Достопримечательности и интересные места
Посёлок Песочное, Рыбинский район, Ярославская область, ул. Советская, д.№1.
Время работы: вторник, среда, пятница, суббота с 11.00 до 17.00
Разина Елена Павловна, организатор экскурсий, тел. 8920 130 2705
https://vk.com/public203946353
Моё знакомство с фарфором из Песочного состоялось не так давно.
Как-то открыла одну из площадок, где продают новые и старые вещи, антиквариат и винтажные товары, там мне попалось объявление о продаже чайно-кофейных пар из розового фарфора очень небольшой стоимости. Чашечки были очень красивые, но я стойко закрыла объявление, потому что дома достаточно много красивой посуды, и мною купленной, и которая мне перешла по наследству от бабушек.
Спустя некоторое время, объявление о продаже чайно-кофейных пар опять появилось в ленте, теперь я уже не удержалась, выкупила, отмыла, отчистила и стала обладателем великолепных фарфоровых чашечек и блюдечек из нежного, лёгкого, изящного розового фарфора с цветочным рисунком ручной работы, 1955-1957гг. выпуска.
Форма «Первомайский №7» — Иван Иванович Гончаренко (1911 — ??)
Роспись «Розовый» — Ораевский Николай Николаевич (18.08.1903 – 29.12.1965)
Фарфор; роспись надглазурная цветными эмалями и золотом.
Первомайский фарфоровый завод.
***
Конечно же я влюбилась в эту посуду. Конечно же захотелось найти другие предметы сервиза.
***
Мои поиски привели к разрушенному почти до основания Первомайскому фарфоровому заводу и небольшому посёлку, где жители до сих с содроганием рассказывают, как они каждый день, в течение почти 20-ти лет, смотрят на постепенное разрушение зданий, где создавалось чудо форм и росписи. В итоге люди остались без работы, а как известно, что после закрытия предприятий, пустеют посёлки, деревни и даже города, люди уезжают в поисках лучшей жизни.
***
Мы немного заблудились и сначала прошлись среди развалин завода и сфотографировали здания. Добротные когда-то здания, из красного кирпича, зияли бойницами окон без рам и стекла. Зрелище крайне печальное.
Потом мы созвонились с Еленой Павловной (музейным работником), и она нам подсказала адрес музея, оказалось, что мы его проскочили, когда подъезжали к заводу. Небольшое одноэтажное здание с коллекцией, историей, заготовками Первомайского фарфорового завода.
Если вы будете путешествовать по Ярославской области, посетите музей в Песочном, вам будут рады.
Открыли музей «Фарфоровая мозаика» 2 октября 2015 года. Создатели музея собирали экспонаты по крупицам. С одной стороны, с удовольствием и гордостью, с другой стороны, с горечью утраты предприятия, рассказывают о заводе, о фарфоре, о его создателях.
М. С. Кузнецов (фото 1911 года)
История завода.
Основатель фарфорового производства в Песочном – Павел Андреевич Никитин родился в Рыбинске в 1857 г. в семье рыбинского купца Андрея Ефимовича Никитина (?–1875) и его жены Аграфены Абрамовны (1830–1915). Отец Павла происходил из крестьян села Клементьево Спасской волости Владимирской губернии. Став купцом 2-й гильдии, жил в Рыбинске. Известно, что у Аграфены Абрамовны Никитиной было пятеро детей: Павел (1857–?), Параскева (1864 г.р.), Алексей (1868 – до 1876), Мария (?–?), Константин (1873–1939). После смерти отца в 20 лет Павел Андреевич женится на Валентине Антоновне Красниковой (1860/61–?), дочери симбирского купца 1 гильдии. Как во многих купеческих семьях у них было много детей: Михаил (1879–1937), Александра (1882–?), Андрей (1883–?), Владимир(1884–?), Ольга (1885–?), Лидия (1886–?).
В 27 лет Павел Андреевич начал дело, которое оставило огромный след с истории Ярославского края. Первоначально в 60-ти саженях от деревни Песочной Артемьевской волости Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии он построил в 1882-1883 гг. кирпичный завод, с числом работающих 20 человек. И почти сразу начал перепрофилирование предприятия на производство фарфоровой и фаянсовой посуды, для постройки горнов использовался огнеупорный кирпич собственного производства с надписью: «НИКИТИН».
