Достопримечательности и интересные места
Россия, Московская обл., Раменский р-н, с. Речицы, ул. Новая, 45а
https://farfor-gzhel.ru/
Происхождение слова «ГЖЕЛЬ».
Первая версия связана с глаголом «жечь» — обжигать глину. По другой версии название к территории пришло от реки Гжель, протекающей в этих краях. Само сочетание звуков «гжель» часто встречается в западных районах России и на Украине. В верхнем Приднепровье, например, есть река Агжелка, она же Гжелка или Гжелька. В документах XIX века часто можно встретить наименование Гжели как «Агжель». Гжельский регион расположен в 60 км от Москвы и состоит из 27 сёл и деревень, составляющих так называемый «Гжельский куст». Крупнейшие из них: Речицы, Новохаритоново, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево, Кузяево.
Первое официальное упоминание о Гжели как центре керамического производство встречается в Духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты 1339 года. По этому документу село Гжель передавалось во владение старшего сына Ивана Калиты Семёна. Позже эта местность принадлежала Дмитрию Донскому, Василию II и его потомкам. Есть более поздние упоминания Гжели в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.
Гжельский регион стал керамическим благодаря большим залежам всевозможных глин.
В Соборе Покрова Пресвятой Богородицы (Соборе Василия Блаженного), например, среди экспонатов можно встретить гжельский глиняный «голосник», датированный около 1550 г.
«Голосники» (глиняные сосуды) использовались в кладке при возведении верхних частей стен в церквях для улучшения акустики. Тогда их устанавливали горловинами вовнутрь. А иногда и просто для облегчения самой кладки. В таком случае горловина смотрела вовне.
Доподлинно известно, что ценность гжельской глины была известна уже в середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Для аптекарского приказа тогда из Гжели привезли в Москву 15 возов глины и «повелено держать ту глину для аптекарского дела: и впредь тое глину из Гжельской волости указал государь иметь и возить тое же волости крестьянам, как о же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году всю Гжельскую волость приписали к Аптекарскому указу.
В XVII веке на гжельской глине работали подмосковные стекольные заводы – Духанинский, Черноголовский и Измайловский.
Гжельские глины изучал великий русский учёный М.В. Ломоносов. Наибольшее число фарфоровых масс было составлено Ломоносовым с использованием гжельских глин.
Работа Ломоносова по технологии фарфора с упоминанием гжельских глин отражена в его «Лабораторных записях», в «Фарфоровых пробах» и в «Лабораторном журнале».
Изучением гжельских глин занимался также талантливый русский учёный-керамист Д.И. Виноградов, изобретатель русского фарфора. Он приезжал в гжельский район дважды – в 1744 и 1749 гг.
Гончарное дело стало основным занятием гжельцев уже в XVIII веке. В начале столетия гжельцы изготавливали кирпичи, изразцы, посуду и детские игрушки, снабжая всем этим Москву.
В середине XVIII века к Гжели пришла слава как к месту, где производится майолика с многоцветной росписью по белому фону. В росписи использовали пять цветов: желтый, зеленый, синий, белый и лилово-коричневый. Изображали художники города и дома за высокими заборами, зверей и птиц, цветы. Словом, всё, что видели вокруг себя или путешествуя на торг в Москву. Говорят, что часто встречающийся сюжет домов за воротами — это впечатление от увиденных в Москве высоких заборов. «Игрушечное» прошлое отразилось в любви гжельских гончаров к украшению изделий лепными фигурками людей и животных.
К XIX веку Гжельский керамический район стал крупным центром фарфоро-фаянсового производства в России.
На смену майолике пришёл полуфаянс. Около деревни Минино нашли светло-серую глину, которая и стала основой для массы. Гжельцы легко отказались от производства майолики, которая сейчас вызывает у нас такие теплые чувства, посчитав её устаревшей и стремясь идти в ногу с технологиями и веяниями моды.
Белый черепок и более тонкие стенки бросали декораторам новые вызовы. Теперь художники не хотели «прятать» за росписью гладкие белые стенки. Так в поисках идеального декора и родились уникальные цветочные и геометрические орнаменты иногда зеленые и коричневые, но чаще синие.
В конце 20-х годов XIX века рецепт тонкого фаянса появился у Афанасия Киселёва из села Речицы. А в 1810-м году в Гжели появился первый фарфоровый завод. Основал его уроженец деревни Володино Павел Куликов, высмотревший технологию во время своей работы на фарфоровом заводе Отто в селе Перово.
В те годы за технологией фарфора в Гжели шла настоящая охота. Куликов, стараясь сохранить тайну, на своём заводе всё делал сам, имея только одного рабочего, которому доверял. Но к нему всё же пробрались «два кузяевских смельчака» Храпунов и Гусятников, зарисовали устройство горна для обжига, прихватили компоненты фарфоровой массы и вскоре открыли своё собственное фарфоровое производство.
После этого новая технология была быстро освоена по всему гжельскому региону, один за другим открывались новые заводы. Мелкие предприниматели открывали живописные заведения прямо у себя дома. Расписывали белую посуду, там же обжигали и затем продавали. Стали активно использовать позолоту. Делали многокрасочную цветную роспись: гирлянды, букеты, корзины с цветами. Тогда же появилась новая для гжели мелкая пластика — куртуазные дамы и кавалеры.
В 1818 году в старообрядческом Гжельском селе Ново-Харитоново открыл своё первое предприятие местный удельный крестьянин Яков Васильевич Кузнецов, дело которого продолжили его сыновья – Терентий и Анисим, а потомки расширили до масштабов фарфорово-фаянсовой монополии России.
Чашечка из костяного фарфора, невесома и прозрачна.
Деловая хватка и оборотистость — семейные черты Кузнецовых — позволили им быстро развить бизнес и расширить его далеко за пределы гжельского региона. При этом они никогда не забывали свои корни — в Ново-Харитоново с конца XIX века вплоть до 1917 года помещалась контора «Товарищества М.С. Кузнецова», гжельское отделение.
В 1913 г. в честь столетия победы над Наполеоном на деньги Ивана Емельяновича Кузнецова была построена на семейной земле Кузнецовых в Ново-Харитоново шатровая старообрядческая церковь св. Георгия. В храме был размещён фаянсовый эмалевый иконостас, удостоенный награды на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Образ этого Храма используется теперь в клейме Гжельского фарфорового завода.
В 50-е годы XIX века завод перешёл от Кузнецовых во владение к их родственникам по женской линии – братьям Акулиным и выпускал недорогие фарфоровые сервизы, шкатулки, сахарницы, маслёнки, вазы, кувшины, игрушки для массового пользования.
После революции завод был национализирован, потом снова передан прежним хозяевам и продолжал производство фарфоровых изделий.
Наивысший расцвет производства фарфора в Гжели — 40-е годы XIX века. Крупные заводы были у Храпуновых, Сафронова, Бармина, Козлова, Дунашовых и, конечно, у Кузнецовых. Известная на весь мир династия фарфорозаводчиков родом именно из Гжельского региона. Тогда же большие предприятия отмечали свои изделия фирменными клеймами. Мелкие производители этого не делали, чтобы не платить налоги.
В середине XIX века производства стали приходить в упадок. Основная причина тому — почти полная вырубка лесов — основного топлива для обжига.
В 1929 году завод передан в ведение «Московского изоляторного завода», чтобы наладить производство комплектующих для фарфоровых электроизоляторов. Завод активно развивался став, фактически, градообразующим предприятием.
В 60-е годы он был практически полностью перестроен и оснащён новым оборудованием. Строилось жильё для сотрудников, развивалась инфраструктура. В 1971 г., впервые в отрасли, четырём изделиям, выпускаемым предприятием, был присвоен государственный «Знак качества».
Несмотря на то, что завод был ориентирован на выпуск технического фарфора (выполнял заказы, в том числе для РЖД и предприятий оборонной промышленности) и даже название его изменилось на «Гжельский завод Электроизолятор», на нём все это время продолжали действовать цеха товаров народного потребления, которые выпускали высококачественный бытовой и художественный фарфор, хорошо известный и любимый ценителями промысла.
