Северный Речной вокзал (Химкинский вокзал)

                 Достопримечательности и интересные места

     Москва, Ленинградское ш., 51.

severny-rechnoy-vokzal1

     Не так давно была сделана попытка вернуть первозданный вид Северному речному вокзалу.
     На мой взгляд попытка не очень удалась, но радует, что объект восстановлен, и парк при вокзале тоже похорошел. Да ещё шустрые белки приводят в восторг всех без исключения посетителей.
     Мы с подругой минут двадцать завороженно наблюдали за пушистыми хвостатиками, а потом осторожно передвигались за ними, чтобы не спугнуть и попытаться сделать решающий кадр.      Жаль, что мы не захватили с собой орешков. С завистью наблюдали, как папа с сыном, усевшись на дорожку, кормили белку орешками прямо из шишки, при этом снимали на видео, как белочка вытаскивает орешки, есть их или бежит прятать.

severny-rechnoy-vokzal2

severny-rechnoy-vokzal3

severny-rechnoy-vokzal4

severny-rechnoy-vokzal5

severny-rechnoy-vokzal6

     В общей сложности мы пробыли в парке около пяти часов, включая ещё часовую прогулку на речном трамвайчике.
     Экскурсии к шлюзам, к нашему большому сожалению, не было.
     Погода была уже самая настоящая, осенняя, дождику очень хотелось пролиться, но «защитник» туристов придерживал его. А свинцовые тяжёлые тучи и довольно сильный ветер не испортили нам настроения от прогулки.

severny-rechnoy-vokzal7

     Но вернёмся к нашему основному объекту посещения – Северному речному вокзалу.
     Северный Речной вокзал (арх. A.M. Рухлядев, В.Ф. Кринский, ск. И.С. Ефимов и др., высота 85 м, со шпилем 150 м) открыт одновременно с каналом им. Москвы в 1937 г.
     Современники писали об этом событии: «Мудрая идея соединения глубоководным каналом рек Москвы и Волги была выдвинута вдохновителем и организатором великих побед страны социализма, вождём партии и народа, товарищем Сталиным.
     Канал Москва-Волга (канал им. Москвы)– второй сталинский канал, гигантская тройка второй пятилетки, — представляет собой одно из крупнейших в мире гидротехнических сооружений.
     15 июня 1931 года пленум ЦК ВКП(б) по докладу т. Когановича принял историческое решение о строительстве канала Москва-Волга (канал им. Москвы).
В сентябре 1932 года приступили к строительству канала.
     10 июля 1935 года было опубликовано постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о генеральном плане реконструкции Москвы. Через два месяца, 9 сентября 1935 г., было опубликовано постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о ходе и задачах строительства канала Москва-Волга (канал им. Москвы). Эти два постановления наметили конкретный план строительства и освоения канала, который является составной частью генерального переустройства столицы СССР и системы речного транспорта нашей страны.
     5 июля 1937 г. было опубликовано постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) об окончании строительства канала Москва-Волга (канал им. Москвы), а 15 июля 1937 г. строители рапортовали правительству и партии, трудящимся нашей страны, вождю народов товарищу Сталину, что канал готов. С 15 июля 1937 года на втором сталинском канале открылось нормальное пассажирское и грузовое движение.
     При царизме московская городская дума не раз ставила вопрос об увеличении водных ресурсов Москвы-реки для водоснабжения города. Но буржуазии не под силу было решить эту задачу, и, само собой разумеется, она не ставила и могла поставить самой трудной задачи – превращение Москвы в порт, доступный для глубоко сидящих судов.» (Из книги «Архитектура канала Москва-Волга», изд-во Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1939 год.)

severny-rechnoy-vokzal8

severny-rechnoy-vokzal9

severny-rechnoy-vokzal10

severny-rechnoy-vokzal11

severny-rechnoy-vokzal12

severny-rechnoy-vokzal13

Скульптура «Водный путь» у входа на Северный речной вокзал (Химкинский вокзал). Скульптор Ю.А. Кун.

severny-rechnoy-vokzal14

severny-rechnoy-vokzal15

severny-rechnoy-vokzal16

     «Шлюзы на канале Москва-Волга (канал им. Москвы) своими монументальными башнями управления и прилегающими к ним зданиями насосных станций, затворов и распределительных устройств определяют в основном всю архитектуру канала. Архитектурный образ запечатлён прежде всего в этих своеобразных гидротехнических зданиях, имеющих строго определённый технологический процесс.
     Каждый шлюз решён индивидуально, представляя собой цельный архитектурный комплекс, но в то же время входит в общий архитектурный ансамбль канала, являясь его составным элементом.» (Из книги «Архитектура канала Москва-Волга», изд-во Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1939 год.)
Всего построено девять шлюзов.