По данным некоторых авторов выпуск кирпича продолжался до июля 1885 года. Поскольку у Никитина в производстве было два горна, скорее всего один был для обжига кирпича, другой был «фарфоровый». Из архивных документов известно, что и на предприятии «Карякин и Рахманов», и в «кузнецовский период», и в 1920-1930-е гг. (до 1941 г.) наряду с производством фарфора изготавливался кирпич. Он применялся как для внутренних нужд (восстановление горнов, строительство), так и на продажу. На кирпич шли несортные глины, отходы производства. В материалах фабрично-заводской статистики 1880-х годов в разделе «кирпичные заводы» сообщалось: «Никитин Павел Андреевич – купец, Романово-Борисоглебского уезда, д. Песочная, 1076 т. шт., 13 т. руб., 21 чел.», а в группе «мукомольное производство» значились: «Жилов и Никитин – купцы – Рыбинского уезда, по Луговой стороне р. Волги на ручье Крутце, против г. Рыбинска. 1 п.м в 30 с. 180 тыс. руб., 35 человек». Известно также, что Павел Андреевич Никитин владел имением в селе Дюдьково Романово-Борисоглебского уезда Артемьевской волости, заключающееся в земле в количестве 792 десятины 448 сажень, с находящимися на ней постройками. Проживал П.А. Никитин, как в Рыбинске, так и в имении Ушаковых, на реке Черемхе, близь города. В 1884 г. «Фабрика фарфоровой и фаянсовой посуды Павла Андреевича Никитина и Ко в Рыбинске» дала первую продукцию. Она располагалась в двух деревянных корпусах, два небольших горна работали на древесном угле. На 1885 г. было заготовлено 500 сажень дров, завезено 10 000 пудов глины и другого сырья. Оборудование фабрики состояло из 5 обжигательных печей и 16 кругов для формовки. За полгода 1885 г. фабрика изготовила: 5 000 штук чайных приборов, 15 000 – чайников, 1 000 – тарелок и блюдец, 500 штук другой посуды. Известно, что для земской больницы с фабрики было продано несколько белых мисок на сумму 2 р. 75 коп.
Дела обстояли неплохо, и П.А. Никитин открыл в Красном гостином
дворе города Рыбинска посудную лавку, где продавал товар собственного предприятия. В конце 1885 г. на фабрике произошёл сильный пожар. Следует отметить, что пожары случались на данном производстве неоднократно и в последующие периоды. Для восстановления производства Никитин в 1 декабря 1885 и в феврале 1886 г. взял деньги в Санкт-Петербургском Обществе взаимного кредита, Рыбинском Городском Общественном банке, по векселям, выданным Новоторжским 1 гильдии купцом Александром Ефимовичем Квашенинниковым.
Фабрикант начал восстанавливать производство, но, не закончив дела, в середине 1886 г. продал фабрику вместе с посудной лавкой и уехал с семьёй в Симбирск, на родину жены.
Единичные образцы фарфора, сохранившиеся в коллекциях некоторых музеев, могут дать представление о продукции Павла Никитина. По стилистическим признакам изделия эти относятся к группе небольших крестьянских фабрик и кустарных производств 1870- 1880-х годов. Качество фарфора и особенно росписи было невысоким, видимо, за короткий период существования владельцам не удалось наладить конкурентоспособное производство. Изделия, выпускавшиеся на фабрике «П. Никитина и Ко», имели свою марку, где указывалось местонахождение – «в Рыбинске». В наименовании предприятия П.А. Никитина упоминалось на наличие компаньона(ов), это было отражено и в клейме.
В исторической справке к архивному фонду «Рыбинской фарфоровой фабрики» записано: «Первоначально фабрика принадлежала купцам Никитину и Карасёву».
Следующий восьмилетний период истории фабрики связан с другими владельцами. В первых числах июня 1886 г. фарфоровую фабрику в Песочном покупает Торговый дом «Василий Карякин и Гавриил Рахманов»», принадлежавший петербургскому купцу Г.С. Рахманову и рыбинскому мещанину В.А. Карякину. Согласно плану построек фарфорово-фаянсового предприятия, принадлежащего Торговому дому «Карякин и Рахманов», первоначально оно располагалось на арендуемой у крестьян деревни Песочной земле. Строения были деревянными или дощатыми, крытые тёсом. Среди производственных зданий были: мастерская для приготовления фарфоровой массы и форм, сарай с конным приводом для обращения глины порошка в жидкое состояние, отдельные мастерские для приготовления фаянсовой и фарфоровой посуды, глазурования, сарай с обжигательными печами (горнами), мастерская для разрисовки посуды. Кроме того, здесь же располагались хозяйственные постройки. В марте 1888 года к одной из производственных построек, было пристроено кирпичное помещение для установки паровой машины.
