Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица (Часть 1)

                 Достопримечательности и интересные места

     Санкт-Петербург, Соляной переулок, 15.

museum-expo1

     Объект культурного наследия федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)
https://www.ghpa.ru/museum-expo/istoriya
     История Музея прикладного искусства началась с открытием в Петербурге в январе 1876 года на средства российского мецената А.Л. Штиглица передового для России конца XIX века училища технического рисования. Директором училища и архитектором здания музея, построенного в 1885-1896 годах, был известный петербургский зодчий М.Е. Месмахер. Проектирование и строительство было поручено первому директору ЦУТРа М. Е. Месмахеру.
     Прекрасно понимая стоящие перед училищем задачи, архитектор, искусствовед-энциклопедист, педагог, имеющий богатый опыт преподавания художественных дисциплин, Месмахер разработал концепцию здания, которое, в его представлении, должно было стать самым большим в мире учебным пособием по истории художественных стилей.

museum-expo2

     Всё в этом музее — от мозаик на фасаде до оформления небольших световых двориков, от грандиозного двухъярусного выставочного зала под двойным стеклянным куполом до отлитых из бронзы дверных ручек, от окон-витражей в полах некоторых залов первого этажа до ажурных оконных решеток — преследовало одну цель: помочь ученикам постичь тайны старых мастеров, почувствовать аромат и вкус ушедшего времени и стать высоко квалифицированными мастерами.

     Каждый из тридцати двух залов Музея для сохранения духа эпохи декорировался в определённом историческом стиле в соответствии с коллекцией, предназначенной для экспозиции в нём. Талантливый педагог Месмахер смог превратить строительство здания Музея в хорошую школу для своих воспитанников. По рисункам и акварелям Месмахера они под руководством преподавателей выполняли отделочные работы.

museum-expo3

museum-expo4

museum-expo5

museum-expo6

museum-expo7

     Как писал первый хранитель музея, профессор А. А. Карбоньер, «гранит, мрамор и бронза, декоративная живопись и тиснёная кожа, получили широкое применение при украшении внутренних помещений музея».
     При этом, везде, где только можно было пользоваться собственными силами училища, силы эти были использованы в дело. Так, вся плафонная и стенная живопись музея, майоликовая часть, украшающая музей (изразцы, балясинки), вышивки портьер и изготовление некоторых столярных филёнок, резьбы и выжигания, были исполнены учениками училища.
     На фасаде Музея М. Е. Месмахер поместил портреты и имена выдающихся мастеров художественного ремесла и прикладного искусства разных стран и времён.
     В нишах боковых ризалитов он поставил фигуры покровительницы искусства Афины Паллады и Гефеста, бога-кузнеца, покровителя ремёсел.

museum-expo8

museum-expo9

museum-expo10

museum-expo11

     Музей ЦУТРа строился одиннадцать лет.
     12 мая 1896 года в присутствии Николая II и Александры Фёдоровны состоялось открытие художественно-промышленного музея барона Штиглица. Здание музея в Соляном городке – выдающийся памятник архитектуры Петербурга периода историзма. После революции училище было закрыто, а музей перешёл в ведение Эрмитажа, став его I Филиалом. После войны, при воссозданном училище, ставшим в 1953 году ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, был возрождён музей.
     Значительную часть здания занимает выставочный зал, освещённый только внешним светом.

museum-expo12

museum-expo13

     Первоначально в отделке здания находилось несколько произведений художественного стеклоделия и архитектурное стекло. Это — два витража в вестибюле, остеклённый двойной купол над Большим залом и 14 «световых квадратов» из стеклянных плиток, уложенных в металлический каркас в помещении на 1-м этаже.
     Большой зал — главное парадное помещение музея. Его прозрачный свод виден издалека в этой части города. Изнутри — это перекрытие и одновременно источник дневного света. Свод впечатлял современников грандиозностью конструкции и эффектным декоративным заполнением. Пространственная организация и оформление Большого зала созданы по образцу внутренних дворов палаццо эпохи итальянского Возрождения. Для освещения интерьера огромной площади архитектор предусмотрел световой потолок.

museum-expo14

     Это масштабная инженерная конструкция из стекла и металла в виде двойного свода. Внутренний слой представляет собой коробовый свод, боковые части которого закрыты не вертикальными срезами-люнетами, а каждый двумя лотками сомкнутого свода. Внутренний свод состоит из двух взаимосвязанных оболочек, идущих почти параллельно друг другу на небольшом расстоянии толщины стены зала. Вторая оболочка, также остеклённая, носит вспомогательный характер.
     Наружный свод, лежащий на стенах, в основе своей зеркальный, с высокой паддугой, которую вместо горизонтального среза-зеркала, завершает «глухое» покрытие из металла на четыре ската. Оно несколько нависает над внешней стеклянной оболочкой. Эта металлическая крыша в верхней части наружного свода привела к общему затемнению зала. На темное пятно в середине потолка обращали внимание обозреватели в XIX в. В результате иллюзия воздушности зала, его открытости для света и неба была не полной.
     Сама по себе задача устройства верхнего света в помещении не была новой, и в петербургской архитектуре XIX столетия имелось достаточно примеров устройства остеклённых просветов в потолках. Но стеклянная кровля в форме свода впервые была реализована именно здесь. Уникальная, не имевшая аналогов в России на тот момент металлическая конструкция, была сделана частями на заводах Ф. К. Сан-Галли и смонтирована на месте. Нижний ярус в виде металлической решетчатой конструкции был остеклён одинаковыми витражными модулями. Они были созданы в комбинированной технике свинцовопаечной сборки из цветных и расписных стекол. Автором этого декоративного решения был архитектор Месмахер, а сами витражные модули заказаны в 1891 г. в мастерской Ф. К. Цетллера в Мюнхене.
     Остекление наружной оболочки было осуществлено в 1891 году мастером Эбертом. Витражные модули, сделанные в Германии, были вставлены во внутренний свод мастером Языковым в 1893 г.
     Стеклянный свод с ковровым орнаментом из золотых звезд стал своего рода достопримечательностью Музея. Даже на исторических черно-белых фотографиях он поражает своей грандиозностью. Этот узорчатый потолок был не только источником света и эффектным завершением зала, но и одной из самых масштабных инженерных конструкций из стекла и металла в истории российской архитектуры.

museum-expo15

     Во время Великой Отечественной войны свод был разрушен взрывной волной. Все стекло площадью 3500 кв. м. утрачено. В 1947 г. каркас свода восстановлен и остеклён бесцветным стеклом. По данным Е. Ю. Иванова в 2000 г. несколько стекол воссозданы преподавателями кафедры художественной керамики и стекла СПбГХПА И. Б. Томским и В. В. Дудиным.
     В здании была использована и одна из строительных новинок конца XIX в. — «стеклянные» полы. В помещении вдоль главного фасада на 1-м этаже в полу были устроены световые проемы. Железные переплеты для них делал мастер Рейнгард. В каждый переплет уложено 25 стеклянных квадратных пластин. Эти «световые квадраты» освещали подвальное помещение. Таких «квадратов» в помещении 14, по семь штук в двух рядах. Они, несомненно, были предусмотрены архитектором заранее и органично включены в декоративный рисунок облицовки пола.

museum-expo16

     В коллекции Музея находилось собрание витражей разного времени.

museum-expo17

museum-expo18

     Сразу после открытия музея училища, его значение вышло за рамки обычного «учебного» музея. Здесь находилась одна из крупнейших в Европе коллекций декоративно-прикладного искусства.

museum-expo19

museum-expo20

museum-expo21

museum-expo22

museum-expo23

museum-expo24

museum-expo25

museum-expo26

museum-expo27

museum-expo28

museum-expo29

museum-expo30

museum-expo31

museum-expo32

museum-expo33

museum-expo34

museum-expo35

museum-expo36

museum-expo37

museum-expo38

museum-expo39

museum-expo40

museum-expo41

museum-expo42

museum-expo43

museum-expo44

museum-expo45

museum-expo46

     С первых лет существования музей был открыт для посещения бесплатно и вошёл в культурную жизнь столицы как её неотъемлемая часть.
     Из книги «Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район». СПб., 2024
     Теперь в музей можно попасть только с экскурсией, на которую нужно записываться заранее. Удобно, что можно записаться по телефону, который указан на официальном сайте.
     Можно позавидовать студентам белой завистью, что могут видеть не только музейные экспонаты, но и интерьеры учебного заведения, которые недоступны экскурсантам.
     В следующей части мы посетим зал печей.
     
     Мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.

     

Мир глазами фотографа