Достопримечательности и интересные места
Санкт-Петербург, Соляной переулок, 15.
Объект культурного наследия федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)
Чтобы попасть на экскурсию в академию, нужно позвонить заранее по телефону, указанному на сайте академии, чтобы выбрать удобный день и время.
Нам очень повезло с экскурсоводом, научный сотрудник академии подробно и интересно вёл рассказ.
Жаль, что нельзя побродить по учебному заведению самостоятельно, чтобы задержаться перед наиболее интересными экспонатами, чтобы выбрать наиболее удобное место для съёмки. Но, что делать: выбор невелик — или бегать за экскурсоводом, или вообще не побывать в академии и музее.
Фоторассказ о музее в первой части и вторая часть посвящена залу печей.
История академии как художественной школы уходит корнями во вторую половину XIX века, в эпоху бурного развития российской промышленности, которая, стремясь сделать свою продукцию конкурентно-способной на мировом рынке, поставила перед обществом проблему подготовки художников для производства.
09.01.1876 по рескрипту Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником Александром Людвиговичем Штиглицем (1814-1884), было основано Центральное училище технического рисования (ЦУТР). Активное участие в организации этого учебного заведения принимали крупнейшие деятели государства, промышленности и культуры: секретарь Государственного Совета А.А. Половцов, председатель археологического общества граф А.А. Бобринский, скульптор М.М. Антокольский.
Великая заслуга в создании и становлении Школы принадлежит блестящему архитектору М.Е. Месмахеру, который стал первым директором училища и возглавлял его более 20 лет.
Здание училища строилось с 1878 по 1881 год и было открыто 29 декабря 1881 года в присутствии великого князя Владимира Александровича.
В результате обширного учебного курса, включавшего общеобразовательные, художественные и технические дисциплины, учащиеся осваивали не только художественные ремесла, но и получали разностороннее образование.
История училища до революции – это интенсивное становление Школы. В 1877 году был утвержден Устав, согласно которому училище находилось в ведение Департамента Торговли и мануфактур Министерства финансов. ЦУТР существовало на проценты от капитала в один миллион рублей серебром, плату за обучение (12 рублей в год) и пожертвования. Дети малоимущих родителей освобождались от оплаты, но их количество не должно было превышать 25% от общего количества учащихся. По усмотрению Совета предоставлялись бесплатные завтраки и стипендии. От поступающих в училище требовались знания, соответствующие курсу первых четырёх классов гимназии или реального училища и успешное выполнение экзаменационного задания по рисунку.
Обязательные дисциплины: рисунок карандашом с гипсов и натуры, рисунок пером, отмывка тушью, акварель, живопись, черчение и съёмка (обмер) предметов, рисунок орнаментов по стилям, лепка, рисование живых цветов, композиция (проектирование) художественно-промышленных предметов.
Со второго года обучения параллельно с посещением общих рисовальных классов начинали осваивать выбранную специальностью. В Училище было 12 специальных классов:
— ксилография и офорт;
— майолика;
— живопись на фарфоре;
— живопись на стекле;
— рисование по ткацкому и ситценабивному делу;
— художественная работа по коже;
— декоративная живопись;
— лепка;
— театральные декорации;
— художественная керамика.
Программа по специальности была рассчитана на 2 года, иногда учащиеся посещали два или три класса одновременно. Завершающим этапом подготовки художников являлось выполнение проекта на заданную тему.
Авторы лучших работ получали право на пенсионерскую поездку по России и за границу сроком от нескольких месяцев до 3-х лет. К 1901 году 62 выпускника училища побывали в пенсионерских поездках.
Выпускники Училища работали на Императорском фарфоровом заводе, в декорационных мастерских Императорских театров, мебельной фабрике Мельцера, ювелирных мастерских Фаберже, Грачёва, Овчинникова и т.д.
С училищем связаны имена известных художников: А.Л. Остроумовой-Лебедевой, К.С. Петрова-Водкина, А.А. Рылова, А.Г. Матвеева, С.В. Чехонина.
Русские революции негативно отразились на достижениях училища барона Штиглица. Был нарушен традиционный уклад, учебный процесс. Начался период реформ. Меняется название ЦУТР.
В 1918 году оно стало Государственными свободными художественными учебными мастерскими, то есть был свободный приём всех желающих получить специальное образование, а через 2 года реорганизовано в Государственные трудовые учебные мастерские декоративных искусств.
В 1922 году они были объединены с бывшей императорской Академией художеств в Высшие художественные технические мастерские (ВХУТЕМАС). В Училище располагался Полиграфический факультет и мастерские, которые были закрыты в 1925 году.
В течение 15 довоенных лет в здании располагались различные училища и школы, которые специализировались на подготовке мастеров в области архитектурной отделки зданий и коммунального строительства.
В феврале 1945 года решением правительства Школа воссоздается как центр подготовки специалистов-реставраторов для восстановления разрушенных войной памятников истории и культуры (Ленинградское художественно-промышленное училище). Таким образом, преподаватели, студенты и выпускники приняли активное участие в возрождении дворцово-парковых ансамблей Павловска, Пушкина, Петергофа.
В 1948 году училище становится вузом, высшим учебным заведением (ЛВХПУ – Ленинградское высшее художественно-промышленное училище), которое с 1953 года носило имя выдающегося скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. Годом ранее в состав училища вошёл Московский институт прикладного искусства.
Большая заслуга в возрождении Школы принадлежит профессору, архитектору Иосифу Александровичу Ваксу – первому ректору ЛВХПУ, по инициативе которого, позднее был создан факультет промышленного искусства (ныне – факультет дизайна).
Более 25 лет училище возглавлял известный архитектор Яков Николаевич Лукин. Выпускники ЛВХПУ им. В.И. Мухиной внесли огромный вклад в культуру страны. Они стали авторами таких известных произведений, как памятников «Пояс Славы» вокруг Ленинграда, памятника-надгробия павшим в блокаду на Серафимском кладбище, авторами дизайна автомобилей «Волга», «Нива», «Белаз», кораблей на подводных крыльях «Метеор», «Ракета», оборудования телецентра «Останкино» и Центра управления космическими полетами.
В 1994 году ЛВХПУ им. В.И. Мухиной было переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, которой в 2007 году было возвращено имя её основателя – Александра Людвиговича Штиглица. Позднее, в 2011 году, своё историческое место в Большом выставочном зале музейного здания Академии заняла мраморная статуя выдающегося скульптора XIX века Марка Антокольского, находившаяся долгие годы в Великом Новгороде.
Ежегодно в стенах Академии проводится международная конференция «Месмахеровские чтения», посвященная памяти первого директора училища Штиглица Максимилиана Егоровича Месмахера.
В настоящее время академия представляет собой современный полихудожественный вуз.
Мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.