Музей мостов

                 Достопримечательности и интересные места

     Санкт-Петербург, Мучной пер., д. 2
     http://cmzt.narod.ru/
     http://cmzt.narod.ru/news/muzej_mostov/2019-11-07-545

muzej-mostov1

     Музей мостов является филиалом Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации, старейшего научно-технического музея в мире.
     Многие модели являются редкими образцами прикладного искусства ХIХ в.
     Самая ранняя модель проекта первого моста через Неву швейцарского инженера Альдона относится к 1762 г., о чём свидетельствует первый каталог музея, выпущенный в 1862 г. под редакцией профессора строительной механики капитана Корпуса инженеров путей сообщения Н.М. Соколова. Модель изготовлена на 10 лет раньше известных моделей Кулибина и передана в музей из Кунсткамеры Академии наук. Данные о модели, представленные на международной конференции в Русском географическом обществе, явились открытием в историографии европейского мостостроения и стали предметом дальнейших научных исследований в этой области.
     Огромное значение Музей мостов имеет для города, мосты которого являются символами Санкт-Петербурга и олицетворяют историю отечественного мостостроения. Большая часть петербургских мостов – объекты всемирного культурного наследия. В коллекции музея 19 моделей петербургских мостов ХIХ – начала ХХ в., причём многие из которых уже не сохранились и судить о них можно только по нашим историческим моделям, таким как модель Египетского и Пантелеймоновского мостов. Жемчужиной коллекции является действующая модель Николаевского (Благовещенского) моста с разводным пролетом, построенного по проекту С.В. Кербедза в 1850 г. Изготовление модели длилось 12 лет, что в 1,5 раза дольше, чем постройка самого моста. (ИКИПС, мастер Кедров, бронзовых дел мастер Матвеев, мастер Келер). В 1858 г. П.П. Мельников и С.В. Кербедз за многогранную инженерную и научную деятельность были избраны почётными членами Петербургской Академии наук. П.П. Мельников и С.В. Кербедз стали первыми инженерами в России, которые были удостоены звания академиков.
     В музее хранится модель Николаевского цепного моста через Днепр в Киеве, построенного по проекту британского инженера Чарльза Виньоля, изготовленная в 1854 г. лучшими ювелирами Лондона в подарок императору Николаю I – основателю железных дорог России.

muzej-mostov2

muzej-mostov3

     Другая уникальная модель арочного моста Московской Окружной дороги выполнена в 1909 г., к 100-летию Института ювелирной фирмой Хлебников, сыновья и Ко, которая являлась поставщиком «Двора Его Императорского Величества».

muzej-mostov4

muzej-mostov5

muzej-mostov6

muzej-mostov7

muzej-mostov8

muzej-mostov9

muzej-mostov10

muzej-mostov11

muzej-mostov12

muzej-mostov13

muzej-mostov14

muzej-mostov15

muzej-mostov16

muzej-mostov17

muzej-mostov18

muzej-mostov19

muzej-mostov20

muzej-mostov21

muzej-mostov22

muzej-mostov23

muzej-mostov24

muzej-mostov25

               Модель моста через Неву И.П. Кулибина.

     С началом постройки железных дорог начался поиск новых решений мостовых конструкций. 1 ноября 1851 г. состоялось открытие первой магистрали страны Санкт-Петербург – Москва, построенной по проекту и под руководством П.П. Мельникова, впоследствии первого министра путей сообщения. П.П. Мельников, сочетая научную и практическую деятельность, заложил основы отечественной транспортной науки. При строительстве Санкт-Петербурго-Московской железной дороги было построено 184 моста, среди них знаменитый Веребьинский мост с решетчатыми фермами Гау-Журавского. Автор проекта – ученик Мельникова, выдающийся русский мостостроитель Дмитрий Иванович Журавский. Он сделал расчёт мостовых конструкций, который лёг в основу мирового мостостроения, за что в 1855 г. он был удостоен Демидовской премии Академии наук.
     Необходимо отметить и мемориально-культурное значение коллекции. Например, мост через Ложитовский ручей, модель которого хранится в музее, построен в 1820-е гг. по проекту А.Я. Фабра, а руководил работами инженер путей сообщения А.Ф. Львов. Алексей Фёдорович Львов впоследствии стал директором Придворной певческой капеллы, история хранит его имя, как автора музыки к гимну России «Боже, Царя храни».
     Прекрасным дополнениям к моделям мостов являются произведения живописи и графики ХIХ- начала ХХ вв. из собрания музея. Это акварели самых выдающихся мостов России из отчёта МПС за 1855-1880 гг., созданные в честь 25-летия царствования императора Александра II, акварели с чертежами мостов Средне-Сибирской железной дороги 1893-1898 гг., (участок Великого Сибирского пути), которые экспонировались на Всемирной выставке в Париже 1900 г. и портретная галерея руководителей ведомства путей сообщения за весь период его существования, включая прижизненные портреты принца Ольденбургского, герцога Вюртембергского, А.А. Бетанкура, П.П.Мельникова.

