Достопримечательности и интересные места
Санкт-Петербург, Александровский парк, д.7
http://www.artillery-museum.ru/
Этот музей будет интересен мальчишкам всех возрастов…
На осмотр музея нужен минимум один день.
Грандиозный музей! Грандиозная коллекция!
Днём рождения музея считается 29 августа 1703 года, когда на территории Петропавловской крепости по личному указанию Петра I был построен деревянный цейхгауз для хранения древних артиллерийских орудий. Затем было построено кирпичное здание, в которое доставлялись для хранения отечественные и трофейные артиллерийские орудия, представляющие историческую ценность. Заведовать цейхгаузом был назначен майор артиллерии С.Л. Бухвостов – легендарный «первый российский солдат» «потешных» войск юного Петра, зачисленный в 1687 году в Преображенский полк.
Революция и Гражданская война нанесли непоправимый ущерб музею. В пожаре сгорели полностью около 2000 знамён, 300 экземпляров старинного огнестрельного и холодного оружия. Также погибло много архивных документов.
Велики были потери, но главная задача, стоящая в смутное время перед «охранителями вечности» — спасти, что имели, — была выполнена. Коллекция была не только спасена, но и преумножена.
Новое поколение музейных работников продолжило дело своих предшественников в годы Великой Отечественной войны.
В настоящее время ВИМАИВиВС – один из самых крупных военно-исторических музеев мира, обладающий обширными коллекциями артиллерийских орудий и боеприпасов, стрелкового и холодного оружия. Военно-инженерной техники, боевых знамён, военной формы, произведений батальной живописи и графики, наград и знаков, а также архивными документами, свидетельствующими об истории развития артиллерии русской армии.
Начинаем осмотр с Внешней экспозиции, которая размещена во внутреннем дворе музея. Это уникальное собрание образцов вооружения и военной техники, начиная с XVI века до наших дней, а также ракетного вооружения, инженерной техники и техники связи. Украшение коллекции – пищали древнего стенобитного наряда, созданные в конце XVI – начале XVII веков – наглядный пример расцвета пушечного дела на Руси. Это творения знаменитых пушечных мастеров Андрея Чохова (пищали «Лев», «Скоропея», «Царь Ахиллес») и Семёна Дубинина – «Медведь». Каждое из этих орудий имеет свою историю и судьбу.
Кроме отечественных, в комплексе представлены 44 ствола орудий, созданных средневековыми мастерами семнадцати стран Европы и Азии.
Далее обширнейшая экспозиция «История артиллерии до середины XIX века».
Великое множество сражений прошло на территории Руси.
Вот одно из стихотворений Александра Сергеевича Пушкина посвященное Бородинской битве.
«Бородинская годовщина»
Великий день Бородина
Мы братской тризной поминая,
Твердили: «Шли же племена,
Бедой России угрожая;
Не вся ль Европа тут была?
А чья звезда её вела!..
Но стали ж мы пятою твёрдой
И грудью приняли напор
Племён, послушных воле гордой,
И равен был неравный спор.
И что ж? свой бедственный побег,
Кичась, они забыли ныне;
Забыли русский штык и снег,
Погребший славу их в пустыне.
Знакомый пир их манит вновь —
Хмельна для них славянов кровь;
Но тяжко будет им похмелье;
Но долог будет сон гостей
На тесном, хладном новоселье,
Под злаком северных полей!
Ступайте ж к нам: вас Русь зовет!
Но знайте, прошеные гости!
Уж Польша вас не поведёт:
Через её шагнёте кости!..»
Сбылось — и в день Бородина
Вновь наши вторглись знамена
В проломы падшей вновь Варшавы;
И Польша, как бегущий полк,
Во прах бросает стяг кровавый —
И бунт раздавленный умолк.
В боренье падший невредим;
Врагов мы в прахе не топтали;
Мы не напомним ныне им
Того, что старые скрижали
Хранят в преданиях немых;
Мы не сожжём Варшавы их;
Они народной Немезиды
Не узрят гневного лица
И не услышат песнь обиды
От лиры русского певца.
Но вы, мутители палат,
Легкоязычные витии,
Вы, черни бедственный набат,
Клеветники, враги России!
Что взяли вы?.. Ещё ли росс
Больной, расслабленный колосс?
Ещё ли северная слава
Пустая притча, лживый сон?
Скажите: скоро ль нам Варшава
Предпишет гордый свой закон?
Куда отдвинем строй твердынь?
За Буг, до Ворсклы, до Лимана?
За кем останется Волынь?
За кем наследие Богдана?
Признав мятежные права,
От нас отторгнется ль Литва?
Наш Киев дряхлый, златоглавый,
Сей пращур русских городов,
Сроднит ли с буйною Варшавой
Святыню всех своих гробов?
Ваш бурный шум и хриплый крик
Смутили ль русского владыку?
Скажите, кто главой поник?
Кому венец: мечу иль крику?
Сильна ли Русь? Война, и мор,
И бунт, и внешних бурь напор
Её, беснуясь, потрясали —
Смотрите ж: всё стоит она!
А вкруг её волненья пали —
И Польши участь решена…
Победа! сердцу сладкий час!
Россия! встань и возвышайся!
Греми, восторгов общий глас!..
Но тише, тише раздавайся
Вокруг одра, где он лежит,
Могучий мститель злых обид,
Кто покорил вершины Тавра,
Пред кем смирилась Эривань,
Кому суворовского лавра
Венок сплела тройная брань.
Восстав из гроба своего,
Суворов видит плен Варшавы;
Вострепетала тень его
От блеска им начатой славы!
Благословляет он, герой,
Твоё страданье, твой покой,
Твоих сподвижников отвагу,
И весть триумфа твоего,
И с ней летящего за Прагу
Младого внука своего.
1831 год.
Экспозиция «История артиллерии с середины XIX века до 1917 года».
Поражение в Крымской войне выявило необходимость давно назревших преобразований в Российской империи. Важнейшим из них стала отмена крепостного права в России согласно Указу императора Александра II от 19 февраля 1861 года. Также были проведены судебная, административная и военная реформы.
Реформирование армии и флота затронуло все области военного дела – центральное и местное военные управления, организацию и вооружение войск, подготовку офицерского состава, обучение и воспитание нижних чинов, судебное делопроизводство, медицинскую службу, и т.д.
С января 1874 года Высочайшим манифестом вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Призыву подлежало всё мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Срок действительной службы в сухопутных войсках составлял 6 лет, на флоте – 7 лет.
Зал открывает портретная галерея. В центре портрет императора Александра II, слева от него — портреты двух его родных братьев — генерал-фельдцейхмейстера великого князя Михаила Николаевича и генерал-инспектора инженерных войск великого князя Николая Николаевича Старшего; справа — портреты генерал-майора Ореста Павловича Резвого, генерала от артиллерии Алексея Львовича Дядина и военного министра генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина.
Особую роль Д.А. Милютин отводил реформам в артиллерии.
Но… пока я переходила из зала в зал, не покидала мысль о том, что из года в год, из столетия в столетие, люди придумывали всё более и более изощрённые орудия для уничтожения себе подобных…
Обелиск на месте казни декабристов. Установлен в 1975 году. Архитекторы В. Петров и А. Поляков, скульпторы А. Игнатьев и А. Дема.
Часть 2 — https://elvik-foto.ru/artillery-museum-2/
Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов