Русский музей, Михайловский дворец и сад

                 Достопримечательности и интересные места

     https://www.rusmuseum.ru/about/palaces//

rusmuseum1

rusmuseum2

     По Петербургу можно гулять бесконечно… О Петербурге можно писать бесконечно… Петербург можно фотографировать бесконечно…
     Стояла золотая осень, вместо обычного серого низкого облачного неба, светило почти южное солнце, что способствовало длительным прогулкам. Чтобы ничто не мешало осмотру, изучению и фотографированию Михайловского замка и Михайловского дворца (Русского музея) я остановилась недалеко от достопримечательностей в гостинице на Инженерной улице, которая находится в историческом здании Казарм Сапёрного батальона .
     Сначала я прошлась по Михайловскому саду от Михайловского замка до храма Воскресения Христова Спаса на Крови, затем по набережной канала Грибоедова вышла опять на Инженерную улицу к Русскому музею.
     Величественное здание Русского музея является крупнейшим в мире музеем русского искусства и центром архитектурно-художественного комплекса Санкт-Петербурга.

rusmuseum3

rusmuseum4

     Это первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Решение о его основании было принято Александром III. Позднее, в 1895 г., Николай II подписал указ «Об учреждении особого установления под названием «Русского Музея Императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретённого в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». В мае того же года началась перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций (арх. В. Свиньин).
     Торжественное открытие Русского музея для посетителей состоялось 19 (7) марта 1898г. Основой собрания Русского музея служили предметы и произведения искусства, переданные из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, а также коллекции частных собирателей, переданные музею в дар.
     История
     Сокровищница отечественного искусства Русский музей занимает одно из красивейших зданий в центре Петербурга — бывший великокняжеский Михайловский дворец. Архитектурному гению Карло Росси мы обязаны тем, что в 1820 — 30-х гг. в центре Российской столицы появился ампирный ансамбль: дворец, площадь и улица, связанные с именем младшего сына императора Павла I великого князя Михаила Павловича. Строительство дворца началось в 1819 г. по повелению Александра I вблизи Михайловского замка, на месте построек прилегавшего к нему сада. В этом были удобство и близость сообщения с Зимним и Аничковым дворцами, Невским проспектом, возможность иметь собственный сад.

     Согласно проекту, центральное место в ансамбле принадлежало дворцу. К нему примыкали два симметричных служебных флигеля-каре Западный — Фрейлинский, восточный — Манежный, в один ряд с Манежным флигелем шёл Конюшенный корпус, за ним на углу Инженерной и Садовой улиц — Прачечный дом; в просторном саду — павильон, пристань на реке Мойке и мостик на прудах. Закладка состоялась 26 июня.

rusmuseum5

rusmuseum6

rusmuseum7

rusmuseum8

rusmuseum9

rusmuseum10

rusmuseum11

rusmuseum12

rusmuseum13

rusmuseum14

rusmuseum15

     За 1819 — 1820 гг. был возведён главный корпус. В 1821 г. дворец достроен и поставлены оба примыкающие к нему флигеля. К концу сезона 1822 г. общестроительные работы были завершены (работы каменных дел мастеров Ф. Адамини, Д. Адамини и И. Бернадаци). В 1823 г. для проведения отделочных работ Строительная Комиссия заключила договоры на конкурсной основе с лучшими декораторами. Реконструкцию Михайловского сада производил архитектор А. Менелас.