На фабрике работало 250 человек. Среди них были жители Романо-Борисоглебского и Рыбинского уездов Ярославской губернии, а также
мастера из Бронницкого, Коломенского и других уездов Московской губернии. По сведениям за 1888 год производилось продукции на сумму 20 000 рублей, вырабатывался и кирпич (сохранились образцы с
монограммой «К и Р»).
Главная контора данного торгового дома располагалась в Санкт-Петербурге. В Красном гостином дворе города Рыбинска был магазин фарфоровой, фаянсовой и хрустальной посуды (бывшая «посудная лавка» П.А. Никитина), который приносил с 1888 г. небольшую 5-10% прибыль. Во время Петровской ярмарки «Торговый дом Карякина и Рахманова» организовывал балаган внутри ярмарочного гостиного двора, где торговал чайной и столовой посудой своего завода. Помогали вести дела торговли приказчики Николай Климов, Михаил Завьялов, Николай Иванович Чекмарев, Дмитрий Максимович Кочетов, при торговле находился и рыбинский мещанин Александр Михайлович Карякин. В 6 и 26 ноября 1887 г. на фабрике состоялись забастовки рабочих недовольных оплатой труда, после чего с хозяевами фабрики были заключены новые договорённости. Однако, 29 июня 1888 г. часть работников, недовольных условиями труда и проживания, вновь организовали стачку.
Одним из владельцев фабрики был Василий Александрович Карякин.
Тот ли это известнейший рыбинский купец Василий Александрович Карякин (1851-1913) – выдающийся предприниматель, хлеботорговец, потомственный почетный гражданин Рыбинска, обладатель высшего для купечества звания – коммерции советник, депутат Третьей государственной думы, гласный Казанской городской думы, председатель Казанского отдела партии «Союз 17 октября»…? Василий Александрович родился в Рыбинске, в семье Александра Нестеровича и Екатерины Петровны Карякиных, был женат на Екатерине Павловне (1859–?), детей не имел.
Публикуя его биографию, исследователи не говорят о взаимосвязи этого В.А. Карякина с Торговым домом «Карякина и Рахманова» и фарфоровой фабрикой, хотя упоминают, что он торговал хлебом в своем родном городе и в Санкт-Петербурге. Имел 11500 десятин земли в Рыбинском, Мологском, Романово-Борисоглебском уездах Ярославской губернии… В 1903 г. он переехал жить в г. Казань, где стал купцом первой гильдии… В.А. Карякин являлся членом комитета Казанского общества попечения о бедных и больных детях, членом попечительского совета Рыбинского
коммерческого училища, Симбирского коммерческого училища… Василий Александрович Карякин и его брат Михаил участвовали в
непосредственном управлении фабрикою. Другой компаньон Торгового дома «Карякин и Рахманов» – петербургский купец Гавриил Степанович Рахманов (1839/40-1896), как и известнейший купец, владелец фарфорово-фаянсовой монополии М.С. Кузнецов, был из староверов, и они были хорошими знакомыми. В доме М.С. Кузнецова на Мясницкой был магазин Г.С. Рахманова. В справочной книге о петербургских купцах за 1892 г. записано: Гавриил Степанович Рахманов 51 год, крестьянин Московской губернии, Богородицкого уезда, Ильинской волости, дер. Давыдовской. В купечестве 1-й гильдии с 1881 г., проживает – Рождественская ч., Санкт-Петербург, Калашниковский пр., дом 25. Торгует хлебом (зерном) под фирмою «Василий Карякин и Гавриил Рахманов» в Петербурге и Казани, на правах полного товарищества с рыбинским мещанином В.А. Карякиным. 14 сентября 1896 г. Г.С. Рахманов скончался в возрасте 57 лет и был захоронен на Громовском старообрядческом кладбище Санкт-Петербурга.
