Усадьба Знаменское-Раёк

                 Достопримечательности и интересные места

     Тверская область, Торжокский район, Марьинское с/п, п. Раёк

znamenskoerayok1

znamenskoerayok2

     Если собраться в путешествие в Торжок, то по дороге можно заехать посмотреть замечательное творение знаменитого архитектора Н.А. Львова — усадьбу Знаменское-Раёк
     Усадьбу можно посетить, записавшись на официальном сайте. Дом с постройками находятся практически в первозданном виде, ещё не подвергались основательной реставрации. Некая компания начала было реставрацию, чтобы пустить дом под гостиницу, но что-то у них не получилось, поэтому у нас есть возможность увидеть творение архитектора Львова, а не заурядный отель.

     История усадьбы
     Фёдор Иванович Глебов — генерал-аншеф, сенатор, герой русско-турецкой войны, кавалер множества орденов, в 1772 году женился на Елизавете Петровне Стрешневой — последней представительнице и единственной наследнице старинного знатного боярского рода Стрешневых, к которому принадлежала Евдокия Лукьяновна, супруга царя Михаила Романова.

znamenskoerayok3

znamenskoerayok4

     Отец Елизаветы, Петр Стрешнев, был против брака единственной дочери с вдовцом с ребёнком, старше её на 17 лет. По воспоминаниям современников, супруга Глебова отличалась строгим деспотичным нравом. О своём выборе супруга Елизавета писала: «Я никогда не была в него влюблена, но я поняла, что это единственный человек, над которым я могу властвовать, вместе с тем уважая его». Фёдор Глебов, напротив, питал к жене глубоко нежные чувства, часто признавался, что живет только для неё, и, дабы угодить молодой супруге, решил возвести для неё белокаменную усадьбу на месте деревянной на своей вотчине в Тверской области.
     Герб Шаховских-Глебовых-Стрешневых.

znamenskoerayok5

     Фёдор Глебов хотел построить не просто дом, а место, достойное приема императорских особ: семью Глебовых связывали давние доверительные отношения с царствующей императрицей Екатериной II. Екатерина была восприемницей старшего сына Глебовых, Петра, и гостила в имении. В память о её визите в семье хранились канделябры, которые несли перед императрицей. Так, проектирование новой усадьбы Глебов доверил архитектору-палладианцу Николаю Львову, к гениальному уму и вкусу которого обращалась сама Екатерина II, а впоследствии император Павел. Строительство началось летом 1787 года. Место для новой усадьбы выбрали на юго-западе от прежнего, в излучине реки Логовежи. Погост перенесли, а все основные постройки заложили вокруг Знаменской церкви. Материал для строительства брали на кирпичном и черепичном заводах в Знаменском селе, белый камень привозили из соседнего города Старицы.

     Архитектурный ансамбль возводился 12 лет. Усадьбу в классическом стиле прозвали «ожерельем для Елизаветы», так как формой она напоминала украшение, которое Глебов подарил своей жене: круговая колоннада из почти двухсот колонн — цепочка, четыре флигеля с башнями — ограненные алмазы, парадные ворота — замок, главный дом усадьбы — кулон.

znamenskoerayok6

     Архитектурный ансамбль усадьбы
     Поразительно продуманная планировка усадьбы основана на тщательно изученной Николаем Львовым архитектуре Андреа Палладио — итальянского зодчего позднего Ренессанса венецианской школы, основоположника палладианства и автора «Четырех книг об архитектуре», которые перевел на русский язык Львов. Классицистическое течение палладианства основано на возрождении и переосмыслении античных традиций, Палладио боготворил античность и избрал себе учителем Витрувия, автора трактата «Десять книг об архитектуре», в которой выводится знаменитая «Триаду Витрувия» или «три закона» архитектуры: firmitas, utilitas, venustas — прочность, польза, красота. Андреа Палладио приводит каноны древнеримских ордеров в своих «Книгах», которые переводит и использует Николай Львов, что позволяет нам понять, на что опирался архитектор усадьбы в своих творениях. Так, в усадьбе применяется характерное для XVIII века осевое построение — ярко выраженная симметрия архитектурного ансамбля.