severny-rechnoy-vokzal17

severny-rechnoy-vokzal18

severny-rechnoy-vokzal19

severny-rechnoy-vokzal20

severny-rechnoy-vokzal21

severny-rechnoy-vokzal22

severny-rechnoy-vokzal23

severny-rechnoy-vokzal24

severny-rechnoy-vokzal25

     «Речной вокзал канала Москва-Волга (канал им. Москвы), расположенный в 15-ти км от центра Москвы, на Химкинском водохранилище, является одним из крупнейших архитектурных сооружений канала. Самоё положение вокзала в системе канала предопределяло характер его архитектуры как одного из наиболее парадных и монументальных сооружений архитектурного комплекса канала. С одной стороны, вокзал входит в систему канала, и архитектура его должна рождать чувство подъёма и радости, которые связываются в нашем представлении с этим замечательным творением сталинской эпохи; с другой, вокзал – первый этап вступления в Москву, с архитектурным ансамблем которой он в силу этого должен быть органически увязан.
     Вокзал расположен на берегу Химкинского водохранилища, имеющего 5 км длины и до 900 м ширины. Наличие рядом с вокзалом такой большой водной поверхности предопределило не только ряд особенностей архитектуры вокзала, но дало всему сооружению дополнительное значение. На время прекращения навигации вокзал превращается в спортивный стадион.
     К этому надо добавить, что Химкинский вокзал (Северный речной вокзал) является первым речным вокзалом в СССР, который построен с широким применением скульптуры и живописи.      Только органическим синтезом архитектуры, скульптуры и живописи можно было решить и достаточно ярко отразить богатство содержания, которое характеризует здание вокзала.» (Из книги «Архитектура канала Москва-Волга», изд-во Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1939 год.)

severny-rechnoy-vokzal26

severny-rechnoy-vokzal27

severny-rechnoy-vokzal28

severny-rechnoy-vokzal29

severny-rechnoy-vokzal30

severny-rechnoy-vokzal31

severny-rechnoy-vokzal32

severny-rechnoy-vokzal33

severny-rechnoy-vokzal34

severny-rechnoy-vokzal35

severny-rechnoy-vokzal36

severny-rechnoy-vokzal37

severny-rechnoy-vokzal38

severny-rechnoy-vokzal39

     «Здание вокзала ориентировано с севера на юг. В торцах находятся фонтаны: «Север» (скульптор Л.А. Кардашев), украшенный мраморными скульптурами белых медведей и бронзовыми гусями, и «Юг» (скульптор И.С. Ефимов), в чаше которого резвятся бронзовые дельфины.

severny-rechnoy-vokzal40

severny-rechnoy-vokzal41

severny-rechnoy-vokzal42

У северной части вокзала в 1960 г. установлен монумент кораблестроителю академику А.Н. Крылову.

severny-rechnoy-vokzal43

     Первый этаж здания окружен галереей, по ней можно обойти здание вокруг. Очень интересны колонны центрального входа, декорированные круглыми фарфоровыми медальонами, на которых отображены первые поезда московского метро, Дворец Советов, сюжеты на тему освоения Советской Арктики и Северного морского пути. К причалам (общая протяженность 1,5 км) ведет широкая гранитная лестница.

severny-rechnoy-vokzal44

severny-rechnoy-vokzal45

severny-rechnoy-vokzal46

severny-rechnoy-vokzal47

severny-rechnoy-vokzal48

severny-rechnoy-vokzal49

severny-rechnoy-vokzal50

     Прилегающий к Речному вокзалу парк занимает территорию около 50 га. Северный речной вокзал и Северный порт (1937; реконстр. 1974) находятся на берегу Химкинского водохранилища (площадь 3,5 кв.км., протяженность вдоль канала 8 км., максимальная ширина 1,5 км., максимальная глубина 18 м.). Водохранилище создано в 1937 г. в долине р. Химки. Из Химкинского водохранилища вода самотеком сбрасывается с высоты 36 м. по специальному деривационному (подводящему) каналу и далее через р. Сходню попадает в р. Москву. При этом вода крутит лопасти турбин небольшой Сходненской ГЭС, которая частично компенсирует расходы электроэнергии на подъём воды из Волги. Корабли, лодки, баржи из водохранилища в реку и обратно проходят при помощи двухкамерных шлюзов. На берегах водохранилища расположены пляжи. Город Химки назван по р. Химке, на месте русла которой сейчас протянулся канал им. Москвы. Происхождение и значение названия Химка и его старой формы Хинка точно не известно. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля трактует слово «хинь» как «незначительный», «пустяковый», поэтому можно предположить, что гидроним Хинка означает «бесполезная речка». Со временем слово «хинь» стало малоупотребительным и, возможно, под влиянием более нового, входившего в употребление слова «химия» речка была переименована в Химку. По территории Химкинского р-на издревле пролегал путь, связывавший Москву с Тверью и Новгородом. В XVIII в. через Химки прошел С.-Петербургский тракт (1722–1746). В 1834 г. он стал первой в России дорогой с твёрдым покрытием (плотно укатанный щебень). В 1924 г. Петербургский тракт переименован в Ленинградское шоссе. В ноябре 1851 г. начала функционировать Николаевская (Октябрьская) железная дорога, связавшая Москву и С.-Петербург. В 1830-е гг. посёлок Химки стал популярным дачным местом.»
     Источник: Большая Волга. Путеводитель.
     A.K. Тарасова, A.M. Калькаев, С.Л. Грачева, М.С. Сартакова

     

          
      Краткие анонсы статей о новых впечатлениях от фотопутешествий можно отслеживать, подписавшись на канал в TELEGRAM.

 

     

Мир глазами фотографа