Судя по сохранившимся образцам в музейных собраниях Ярославля и Рыбинска, фарфор «Карякина и Рахманова» был хорошего качества, на изделиях ставилась марка, известно несколько её вариантов. Несмотря на то, что фабрика, которой владели рыбинские купцы, располагалась за пределами города, а главная контора «Торгового дома» находилась в
Петербурге, значилась она «в Рыбинске» – это отражалось в документах
и на марках изделий. В 1893 г. владельцы фабрики приобретают дополнительно 4 десятины 1 580 сажен земли на сумму 4 300 руб. С 1894 г. фарфоровое предприятие Торгового дома «Карякин и Рахманов», постройки вместе с землёй в количестве 15 десятин и 11 сажен были проданы «Товариществу М.С. Кузнецова» за 57 000 руб. «К Кузнецовым она перешла с небольшими деревянными корпусами и двумя маленькими горнами для обжига фарфора ёмкостью 700 дюжин товара». С этого времени предприятие в документах значилось как «Рыбинская фарфоровая фабрика Товарищества М.С. Кузнецова». В 1896 г. торговый дом «Карякин и Рахманов» прекращает свою деятельность. Гавриил Степанович Рахманов в сентябре умирает, а Василий Александрович Карякин подает прошение в Рыбинскую мещанскую управу о выдаче увольнительного свидетельства, и со второго полугодия 1896 г. он числится как казанский 1 гильдии купец.
Завод стал принадлежать Товариществу М.С. Кузнецова, где в начале XX века стал производить, в основном, только фарфоровые изделия.
Завод под именем «Товарищества М.С. Кузнецова» производило большое количество столовых сервизов, ваз, а также прочей посуды – блюдца, чайники, наборы посуды. Часть из этой продукции продавалось за границу. Помимо посуды, завод выпускал некоторое количество скульптуры. Статуэтки завода в Песочном расписывались вручную.
Названия завода менялись на протяжении десятков лет работы. В 1918 — 1925 гг. было название «Рыбинская фабрика бывш. Кузнецова», далее в период с 1925 по 1930 гг. — «Первомайская Рыбинская фабрика», затем в начале 30-х завод был переименован в «Фарфоровую фабрику 1 мая «Песочное-на-Волге». С середины тридцатых по пятидесятые годы фабрика была под названием «Первомайский фарфоровый завод Песочное-на-Волге», а уже с 50-х годов — «Первомайский фарфоровый завод», и далее ЗАО «Первомайский фарфор».
Скульпторы и художники
С 1923 г. подготовка формовщиков и живописцев по фарфору осуществлялась под руководством опытных специалистов в школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В 1923–1932 гг. в ней работали скульптор И. Г. Патрикеев, живописец В. М. Грязнов, заведующий точильным отделом С. Г. Сизов, заведующий живописным отделом Н. С. Иванов, художник, преподаватель и неординарная личность Г. В. Лесовик.
С 1936 г. «Рыбинская Первомайская фарфоровая фабрика» в Песочном
на Волге изменила название на «Государственный Республиканский Автономный Первомайский фарфоровый завод» (ПФЗ), на котором в это же время начала работу художественная лаборатория.
В эти годы начальником данного цеха был художник Александр Иванович Милованов (1892–?) —уроженец деревни Авсюнино Куровского района Московской области. Он имел среднее образование, сначала работал на фабрике писарем-живописцем по фарфору, а с 1934 по 1939 г. был заведующим живописным цехом.
В 1934–1935 гг. на заводе работало несколько мастеров росписи, которые позже вошли в состав художественной лаборатории, задачами которой было создание образцов-эталонов и оригинальных произведений, выставочной и заказной продукции. Сохранились уникальные и редкие предметы, выполненные на высоком профессиональном уровне. Большую роль в формировании лаборатории на ПФЗ сыграл неординарный мастер Виктор Сергеевич Губанов (1912–?) — художник по фарфору, работавший на Первомайском заводе в 1930 гг. Получив среднее образование, В. С. Губанов поступил на фабрику с ноября 1928 г. сначала служащим, хронометражистом, нормировщиком. С 1935 г. стал младшим художником живописного цеха, в 1937 г. окончил курсы повышения квалификации художников, и был назначен начальником художественной лаборатории (1937–1941 гг.). В 1936 г. В. С. Губанов выполнил роспись чайного сервиза в память о беспосадочном перелёте В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и А. В. Белякова по маршруту Москва — Петропавловск-на-Камчатке — остров Удд. В августе 1939 г. В. С. Губанову было поручено организовать работы по внедрению фотокерамики и расширению использования подглазурных красок. В этой же технике исполнялись авторские образцы, несколько изделий расписал Л. С. Смирнов (1909–?), который работал художником по фарфору художественной лаборатории ПФЗ в 1937–1941 гг. Получив образование в сельской школе, он с 1924 г. работал на фабрике на складе готовых товаров упаковщиком, отборщиком. В начале 1937 г. он был переведён в живописный цех учеником художника, а через месяц стал мастером росписи по образцу.