znamenskoerayok7

znamenskoerayok8

Акварель неизвестного художника — Бальный зал в усадьбе, XIXвек.

znamenskoerayok9

znamenskoerayok10

znamenskoerayok11

znamenskoerayok12

znamenskoerayok13

znamenskoerayok14

znamenskoerayok15

znamenskoerayok16

znamenskoerayok17

znamenskoerayok18

znamenskoerayok19

znamenskoerayok20

znamenskoerayok21

znamenskoerayok22

znamenskoerayok23

znamenskoerayok24

znamenskoerayok25

     При въезде в усадьбу через Парадные ворота, гостям открывался вид на огромный парадный двор. Сквозь кованое кружево ворот, оформленных в виде триумфальной арки, просматривается овальный курдонёр, окружённый белыми тосканскими колоннами. Любимый архитектором солярный символ венчает верхнюю часть кованых ворот, и, если встать перед ними в определенной точке, и взглянуть на главный дом, лучи металлического солнца совпадут с полуциркульным окном в куполе.

znamenskoerayok26

     Усадьба строго ориентирована по сторонам света, солнце словно включено в ансамбль, его свет играет роль первой скрипки в симфонии классицистического торжества усадьбы.
В обрамление парадного двора включены два флигеля с башнями, расположенными напротив друг друга. Центр композиции — главный дом, увенчанный бельведером. Композиция парадного двора направляет внимание к парадной лестнице дома, вход в который отмечен четырёхколонным тосканским портиком. Архитектурный облик дома — трехэтажный четвериковый объём с круглым бельведером и торжественными портиками.

znamenskoerayok27

znamenskoerayok28

     Парадное крыльцо фланкировали пушки, а центром композиции парадного двора являлся фонтан со скульптурной группой: Лев, Арион и Дельфин. Фонтан функционировал благодаря сложной инженерной системе, связывающей каскадные пруды и специально устроенные каналы. В Знаменском, по примеру Палладио, парадные и хозяйственные постройки объединены в единую систему, части которой соединяла колонная лоджия. Здесь она утратила практическое значение — укрытие от зноя и дождя, но, превратившись в ограду парадного двора, стала символом представительности. Тосканский ордер, примененный здесь, Палладио как раз рекомендовал для загородных вилл.

znamenskoerayok29

znamenskoerayok30

znamenskoerayok31

znamenskoerayok32

znamenskoerayok33

     Хозяйственные постройки усадьбы, как уже отмечалось ранее, органично связывались у Львова с парадной частью. И нередко простое практическое назначение приобретало необычную форму и композицию. Такой прием практиковался у Палладио в знаменитых северных виллах. Северный флигель задумывался как две башни, соединенные длинным зданием каретного сарая, замаскированным со стороны курдонёра все теми же рядами тосканских колонн. В одной из башен размещалась библиотека. Южный флигель, с двумя подобными башнями, вмещал в себя оранжерею, стеклянная часть которой обращена в сад. В оранжерее выращивали лимоны, апельсины, ананасы, персики, абрикосы, спаржу. Для ботанического сада Глебов выписывал заморские деревья: фисташковые, шелковичные, гвоздичные, лавровые, чернослив, груши, бергамот. В дальней от главного дома башне, по словам старожилов, располагался театр.

znamenskoerayok34

     Главный дом, прямоугольный в плане, имеет центрическую композицию. Внутри здание спланировано по анфиладному принципу и имеет чёткое функциональное назначение. В парадном зале на третьем этаже устроен внутренний купол с отверстием, открывающимся в световой барабан. Приём двойного купола, впервые применённый Львовым в Иосифовском соборе в Могилеве, потом часто встречается в его работах, в том числе в мавзолее родовой усадьбы Никольское-Черенчицы. Источником вдохновения в данном случае явился для него римский Пантеон, изученный Палладио. Приём, — купол с отверстием в небо, — Львов адаптирует к русским условиям, создавая свою «небесную» полусферу над ним. Парадный зал занимает центральное положение в доме и выделяется своей формой и отделкой.