muzej-mostov26

muzej-mostov27

muzej-mostov28

muzej-mostov29

muzej-mostov30

muzej-mostov31

muzej-mostov32

muzej-mostov33

muzej-mostov34

     Выставка в новом помещении занимает 4 зала.
     В витринах демонстрируются модели мостов, знакомых каждому петербуржцу и постоянным гостям города — макеты Пантелеймоновского, Благовещенского, Египетского, Львиного мостов. Также интересны проекты сооружений в Великом Новгороде, Нарве и других городах. Современная инженерия представлена Большим Обуховским мостом.
     Присутствуют в залах и модели несохранившихся до наших дней конструкций. Например, макет первого моста через Неву, спроектированный швейцарцем Альдоном в 1762 году.      Примечательны модель Николаевского цепного моста через Днепр в Киеве (1854 год) и модель арочного моста Московской Окружной дороги (1909 год). Не только реализованные проекты ждут вас в музее, экскурсоводы покажут макеты мостов, которые не были построены, но внесли весомый вклад в развитие индустрии.
     Часть экспозиции посвящена российским железным дорогам. Их активное развитие поставило новые вызовы конструкторам — появилась необходимость в каменных мостах, способных выдержать нагрузку тяжелого состава.

muzej-mostov35

muzej-mostov36

muzej-mostov37

muzej-mostov38

muzej-mostov39

muzej-mostov40

muzej-mostov41

muzej-mostov42

muzej-mostov43

muzej-mostov44

muzej-mostov45

muzej-mostov46

muzej-mostov47

muzej-mostov48

     Мост через реку Янцзы около города Ухань в Китайской народной республике строился при участии советских специалистов в 1955-1957 гг. Мост двухъярусный под железную и шоссейную дороги длиной 1670 метров. Фундамент опор моста впервые выполнялся бескессонным способом с применением железобетонных свай-оболочек. Картина подарена Ленинградскому институту инженеров железнодорожного транспорта Харбинским институтом транспорта в 1950-е гг. Картина вышита на холсте шёлковыми нитями. Фрагмент картины на фото ниже.

muzej-mostov49

muzej-mostov50

muzej-mostov51

muzej-mostov52

muzej-mostov53

muzej-mostov54

               Благовещенский мост – первый постоянный мост через Неву.

     Прежде, чем первый мост был построен, было разработано более 40 проектов постоянного моста через Неву на протяжении почти целого столетия. Сложную техническую задачу пытались решить русские и иностранные изобретатели и энтузиасты, инженеры и архитекторы.
     В 1840-х гг. русская мостостроительная техника позволила осуществить столетнюю задумку.
     В конце 1842 г. императором Николаем I был утверждён проект первого постоянного металлического моста через Неву, разработанный петербургским инженером путей сообщения майором С.В. Кербедзем на основе чугунных арочных конструкций, многократно испытанных на мостах через реки и каналы Санкт-Петербурга. Мост был возведён за 8 лет.
     Мост соединил Васильевский и Адмиралтейский острова. Он имел семь пролётов, перекрытых чугунными арочными конструкциями на гранитных устоях и опорах и восьмой – разводной, полотна которого поворачивались в горизонтальной плоскости у правого берегового устоя, открывая проход для мачтовых кораблей. Одновременно со строительством моста были сооружены набережные и благоустроен район Благовещенской площади.
     Торжественное освещение и открытие Невского моста состоялось 21 ноября 1850 г., и он в этот день получил название Благовещенского.
     В 1855 г., после смерти императора Николая I, в память о его большом вкладе в создание Невского (Благовещенского) моста, его переименовали в Николаевский мост. В октябре 1918 года Николаевский мост был переименован в «Мост Лейтенанта Шмидта».
     В 1930 году мост лишился часовни, а впереди его ждала реконструкция по проекту Г.П. Передерия в 1936-1938 гг.
     В ходе реконструкции 2005-2007 гг. мосту было возвращено первоначальное название – Благовещенский мост.
     
     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов


 

     

Мир глазами фотографа