Достопримечательности и интересные места
Центр истории промышленности и транспорта. Музейно-выставочный комплекс в Талицах.
Ярославская обл., Переславский р-н, пос. Талицы, ул. Лесхозная, дом 1
В своём путешествии выходного дня мы выбрали два пункта: посещение Музея-усадьбы Ганшиных и музей паровозов «Кукушка».
Это просто замечательно, когда появляется возможность осуществить свою мечту. А мечта – это собирание железнодорожной техники для узкоколейных железных дорог и постройка небольшой музейной железной дороги, по которой можно путешествовать на дрезине.
В своём рассказе «Секрет пьяного леса» Сергей Дорожков пишет: «В увлечение мы все приходили по-разному. Конечно, у большинства интересы формировались ещё в детстве.
Я в детстве много читал книги. Бумажные – электронных тогда не было. Тонкие и толстые, иногда с картинками…
Как и все мальчишки, я любил приключенческую литературу. Впрочем, ни средневековые рыцари, ни индейцы с ковбойцами, ни прочие флибустьеры как-то не увлекали. Жюль Верн проглатывался на одном дыхании, но за душу тоже не брал.
Одной из первых книг, которой я зачитался по-настоящему, была «Томек в стране кенгуру» Альфреда Шклярского. Видимо, интерес к природе уже тогда уверенно соседствовал во мне с увлечением историей техники.
А потом был Джеральд Даррелл. «Моя семья и другие звери» и «Путь кенгурёнка» стали прелюдией, а книга «Под пологом пьяного леса» нанесла подростковому сознанию первую серьёзную травму. Речь в ней шла о путешествии в Аргентину и Парагвай с целью изучения обитающих там животных. Чтобы представить, где это, приведу карту из книги. Почти в центре южноамериканского континента, посередине нигде, есть местечко Пуэрто-Касадо. Добраться туда и сегодня почти невозможно. Экспедиции же предстояло исследовать джунгли вокруг.
Образ узкоколейки на краю света был нарисован настолько ярко, что накрепко впечатался в память, и я заразился узкой колеёй…» https://www.kukushka.ru/aboutstories.php?stories=2
Вадим Миронов в рассказе «В гости к Калабухову» описывает экспедицию к «Мещёрской магистрали»: «Речь здесь пойдёт об очередном обращении к излюбленной теме «Мещёрской магистрали». Нужно признать, что с момента выхода в свет в 2005-м году книги с таким названием, узкоколейка Рязань – Владимир обрела многочисленных поклонников. Наверное, история дороги была описана настолько привлекательно, душевно, а отчасти идеализированно, что желание побывать и прикоснуться возникало само собой. Похожее уже случилось однажды, когда благодаря Паустовскому, Мещёра стала туристической меккой.
Приятно, конечно, что «Мещёрская магистраль» – название, которое дорога никогда не носила, стало именем собственным. На самом деле, для нас книга стала лишь первым шагом исследований. Благодаря сотням часов, проведённых в архивах, открылся целый пласт информации, не только многократно дополнившей исходные знания, но, порою, меняющий их в принципе. История обросла болеющими за дело людьми, тяжёлыми рейсами и ремонтами, происшествиями и инцидентами, пожарами и половодьями, отношениями с грузовладельцами и многим другим, из чего складывается жизнь дороги. Одновременно с архивным поиском, некоторые вновь открывшиеся факты проверялись на местности…» https://www.kukushka.ru/aboutstories.php?stories=1
В самом начале 1990-х, при поддержке ярославских предпринимателей, энтузиастами истории железных дорог был организован Переславский железнодорожный музей – первый частный технический музей в России.
Домом для музея стало депо бывшего Талицко-Плещеевского торфопредприятия, а полигоном для экспонатов – двухкилометровая ветка узкой колеи на Блудово болото.
С годами из небольшой выставки техники музей превратился в заповедную железную дорогу – комплекс по сохранению, изучению и популяризации исторического железнодорожного наследия.
За каждой единицей техники стоят события и судьбы, инженерные решения и технологии, особое внимание было уделено местным линиям и узкой колее, особенно тесно связанных с прошлым провинциальной России.
Деятельность коллектива – это не только музей. Это экспедиции, исследования и публикации, консервация и реставрация, всевозможные проекты по истории науки и техники.
Несколько километров придётся проехать по грейдеру.
Мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.