znamenskoerayok35

znamenskoerayok36

     Живопись купола имитирует кессонированную поверхность, которая иллюзорно расширяет пропорции зала. Фрески на стенах — большей частью лепные гризайли, легкие орнаменты и медальоны, как бы подражающие резным камням, арабески и живописные виды усадеб в рамах над дверьми созвучны мотивам росписей Помпей и Геркуланума. В усадебном доме нашлось и место для таблиниума — помещения римского дома, где находился семейный архив и портреты предков. Им стала парадная столовая. В верхней части стен расположился парадный фриз из 24 императорских портретов в овальных медальонах. Галерею начинают портреты царя Михаила Романова и его супруги Евдокии Стрешневой, что напрямую указывает на прямое родство семьи с царствующей династией.

znamenskoerayok37

     Парковый фасад устроен иначе: в центральной части дома расположена глубокая лоджия с колоннами, образующая просторную террасу с боковыми сходами в парк. Прообразом портика таких пропорций мог быть храм Геркулеса в Кори, который Львов мог видеть в своем итальянском путешествии.

     Усадебный парк представляет собой редкую ценность. Ведь, если реставраторы восстанавливают утраченные здания, то ни один мастер ни в силах оживить двухсотлетние деревья. Пейзажный парк и фруктовый сад окружают усадьбу живописным кольцом: 27 деревьев в возрасте 180 лет и 70 деревьев, которым около 100 лет.

znamenskoerayok38

znamenskoerayok39

     Спланированный в традициях второй половины XVIII века, в давние времена он имел регулярную и пейзажную части. Перед домом, продолжая осевую композицию, располагался регулярный парк. Чем дальше уводила двухрядная липовая аллея в глубину парка, к реке, тем постепенно регулярные мотивы парка перетекали в пейзажную часть. Живописные участки парка отмечали беседками, павильонами и затеями: Полуденный домик, Троеграновый, погреб Ротонда, храм Цереры, каскад прудов с пристанями, купальнями и гротами. Ныне парковые павильоны утрачены. В центре верхнего Палатного пруда расположен остров Любви. Венчает остров старинная сосна, с обхватом ствола более трёх метров. Дно пруда выложено валунами, излюбленным Львовским материалом. По семейному преданию, Фёдор Глебов посадил на этом острове три сосны, символизировавшие Веру, Надежду и Любовь, и каждый год переплетал ветви между собой таким образом, чтобы, когда деревья выросли и окрепли, ничто не разорвало их тесные узы. Спустя более двухсот лет на этом острове растет одна сосна.

znamenskoerayok40

znamenskoerayok41

     Главная идея создания парков в конце XVIII века — сотворить подобие Рая на земле. Смена времен года дарит живописные картины, написанные красками крон деревьев, пение птиц дополняется звуками падающей воды на перекатах каскада прудов.

     Усадьба Знаменское-Раек включена в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

znamenskoerayok42

znamenskoerayok43

     НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛЬВОВ, сын небогатого дворянина, родился в 1751 году в родовом имении Черенчицы (впоследствии переименованном им в «Никольское») в бывшем Новоторжском уезде Тверской губернии.