rusmuseum16

rusmuseum17

rusmuseum18

rusmuseum19

rusmuseum20

rusmuseum21

rusmuseum22

rusmuseum23

rusmuseum24

rusmuseum25

rusmuseum26

rusmuseum27

     В 1824 г. внутренняя отделка дворца шла полным ходом. В феврале того же года великий князь Михаил Павлович женился на принцессе Шарлотте Вюртембергской, при переходе в православие получившей новое имя и титул великой княгини Елены Павловны. К середине августа 1825 г. работы были в целом завершены. Александр I, осмотрев дворец, остался чрезвычайно доволен. Он наградил Росси орденом Св. Владимира 3-ьей степени и бриллиантовым перстнем. 30 августа 1825 г. построенный дворец был освящён и пожалован Императором младшему брату в вечное потомственное владение.
     Архитектура и интерьеры
     Парадный фасад дворца обращён к площади. Нижний этаж, обработанный рустом, является основанием для устремлённого вверх бельэтажа, решённого в виде трёхчетвертной коринфской колоннады. В оригинальных орнаментах, составленных из доспехов и оружия, отразилась эпоха военного триумфа России (скульпторы — проф. ИАХ С.С.Пименов и В.И.Демут-Малиновский).

     Дворец имеет четыре этажа. Высота центрального помещения — парадного вестибюля — около 25 м. Нижний этаж предназначался для повседневного пользования: личные комнаты владельцев, детские, резервные для гостей. В бельэтаже залы располагались анфиладой: на западной и северной сторонах — бальные, на восточной — парадные покои великой княгини и великого князя. В юго-восточном углу антресольного этажа был поставлен домовый храм св. Архистратига Михаила, в цокольном этаже размещались кухни.

     Внутреннее убранство поражало великолепием и выдержанностью стиля не меньше, чем внешний вид. Всё было продумано изобретательным гением Росси и исполнено в сотрудничестве с лучшими мастерами. В каждом зале дворца Росси создал свой ансамбль из элементов, сосуществующих в единой гармонии. Особое впечатление оставляет сохранившийся доныне грандиозный Вестибюль — широкая входная арка, торжественные марши парадной лестницы, венчающая её коринфская колоннада в бельэтаже, богато украшенный росписью плафон с верхним просветом (работы Джованни-Батиста Скотти), а по стенам — ряды прекрасно исполненных барельефов.

rusmuseum28

rusmuseum29

rusmuseum30

rusmuseum31

rusmuseum32

rusmuseum33

rusmuseum34

     После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 г., наследники решили продать дворец. Он был выкуплен казной в январе 1895 г. Николаем II для устройства в нём Русского музея в память императора Александра III. Управляющим музеем стал великий князь Георгий Михайлович. Строительную комиссию возглавил профессор М. П. Боткин. Производителем работ назначен архитектор АХ Василий Федорович Свиньин. Комиссия осмотрела помещения дворца и предложила оставить лишь те детали дворцового убранства, которые не входили бы в противоречие с характером будущих музейных экспозиций, но подчёркивали бы их выразительность.

     В нижнем этаже решено было увеличить низкие дверные проёмы и проходы между залами, убрать проходные двери, печи, камины и зеркала, на сводах живопись сохранить, заложить двери из лицевых комнат во внутренние помещения; со стен убрать живопись и лепку, лепные потолки сохранить, объединить малые комнаты в экспозиционные залы, убрать все деревянные антресоли, устроить новый входной тамбур; на верхней площадке вестибюля барельефы реставрировать, в бывших россиевских гостиных, в целом сохранить старую отделку; по всему бельэтажу оставить все живописные и лепные потолки, художественные двери, паркеты, кое-где камины. Самые значительные переделки ожидали Танцевальную и Большой Театр. Эти залы должны были сохранить только прежние объёмы и расположение дверных проёмов. Необходимость устройства верхнего света влекла за собой закладку всех окон.
     Весной 1896 г. по мере окончания строительного ремонта, распределились подряды на отделочные работы. Интерьеры восстанавливали и создавали архитектор В. Свиньин, живописцы Н.И. Блинов, А. Боравский, Н. Будаков, лепщики Н.И. Савин, Н.А. Попов, мраморщик К. Гвиди, паркетчики И. Тарасов, П. Беляев, А. Циффер, скульпторы А. Адамсон, столяр-краснодеревщик С. Волковиский, и др.

     28 февраля 1898 г. комиссия произвела генеральный осмотр всех работ, найдя их исполненными удовлетворительно и во всём согласными с целями музея.

rusmuseum35

rusmuseum36

rusmuseum37

rusmuseum38

     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов


 

     

Мир глазами фотографа