Опытным мастером росписи по фарфору был Борис Иванович Филиппов (1910–?). В 1930 гг. он работал в лаборатории ПФЗ, в 1941–1947 гг. участвовал в Великой Отечественной войне, с 1948 года вернулся на прежнее место работы. В 1937–1938 гг. в составе художественной лаборатории был мастер росписи Николай Герасимович Тимонин (1908–?) — опытный манерщик, работавший на фабрике с 1923 г., а с 1939 г. ставший начальником отдела подготовки кадров завода. В эти же годы на Первомайском работал художник Константин Иванович Шамин (1912–?), перешедший позже, в 1939 г. на Конаковский фаянсовый завод.
В 1938–1939 гг. для Первомайского фарфорового завода по персональному договору выполняла заказы художник Эсфирь Михайловна Гинстлинг (1904–1993).
Множество вариантов для оформления изделий разработали и другие художники, пришедшие на Первомайский завод в этот период: И. И. Гончаренко, Д. Э. Клювгант, Б. А. Легейда, И. В. Навозов, М. А. Норкина, М. Ф. Паламарчук (все с осени 1938 г.), А. А. Надулищев (1939–1940 г.), внесшие свой вклад в развитие лаборатории завода.
Так же на заводе работали известные художники: Гончаренко И.И., Ораевский Н.Н., Горбунова Л.М., Губанов В.С., Горбунов Ю.Н., Леонтьева Н.Г. А также скульпторы, такие как, Львов Ю.М. и Шестопалов В.А.
Большим уважением пользовался художник Юрий Николаевич Горбунов, родом из Москвы. Пятнадцатилетним юношей он поступил в художественную школу. В послевоенные годы учился в Московском институте прикладного и декоративного искусств на факультете архитектурно-художественной керамики, а закончил обучение в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Мухиной в 1955 году. По направлению приехал на Первомайский фарфоровый завод в качестве художника, а с 1963 года стал главным художником заводa. Почти всегда были при нём карандаш, краски, альбом. Большое количество живописных этюдов, написанных в окрестностях Песочного, и множество рисунков, набросков, сделанных с натуры в разное время, представлено на открывшейся выставке. Здесь интересные работы, выполненные пастелью на высоком художественном уровне, – портреты рабочих завода, а также серия женских портретов. Но в целом это лишь малая часть того, что создано душой и руками Юрия Николаевича.
В годы жизни и работы на заводе он неоднократно становился участником многих престижных художественных, художественно-промышленных выставок и ярмарок не только в нашей стране, но и в Англии, Японии, Германии, Югославии, Румынии, Финляндии, Афганистане, Сирии, Гане. В 1967 году его приняли в Союз художников СССР. Верной помощницей в делах и заботах живописца, вдохновительницей и музой в его творчестве была супруга Любовь Митрофановна – художница фарфорового завода. Совместно за годы работы на предприятии ими создано множество произведений: новые формы сервизов, различной посуды и не одна сотня рисунков для фарфора. Миллионными тиражами расходились изделия, выполненные по образцам этих художников.
В годы СССР, выпускаемая Первомайским фарфоровым заводом продукция, участвовала в различных выставках и получала награды. В 1970-е годы завод в Песочном достиг высокого уровня развития, на фабрике работало более полутора тысяч человек. Образцы изделий завода в Песочном можно найти в музеях Рыбинска и Ярославля.
После перестройки, в 90-е годы, завод продолжал работать и производил большое количество продукции, особенно на экспорт. В начале 10-х годов на завод уже испытывал экономические проблемы, что привело к сокращению производства, а также полной остановке выпуска изделий в 2012 году и официальному банкротству фабрики в 2013 году.
Источник: Материалы научной конференции XV Золотарёвские чтения, 6 ноября 2014 года, Рыбинский музей-заповедник.
В итоге — я собрала сервиз!!!
Теперь мне хочется съездить на производство и в музеи в Вербилки, Дулёво, Гжель, и другие фарфоровые заводы пока они ещё существуют…
Мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.