znamenskoerayok44

     Уже с детских лет, по словам его первого биографа, он проявил «необычайную бойкость, предприимчивость и устойчивость в преодолении всякого рода затруднений». Дома он получил весьма скудное образование: «лепетал несколько слов французских, по-русски писать почти не умел». Рано лишившись отца, он вынужден был сам прокладывать себе дорогу и шестнадцати лет отправился в Петербург на военную службу. Поступив в бомбардирскую роту Измайловского полка, он обучался в полковой школе, которая считалась одной из лучших полковых школ в столице. Здесь он впервые получил систематическое образование и увлёкся литературой и искусством. В образовавшемся вокруг него кружке молодые люди читали, занимались переводами, начали сами писать стихи. В результате этих занятий члены кружка выпустили рукописный журнал под названием «Труды четырёх разумных общинников», инициатором и душой которого являлся наиболее одарённый из них Н. А. Львов.
Примерно в это время у Львова завязываются прочные дружеские связи с В. В. Капнистом, впоследствии автором антикрепостнической «Оды на рабство» и сатирической обличительной комедии «Ябеда», с будущим баснописцем И. И. Хемницером, несколько позднее с Μ. Н. Муравьёвым, отцом декабриста Никиты Муравьёва. В эти годы Львов усердно пополняет своё образование чтением. Он знакомится с произведениями античных поэтов и писателей, творчеством итальянского поэта эпохи Возрождения Торквато Тассо, французских философов и просветителей Вольтером, Монтескье, Руссо, причём особенно увлекается последним. В одной из своих юношеских записей он говорит, что желающему узнать его сердце и ум надо справиться у Руссо — его образца — и у нежной Сафо. Об этом его почитании Руссо говорит и его друг Μ. Н. Муравьев.
      Так, путем самообразования Н. А. Львов становится всесторонне эрудированным человеком.
Значительно расширили его кругозор и путешествия за границу. В его юношеской тетради указывается на его пребывание в Париже в августе 1775 года. В декабре 1776 года Львов снова отправился за границу, на этот раз вместе со своим другом И. И. Хемницером в сопровождении директора Горного департамента и Горного училища Μ. Ф. Соймонова (родственника Львова). Они посетили Германию, Бельгию, Голландию, Францию. Из дневника Хемницера мы узнаем об интересах молодых людей. В Париже они почти ежедневно бывали на концертах и в театрах. В дневнике постоянно упоминаются посещения картинных галерей и музеев: Лувра, галереи «славного Рубенса» в Люксембургском дворце, Версальской галереи и пр. Из архитектурных сооружений им особенно понравились церковь дома Инвалидов в Париже, «церковь лучшая, которую видеть можно», и строившаяся в то время церковь св. Женевьевы. Молодые люди осмотрели и все знаменитые загородные ансамбли. Во всех странах, где они побывали, они знакомились также и с последними достижениями науки и техники.
      Н. А. Львов вернулся в Россию в августе 1777 года, «очень довольный своим путешествием; он имел случай удовольствовать своё любопытство, особливо в художествах, которым он учился», говорит в своём письме к отцу Μ. Н. Муравьев.
      Общая эрудиция и прекрасное знание иностранных языков определили его дальнейшую службу. При содействии крупного дипломата П. В. Бакунина Львов поступил в Коллегию иностранных дел. Бакунин же познакомил его с А. А. Безбородко, который вскоре стал его покровителем.
      К концу 1770-х годов, по-видимому, относится знакомство Львова с Г. Р. Державиным, вскоре перешедшее в близкую дружбу (впоследствии они породнились, так как Державин, овдовев, женился на свояченице Львова). В 1779 году под наблюдением Державина в Петербурге производилась перестройка зала общего собрания в Сенате, для украшения которого Н. А. Львовым были составлены сюжеты барельефов, выполненных Рашеттом.
      Около 1780 года Львов тайно обвенчался с М. А. Дьяковой, так как её родители не соглашались на брак, который был признан ими лишь в конце 1783 года.
