Отдел Античного мира. Государственный Эрмитаж

               Достопримечательности и интересные места

     Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34.
     https://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/research/restoration/antiquities_department/?lng=ru

antiquities_dep1

     Отдел Античного мира – один из старейших в Эрмитаже. C 1805 года античные собрания, как и штат сотрудников, входили в состав I и II отделений Императорского Эрмитажа. В 1863 году, во время реформы штата, было учреждено Отделение древностей. С 1919 года оно подразделялось на Отдел греко-римских древностей и Отдел археологии Юга России. В 1930 году подразделение было преобразовано в Отдел античного общества, а с 1941 года именуется Отделом Античного мира.
     Формирование античных собраний началось задолго до оформления музея, в эпоху Петра I – по распоряжению императора в 1719–1720 годах были приобретены первые в России античные скульптуры, в том числе статуя Венеры Таврической. Во второй половине XVIII века, благодаря страстному увлечению коллекционированием императрицы Екатерины II, создается ядро античных собраний – коллекция резных камней, приобретенных у знатных европейских и русских семей, герцога Л.-Ф. Орлеанского, семьи Медичи, Л. де Бретейля, Ж.-Б. Казановы, П. Кроза а также коллекция античных скульптур, купленная у Дж. Лайд Брауна в 1785–1787 годах. Важной вехой в истории классических древностей стало открытие публичного музея, для которого в 1852 году по приказу императора Николая I был построено специальное музейное здание – Новый Эрмитаж. По замыслу архитектора Лео фон Кленце отделка интерьеров соответствовала тематике представленных памятников. В залы Эрмитажа переместили антики из царских резиденций, а также коллекции, купленные у Пицатти, Демидовых, Лаваль. В 1861 году, с поступлением коллекции Дж.-П. Кампана, классические древности Эрмитажа достигли европейского уровня собраний; античность заняла все залы первого этажа здания Нового Эрмитажа. Помимо покупок, важным источником пополнения античных коллекций с начала XIX века стали археологические раскопки в греческих городах-колониях на побережье Черного моря. В 1859 году была учреждена Императорская Археологическая комиссия, в задачу которой входило руководство раскопками, подготовка отчетов, научная публикация памятников и распределение находок, лучшие из которых поступали в Эрмитаж. Окончательный облик собрания приобрели в послереволюционный период (1920–1930-е), когда происходит централизация коллекций, в отдел поступают антики из национализированных частных собраний, пригородных музеев-дворцов, музеев Академии художеств, Академии наук, Центрального училища технического рисования (А.Л. Штиглица) и других музеев.

antiquities_dep2

antiquities_dep3

antiquities_dep4

antiquities_dep5

antiquities_dep6

antiquities_dep7

     Сегодня эрмитажная коллекция классических древностей насчитывает свыше 170 000 предметов, наиболее значительными являются собрания расписных ваз, резных камней, античной скульптуры, археологических памятников Северного Причерноморья, античных ювелирных изделий, терракот и предметов из бронзы. Экспозиции античного искусства размещены в двадцати двух залах, они занимают весь первый этаж здания Нового Эрмитажа и Сивков переход. С 1998 года и по настоящее время отдел реализует программу реконструкции постоянных экспозиций, в рамках которой проведена реставрация интерьеров и реконструкция экспозиций двадцати галерей. Особенность экспозиционной программы – сохранение стиля музея XIX века, неоклассическая стилизация в создании новых постоянных выставок античного искусства в Новом Эрмитаже, разработка экспозиций на основе новейших научных и реставрационных открытий.

antiquities_dep8

antiquities_dep9

antiquities_dep10

antiquities_dep11

antiquities_dep12

antiquities_dep13

     С начала XIX и до начала XXI века над изучением античного наследия трудятся поколения ученых, создавших школу эрмитажного антиковедения. Основные направления научных исследований определяются составом коллекций, а также традициями научной школы музейной науки об античности: изучение расписной керамики, греческой и римской скульптуры, резных камней, ювелирного искусства, исследования по истории собирательства, разработка теории и практики экспонирования античных исторических собраний, археологические раскопки и научная обработка южнорусских памятников классической античности. Издательская деятельность отдела обширна и разнообразна, к наиболее важным результатам научной деятельности последнего десятилетия надо отнести организацию систематической публикации материала в двух международных сериях: «Корпус античных ваз» и «Корпус античной скульптуры». Опубликованы каталоги Березанской коллекции, древностей Кипра, отдельное место занимают работы по античному вооружению, коропластике, истории коллекционирования, в отдельное направление оформилось изучение искусства эпохи эллинизма.

antiquities_dep14

antiquities_dep15

antiquities_dep16

antiquities_dep17

antiquities_dep18

antiquities_dep19

antiquities_dep20

antiquities_dep21

antiquities_dep22

antiquities_dep23

antiquities_dep24

antiquities_dep25

antiquities_dep26

antiquities_dep27

antiquities_dep28

antiquities_dep29

     Римская копия с греческого оригинала V в. до н.э.
     Статуя Афины
     Древний Рим, II в.
     Афина, любимая дочь Зевса, богиня мудрости и войны, была одним из самых почитаемых божеств в Древней Греции. В конце V в. до н.э. статуи Афины стали создавать в духе произведений ранней или высокой классики. В разных районах Эллады мастера использовали свои стилистические приемы. В Пелопоннесе статуи богини отличались простотой контура, выделением горизонталей, подчеркиванием силы широкоплечего развитого тела. В духе пелопоннесской школы эпохи строгого стиля (вторая четверть — середина V в. до н.э.) была сделана статуя, послужившая оригиналом для римской копии в эрмитажной коллекции, известной как Афина Кампана (по месту ее пребывания в собрании маркиза Кампана в Риме). Богиня стоит, широко развернув плечи и отставив правую ногу далеко в сторону. Пропорции ее мощного тела очень стройные. Одежда, благодаря преобладанию горизонталей в расположении драпировок, подчеркивает статичность фигуры. Для этого произведения, созданного в эпоху императора Адриана (117-138), характерны фронтальная композиция, простые контуры, застылость позы и монументальность форм.

antiquities_dep30

     Государственный Эрмитаж: контакты https://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/about/contacts?lng=ru

     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов


 

     
     

Мир глазами фотографа