В 1980-е годы в СССР была принята программа по увеличению выпуска товаров народного потребления. Гжельским заводам, выпускающим технический фарфор, было поручено освоить производство предметов домашнего обихода. Стали делать не только посуду, но и статуэтки, декоративные тарелки и многое другое.
После распада СССР многие предприятия лишились крупных заказов на технический фарфор, а спрос на художественный пусть и медленно, но рос. Не всем удалось пережить сложные времена, но сейчас в Гжели работают несколько крупных предприятий (самое большое из которых АО «Гжельский фарфоровый завод») и несколько десятков частных мастеров.
При фабрике есть музей, фотографии экспонатов идут лейтмотивом через весь фоторассказ.
Каким же образом рождается сине-голубая роспись, превращающая обычные подносы, статуэтки, сервизы и самовары в произведения искусства?
Сначала над созданием будущего фарфорового изделия работает художник, делая карандашные наброски и выбирая из них лучший. Затем создаётся пробный образец, с которого отливаются гипсовые формы. В случае со сложными изделиями они могут состоять из нескольких частей. По ним изготавливается разъемная форма для литья.
После этого, форма заполняется шликером. Он представляет собой пластичную массу на основе кварца, полевого шпата и каолина, разбавленную водой до консистенции густых сливок. Шликер заливается в форму и затвердевает, соприкасаясь с её стенками. Излишки исходного сырья сливаются, а заготовки сушатся в естественных условиях. После чего их тщательно обрабатывают: чистят, устраняют швы и незначительные дефекты, клеят мелкие элементы. Затем заготовки подвергают так называемому «утильному» (предварительному) обжигу при температуре порядка 900 градусов. Брак отправляется на кирпичный завод.
Обработанные изделия погружают в фуксиновый раствор. В нём будущие вазы, сервизы и сувениры приобретают насыщенный розовый оттенок, позволяющий заметить и устранить мельчайшие трещины. После повторного обжига этот цвет исчезает, а заготовка приобретает технологическую стойкость.
Теперь наступает ответственный этап – нанесение рисунка. Художник работает с тёмно-серым, почти чёрным составом, который делается на основе оксида кобальта. С помощью кисти проставляются цветовые акценты со строгим соблюдением канонов гжельской росписи. Поскольку каждое изделие уникально в своём роде и подразумевает скрупулезную работу, то на нём ставится именная подпись художника. Расписанный предмет глазуруют, а под воздействием высокой температуры глазурь на основе стеклянных фракций приобретает прозрачность, а само изделие – особую яркость. Так и рождается волшебство, превращая обычные заготовки в прекрасную и всегда разную гжель.
Вот такой сложный технологический процесс, в результате которого, получается чудо «Гжели».
Заводские корпуса.
Конечно же нужно обязательно зайти в фирменные магазины: 1. небольшой магазин при фабрике; 2. большой выбор всевозможной продукции в селе Новохаритоново (Егорьевское шоссе, 41-й км.); 3. магазин в Москве, на улице Пятницкой, в доме №10, стр.1.
А, где же обучают художников-керамистов? — спросите вы. Такой ВУЗ есть — Гжельский государственный университет известен как международный центр подготовки художников-керамистов. Московская обл., Раменский р-он., п. Электроизолятор, д. 67, ГГУ. http://www.art-gzhel.ru/
Так же обучение можно пройти в колледже — глубокими корнями история колледжа уходит в XIX век. Архивные документы гласят, что в 1899 году в селе Речицы, Московской губернии, Бронницкого уезда был создан филиал Императорского Строгановского училища «с целью дать соответствующее художественное и техническое образование по разным специальностям лицам, специально посвятившим или желающим посвятить себя труду на художественную промышленность». Так начиналось, в те «далекие годы», художественно-профессиональное обучение молодого поколения на народном художественном промысле «Гжель».
При университете тоже есть музей, но он в планах следующих путешествий.
Подписывайтесь так же на мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.