В 1780-е годы в полную силу развертывается многогранное дарование Львова. В 1780 году утверждаются его проекты Иосифовского собора в Могилеве и Невских ворот Петропавловской крепости, в 1782 году — проект Почтамта в Петербурге, в 1785 году — Борисоглебского собора в Торжке. К 1780-м годам относятся проектирование и строительство ряда усадебных сооружений: церкви и колокольни в Арпачеве и в селе Александровском, церкви села Мурина, дома, мавзолея и хозяйственных построек в Никольском—Черенчицах, ансамбля Александровой дачи близ Павловска, дома в Райке, Летнего домика в Ляличах, проекта Выборгской, Валдайской и Колыванской церквей и ряда жилых домов в Петербурге и Москве и, наконец, проекты здания Кабинета и Казанского собора в Петербурге. Имя Львова становится столь известным в архитектурных кругах, что в январе 1786 года Совет Академии художеств присуждает ему звание почётного члена Академии.
      К этому времени в связи со своей литературной деятельностью Львов уже состоял действительным членом Российской Академии, в которую он был избран в 1783 году, наряду с крупнейшими русскими поэтами, писателями и учёными. Это показывает, что Львов получил широкую известность в литературных кругах, несмотря на то, что он скупо печатал свои произведения и большей частью анонимно; в основном они распространялись в рукописях.
      В эти же годы Львов начинает заниматься вопросами экономики государственного хозяйства, в частности изысканием новых видов топлива. Львов глубоко интересовался сельским хозяйством и состоял членом Вольно-экономического общества.
      Стремление Львова к предпринимательской деятельности сказалось и в том, что позднее он стал владельцем пивоваренного завода в Петербурге.
      Разнообразная деятельность Львова прерывалась неожиданными поездками, связанными с его службой и близостью ко двору. В 1787 году Львов совершил путешествие по России, обогатившее его многими впечатлениями. Он находился в свите Екатерины II во время её поездки в Крым после его присоединения к России.
      Дорожные заметки и зарисовки Львова в его путевых тетрадях 1803 г. раскрывают круг его интересов. Большое внимание он уделял историческим памятникам архитектуры. В путевых тетрадях имеются документальные изображения: домик Петра I и деревянная церковь в Липецке, древняя церковь в Керчи и её детали, орнамент, высеченный на камне в Керченской крепостной стене, вид крепости в Эникале, и т. п. Об интересе Львова к археологии и его бережном отношении к произведениям древней культуры говорит памятник, сооружённый им в церкви города Фанагории (Тамань). Обнаруженный ещё в 1792 году Тмутараканский камень в бытность Львова в 1803 году в Тамани оказался использованным в качестве порога. Львов извлёк его, перенёс во внутрь храма и «собрав разные примечания достойные остатки других древних камней, составил памятник, означающий прехождение острова Тамана под владение разных народов».
      В результате обследования целебных источников Кавказа Львов составил оригинальный проект устройства водной лечебницы «на Бештовых горах» в толще самой сталактитовой горы, чтобы избежать расходов на дорогой строительный материал и использовать горячие источники как для лечения, так и для обогревания помещений. Кроме ванн и большой купальни с бассейном, он предлагал также устроить паровую ванну, «где вода, упадая на горячие камни, производить будет целительный пар». Польза паровых ванн была уже признана Парижским факультетом, и устройство таких ванн в Пиренейских горах было поручено некоему Ломету. Не чуждаясь иностранного опыта, Львов надеялся получить его проект: «Может быть и оттуда заимствовать будет что-нибудь возможно, не отступая, однако, от сего единственного и твердо во мне вкоренённого закона, что для русского человека русские только годятся правила и что совсем он не сотворён существом подражательным — везде исполин и везде подлинник». В этих словах сказалась вся сущность Львова с его горячим патриотизмом и верой в силу русского национального гения.
      Поездка на Кавказ и в Крым была последним этапом его деятельности. По возвращении в Москву он заболел и умер 21 декабря 1803 года (по старому стилю). Прах его был перевезён и похоронен в мавзолее, воздвигнутом им в усадьбе Никольское-Черенчицы бывшей Тверской губернии.
      Источник: М.В. Будылина, О.И. Брайцева, А.М. Харламова «Архитектор Н.А. Львов», Москва, 1961 год.

znamenskoerayok45

znamenskoerayok46

     
     Мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.

     

Мир глазами фотографа