Огромный зал был уже практически весь заполнен. Мы обратили внимание на многонациональный состав посетителей. Северяне налегали на мясные блюда, а южане – на фрукты и молочку. Блюда, которые предлагались на завтрак, были разнообразные и вкусные — салаты, закуски, горячие блюда, десерты, соки, кофе, чай, и т.п.
Подкрепившись, мы отправились гулять по городу.
Погода стояла великолепная, и мы пошли по набережной в Старый город.
Первое летописное упоминание о Минске содержится в «Повести временных лет», оно относится к 1067 году, когда сыновья киевского князя Ярослава Мудрого явились под стены Менеска, принадлежавшего тогда полоцкому князю Всеславу Брячиславичу. Вече отказалось сдать город, однако братья Ярославичи захватили и разрушили его, а затем разбили в битве на Немиге (в пределах нынешней центральной части Минска) подошедшие на помощь войска Всеслава Брячиславича.
После смерти Всеслава Брячиславича в 1101 году его сыновья разделили владения отца на уделы, в результате чего Менеск стал столицей отдельного княжества. Первым менским князем стал Глеб Всеславич. Столичный статус и выгодное географическое положение содействовали экономическому развитию города и превращению его в крупный торгово-ремесленный центр, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок.
Затем последовала Эпоха Великого княжества Литовского, Эпоха Речи Посполитой, Эпоха Российской империи, затем
БНР, ССРБ, БССР, Литбел.
Брест-Литовский мир позволил 21 февраля 1918 года германским войскам оккупировать Минск. Этому предшествовали события 19—21 февраля, когда предпринимались попытки захвата власти польскими и белорусскими активистами.
25 марта 1918 года в 8 утра в оккупированном германскими войсками Минске, в здании Крестьянского поземельного банка на улице Серпуховской (ныне — Володарского, 9), Рада Белорусской Народной Республики приняла Третью Уставную грамоту, которой провозглашалась независимость Белорусской Народной Республики. Однако после поражения Германии в Первой мировой войне и подписания мирного соглашения, согласно которому Германия была обязана вывести войска с оккупированных территорий, Советское правительство денонсировало Брест-Литовский мир и направило войска на оставляемые немецкими войсками территории. Рада БНР покинула город вслед за отступающими немецкими войсками и 10 января 1919 года Красная Армия без боя заняла Минск, городской Совет объявил об установлении Советской власти, а к середине февраля 1919 года Советская власть была установлена почти на всей территории Белоруссии.
1 января 1919 года в Смоленске была провозглашена Советская Социалистическая Республика Белоруссия (ССРБ) в составе Советской России, 7 января Минск стал столицей новообразованной советской республики, а уже 31 января 1919 года ССРБ вышла из состава Советской России и была переименована в Белорусскую Советскую Социалистическую Республику, Минск стал столицей новой республики. Однако уже 27 февраля Советская Белоруссия вошла в состав Литовско-Белорусской ССР (Литбел). Столицей Литбел стала Вильна. В результате военных поражений в ходе советско-польской войны (1919—1921) 28 апреля органы власти Литбела были эвакуированы в Минск из Вильны. 19 июля пришлось покинуть и его, а 8 августа город был занят войсками Польской Республики.
C 1991 года Минск является столицей государства — Республики Беларусь. Статус города Минска определяется законодательством и Уставом. 5 сентября 1991 года городской Совет народных депутатов утвердил исторический герб города.
Памятник А.С. Пушкину
Старый город.
Старый город.
Улица Максима Богдановича
Река Свислочь
Улица Зыбицкая
Храм Кирилла Туровского
Собор Сошествия святого Духа
Костёл святого Иосифа
Городские весы
Памятник главы Магистрата
Ратуша
Собор Девы Марии
Храм Кирилла Туровского
Старовиленская улица
Городские весы
Старый город находится в кольце современных высотных зданий, парков и проспектов.
Гуляя по улице Кирилла и Мефодия, мы зашли на территорию бывшего монастыря бернардинцев, где расположились три небольших музея.
Сначала мы посетили Археологический музей, он ещё находится на начальной стадии своего развития, но, тем не менее, экспозиция Минского мотоциклетного и велосипедного завода нам понравилась. Смотритель музея нам любезно включила фильм, в котором рассказывалось об истории создания и современных успехах завода.
Наиболее популярные мотоциклы и велосипеды демонстрируются в залах музея.
г. Минск, ул. Кирилла и Мефодия. Д.6
Минский велосипедный завод создан постановлением Совета народных комиссаров БССР №987тот 7 июля 1945 г. «О размещении велосипедного завода в г. Минске» и постановлением СНК СССР №2838 от 6 ноября 1945 г. «Об организации велосипедного завода в г. Минске».
Для размещения завода было выбрано здание фурнитурной фабрики. Первые заводские корпуса сохранились. Объём выпуска велосипедов устанавливался в 100 000 единиц в год.
Первая продукция вышла уже в 1946 году, а серийное производство началось 1947 году.
Основной продукцией завода стали дорожные велосипеды, спортивно-игровые и горные велосипеды, а так же инвалидные коляски.
В период с 1947 по 1986 год с конвейера сошло 19 различных моделей велосипедов, самыми успешными моделями были В-143 «Минск», «Мир», «Дружба» и «Аист».
Приказом Министерства автотракторной промышленности СССР №494 от 12 июля 1951 г. Выпуск мотоциклов «М1А» был передан из Москвы в Минск. В этом же году на заводе было освоено производство мотоциклов и предприятие стало называться Минский мотоциклетный и велосипедный завод (ММВЗ).
Минские мотоциклы стремительно набирали популярность в СССР, также поставки осуществлялись в 45 стран мира.
Минские мотоциклы принимали участие в мотоспорте, в кроссе и кольцевых гонках.
В 1999 году марка мотоциклов «Минск» получила международную награду «Арка Европы» за высокий уровень качества выпускаемой продукции и признание на международном рынке.
Экспериментальная модель М-106
Мотоцикл MZ ES Trophy, Германия, 1967 г.
Мотоцикл ММВЗ-3.111-9
Мотоциклы М-105 и М1А
Мотоцикл ИЖ-Планета-2
Мотоцикл М-101
Мотоцикл ИЖ-49
Велосипед дорожный В-16
Затем мы пошли в Музей карет.
В Музее истории города Минска есть экспозиция «Каретная» (Музей карет), которая посвящена истории гужевого транспорта.
В музее представлены три основных вида гужевого транспорта: каретный, тележный и полозный. Также можно посмотреть на макет фрагмента каретной мастерской. Есть интерактивная зона, где можно найти информацию о развитии экипажного дела, документы о развитии гужевого транспорта Минска, для детей и взрослых есть игра «Собери экипаж». Музей небольшой, открылся в 2014 году, но коллекция постепенно пополняется новыми экспонатами.
Карета, мастерская «Ign Hammann Twistringen», Германия, 1890-1895 г.г.
Четырёхместный дорожный экипаж с откидным верхом. Оснащён горизонтальными рессорами, поворотным кругом, подножками для посадки, отдельным сидением для кучера, диваном и дополнительным местом в салоне кареты, приспособлением для багажа, двумя каретными фонарями. Использовался как городской наёмный экипаж, а также для загородных и дальних поездок.
Сани выездные, Минская губерния, начало XX в.
Сани укомплектованы кузовом, козлами для извозчика, местом для багажа. Использовали как наёмный городской экипаж в зимнее время. Внешний вид саней отражал состоятельность и социальную принадлежность владельца.
Каретная мастерская Лейбмана.
В Минске первая каретная мастерская известна с 1863 года. Располагалась напротив Пищаловского замка на улице Преображенской (ныне улица Интернациональная) в доме № 36, который не сохранился до наших дней. Владел «Каретной фабрикой» Л.Я. Лейбман. Мастерская занималась ремонтом транспортных средств, осуществляла специальную натяжку резиновых шин на каретные колёса. При мастерской находился склад, где хранились готовые экипажи разных типов.
Бричка. Минская губерния, начало XX в.
Выездной пассажирский экипаж, состоит из колёсной основы и кузова. Кузов открытый, цельный, с подножками для посадки и приспособлением для багажа.
Коляска. Западная Европа, конец XIX — начало XX в.в.
Двухместный лёгкий рессорный экипаж типа «Фаэтон» с откидным верхом (капором). Коляска управлялась самим пассажиром.
Телега-дробяк. Минская губерния, начало XX в.
Повозка со съёмными решётчатыми стенками. Использовали в хозяйстве для перевозки грузов. Удобна во время поездок по грунтовым дорогам.
В заключение мы сходили в Музей «Минская конка».
Музейная экспозиция располагается в историческом центре столицы – Верхнем городе, на территории бывшего монастыря бернардинцев в памятнике архитектуры начала XX века и состоит из нескольких разделов, рассказывающих о жизни Минска 1890 – 1920-х гг. http://minskmuseum.by/minskaya-konka
В разделе «По улицам губернского Минска» центральным экспонатом является реконструкция конного вагона в масштабе 1:1. Зайдя в вагон, посетитель совершит виртуальную поездку по городу. В путешествие в конном вагоне его проводит кондуктор.
Во время поездки можно сделать остановку и заглянуть в витрины самых популярных магазинов рубежа XIX-XX веков – магазин Левина, Аптеку Староневича, не забывая при этом смотреть под ноги, чтобы не ступить на рельсовый путь.
В разделе «Управление Минской конной железной дороги» представлен фрагмент интерьера конторы. Посетителей встретит строгий управляющий, изучающий информационную сводку репортажей о работе конки. Интерьер конторы воссоздан по «Описи движимого имущества 1913 года». Здесь представлен редкий и для того времени предмет – печатная машинка «Миньон». Электронная карта поможет проследить маршруты движения конки до 1928 года.
Принять участие в работе Управления можно, сняв телефонную трубку и прослушав новости и пожелания от служащих и горожан.
Диорама «Депо Минской конки» в масштабе 1:33 представляет структуру конного парка – вагонные сараи, конюшни, лазарет, павильон для пассажиров, кузницу.
Ощущение погружения в жизнь города губернского периода дополняет электронная игра-квест «Маршруты Минской конки», по прохождении которой на ваш e-mail придет удостоверение кучера минской конки либо свидетельство посетителя экспозиции.
Сеть городских конных железных дорог просуществовала в Минске почти 40 лет – с 1892 года по 1928 год и послужила основой для создания более современного транспорта – электрического трамвая.
Мы ответили на все вопросы игры «Маршруты Минской конки» и нам на почту пришла «Телеграфная депеша», в которой сообщалось, что мы «выполнили поручения и помогли проложить пути для конного трамвая». Подписал эту депешу Минский губернатор князь Трубецкой Н.Н.
Вернувшись в гостиницу, мы решили сходить в кафе «Папараць-кветка». Очень было приятно, что выбор кафе оказался удачным, и мы там обедали-ужинали во все дни нашего пребывания в Минске. Кафе уютное, официанты учтивы, обслуживание быстрое, блюда красиво оформлены и очень вкусные.
Как я уже писала ранее, мы прошлись по магазинам Минска за покупками, потратив почти весь день, но мы остались довольны покупками и сувенирами.
Пора опять собираться в дорогу, впереди большой перегон из Минска в Калугу.
На обратном пути на границе проверили только документы.
В Калуге мы выбрали небольшую гостиницу в центре города, с частной бесплатной парковкой «Винтаж Отель», которая находится на улице Театральной, дом №17а.
Театральная улица
Улица Кирова.
По Театральной улице прошлись до Каменного моста, построенного в 1785 году через Березуйский овраг, Каменный мост — старейший каменный виадук в России.
Проект моста разработан архитектором Петром Романовичем Никитиным в стиле русского классицизма. Строительство началось в 1777 году, и продолжалось до 1780 года. Длина конструкции около 160 метров, высота около 20 метров. Мост опирается на 15 крупных каменных арок, три центральные арки сделаны в 2 этажа.
Вокруг моста сплошные заросли, поэтому трудно найти подходящее место для съёмки.
После прогулки по городу пошли обедать в ресторан «Русские традиции» https://traktir40.ru/ ,
который находится на улице Московской, дом №17а.
Красивые интерьеры, замечательное меню со своеобразными вкусными блюдами. Ещё купили пряников с начинкой, которые пекут в ресторане.
На этой вкусной ноте завершилась прогулка по центральной части города. На следующий день мы запланировали посещение Музея космонавтики, Палат Коробовых и Усадьбы Золотарёвых.
Продолжение следует …
Список всех частей здесь
Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов