Достопримечательности и интересные места
«Бывают дни, когда можно увидеть всю Барселону, не сходя с места. Точка обзора — старая ярмарка в горном массиве Колсерола за городом, известная как Тибидадо. Это странное название восходит к латинской фразе «Я дам тебе» — словам, сказанным дьяволом Иисусу Христу, когда тот поднял Христа на гору и показал ему земные просторы во всей их соблазнительности. Иисус отказался от предложенного дара. Сегодняшнему туристу вовсе не следует поступать так же. Когда погода плохая и над Барселоной висит купол зноя, выхлопные газы машин спрессованы в коричневый смог, тянущийся к морю, и лишь несколько современных небоскрёбов и башни церкви Саграда Фамилия Антони Гауди, подобно оплывающим свечам, пронзают хмурое небо, — тогда и с горы открывается тягостное зрелище. Но уже на следующее утро задувает ветер и уносит грязный воздух, и весь город кажется умытым, обновлённым, девственно чистым.
Барселона — целых три города, очень разных, и самый новый включает в себя тот, что старше, а внутри него — самый старый. По периметру, обозначенному лентами автострад, располагаются индустриальные пригороды, выросшие после 1945 года, при диктатуре Франко. Это продукты безудержного, непланомерного роста 1950-х и 1960 -х годов. На юг они тянутся к реке Льобрегат, а на север – к реке Бесос. Это фабрики и полигоны, а также жилые массивы для сотен тысяч рабочих-мигрантов, наводнивших Барселону и значительно изменивших её социальный облик. Внутри — относящаяся к XIX веку сетка Эйшампле (Расширения), занимающая прибрежные области, где склоны гор спускаются к Средиземному морю. Это Новый город, ковёр с часто повторяющимся узором из площадей и скошенных углов, пересечённый длинными улицами. Всё это было начерчено на бумаге в 1859 году и в основном воплощено к 1910 году. Там, куда вторгается залив, регулярность планировки нарушается, всё приходит в смятение, город становится скоплением беспорядочно толпящихся построек, среди которых возвышаются более старые на вид здания: башни, готические шпили. Это старый город, Барри Готик, Готический квартал. Справа от него — гора Монтжуик (Монжуик). За горой — ровная гладь Средиземного моря, голубая, шёлковая, сверкающая. Море, удалённый от него хребет, равнина, горы — вот из каких элементов состоит этот город.» (Роберт Хьюз, «Барселона»)
Барселона была заложена при императоре Августе как римская колония Барсино (Barcino) по обычному в те времена плану: четырёхугольник с двумя осями, пересекающимися у форума. В бывшем центре, где сейчас площадь Сан Жауме (Plaça de Sant Jaume), всё ещё бьётся сердце города: здесь когда-то стоял храм Августа. Четыре его колонны сегодня можно увидеть в Экскурсионном центре Каталонии (Centre Excursionista de Catalunya).
С V века судьба нынешней Барселоны целых три столетия находилась в руках вестготов. Мавры-мусульмане, сменившие их в 717 г., уже в 801 г. были разбиты франками, и с тех пор город превратился в важный форпост империи Каролингов к югу от Пиренеев и стал правительственной резиденцией графства Барселона.
При Борелле II, в 988 году, графство обрело независимость от франкской империи и стало претендовать на господство над всеми каталонскими графствами. Вплоть до XV века Барселона оставалась столицей конфедерации Арагона и Каталонии. Быстрое развитие морской торговли в этот период превратило Барселону в важнейшую торговую державу на Средиземном море, наряду с Венецией и Генуей. Новое богатство привело к активной строительной деятельности. Импозантными зданиями времён раннего расцвета Барселоны и по сей день можно полюбоваться в Готическом квартале.
Храм Святого Семейства, незавершённое при жизни главное творение Гауди.
Храм Святого Семейства не похож на другие европейские церкви: в его облике отразился присущий каталонца индивидуализм. В формах храма воплотились христианские традиции и оригинальные идеи великого архитектора. Гауди приступил к строительству в 1883 г., и оно стало делом всей его жизни: он прожил здесь 14 лет, и прах его покоится в крипте. При жизни Гауди был завершен только фасад Рождества, после его смерти строительство продолжилось по оставшимся чертежам, но во время Гражданской войны (1936-1939) оригиналы были утрачены и работы приостановлены. В 1954 г. после восстановления первоначального проекта они возобновились и ведутся на пожертвования, хотя споры по поводу достоверности реконструкции не утихают.
«Плюралистичность» Гауди — это в действительности характерный для Испании полистилизм, синкретичность, «соборность», внутренне очень дисциплинированные, органичные, вдохновленные высокой целью и потому обращённые в своеобразную стилевую целостность. Уже одно это отличает его от постмодернизма. Ретроспективистски-утопический романтизм Гауди, его интерес к готике и народному искусству, к ремеслам характерны для «ар-нуво» и близких к нему национально-романтических течений. Они были созвучны почти одновременным исканиям англичан Рескина и У. Морриса, американца Г.-Х. Ричардсона, русских художников круга Абрамцева и Талашкина. У Гауди эти реминисценции были масштабно и конструктивно преобразованы, приобрели крайне индивидуализированную, экспрессивную, свободную от манерности образность.
Архитектура Антонио Гауди была безусловно новой, даже новаторской для своего времени и для своего места. Сын провинциального каменщика, психологически и по образу жизни отшельник, Гауди фактически находился в центре художественной жизни Барселоны, «города наибольших контактов с современной западноевропейской культурой».
Конструкции Гауди опережали своё время необычной геометрией. С конца XIX в. архитектура постоянно обогащается смелыми конструкциями, но композиции футурологов или Аркигрэма техноцентричны, тогда как А. Гауди, используя новые конструкции для расширения образной палитры и решая художественные задачи, ставил во главу угла человека.
Аналогично и его отношение к природе. Подражая ей, он очеловечивал природу, используя её формы не «бионически», а биоподобно, художественно-композиционно. Он и непосредственно воспроизводил их, и извлекал из них необычность геометрии своих конструкций. Его биоморфизм даже шире. Американский архитектор-авангардист 70-х годов Джеймс Уайнз говорил: «Гауди пытался сказать, что здание может стать живым целым, что процесс роста растения можно перенести на процесс роста здания. Эта прекрасная философская идея и делает здание чем-то средним между объектом искусства и архитектурой… здание должно вырастать органически, как природное образование». (Хуан Бассегода Нонель, «Антонио Гауди»)
Дом Аматлье и дом Батльо, два знаменитых образца архитектуры модернизма на Эшампле.
Скульптура «Облако и стул» венчает Фонд Антонио Тапиеса, построенный по проекту Луиса Доменек-и-Монтанера
Дом Батльо работы Антонио Гауди.
В отличие от других творений Гауди, этот дом, построенный для Жозепа Батльо-и-Казановаса на престижной Пассеч-де-Грасия, был переделан из уже существующего здания. Со своим фасадом причудливой формы и фантастическими печными трубами дом был завершён в 1906 году. Это здание символизирует легенду о святом Георгии, поражающем дракона, чешуйчатая спина которого выгибается дугой над главным фасадом. В 2005 году ЮНЕСКО включило его в список Всемирного культурного наследия.
Барселонский собор в центре Готического квартала.
Дракон в стиле ар-деко, когда-то украшал магазин зонтиков.
Легенды Каталонии во многом переплетаются с реальными событиями, рассказывают о битвах с захватчиками, прославляют храбрых рыцарей и прекрасных дам, воспевают верность, честность и благородство.
ЛЕГЕНДА О САНТ ДЖОРДИ (Святой Георгий)
Давным-давно на юге Каталонии около горы Монтбланк жил огромный свирепый дракон, который воровал крестьянский скот, поджигал леса и опустошал поля и сады. Самым ужасным требованием дракона были человеческие жертвы, которых выбирали среди всего населения по лотерее. Однажды выбор пал на королевскую дочь. Королю пришлось смириться с судьбой, и несчастная принцесса, прикованная к скале, с ужасом ждала неизбежной смерти.
Но тут появился Сант Джорди в образе благородного рыцаря и отважно вступил в бой со страшным драконом. После тяжелой битвы дракон упал замертво, а из капель его крови, упавшей на землю, выросли розы, которые Сант Джорди преподнес в подарок спасённой принцессе.
Традиция дарить женщинам розы 23-го апреля, когда отмечается День Сант Джорди, зародилась в Каталонии еще в средневековье и сохраняется до наших дней.
ЧЕТЫРЕ ПОЛОСЫ КАТАЛОНСКОГО ФЛАГА
В этой легенде вновь вымысел переплетается с действительностью и честь появления красно-желтого полосатого флага Каталонии приписывается графу по имени Guifré el Pilós (Гильфред Волосатый). Он происходил от испанских вестготов (визигодов), и именно его считают основоположником династий независимых графов Каталонии. В конце 9-го века империя Марка Хиспаника, созданная Карлом Великим, чтобы противостоять атакам мусульман, распалась на мелкие феодальные угодья, и Гильфред первым среди вестготской знати передал свои земли по наследству детям. До тех пор владельцев территорий назначал король независимо от их происхождения. Гильфреду принадлежали огромные территории в центральной и северной Каталонии, и мусульмане, захватившие плодородные земли в районе Лериды, справедливо опасались грозного противника. В 897г. во время атаки этого города погиб граф Гильфред. Легенда гласит, что в шатер, где умирал граф, вошел французский император и, обмакнув четыре пальца в кровь графа, провел по его золотому щиту, сказав: «С этого момента эти четыре красные полосы станут твоим гербом и печатью».
После брака графа Барселоны с принцессой Арагона в 11-м в. четыре красные полосы на желтом фоне, как напоминание о борьбе с захватчиками, стали флагом арагоно-каталонского королевства.
Могила графа Guifré el Pilós находится в одном из горных монастырей, который считается колыбелью Каталунии.
КОРОЛЕВА СИУРАНЫ
В 12-м веке почти вся территория Каталонии уже вновь была в руках христиан. Исключение составляло лишь только мусульманское королевство Сиурана, расположенное в нынешней провинции Таррагона. Каталонцы пытались завоевать его, чтобы полностью очистить свои земли от неверных. Султанские войска терпели поражение за поражением, и вскоре христиане подошли к самому замку, расположенному на высокой скале, в труднодоступном месте. Не раз христиане начинали осаду крепости, но ни разу не смогли покорить неприступные стены.
Кроме стремления покончить с неверными каталонцы хотели увидеть жену султана Абделазию, славившуюся невиданной красотой и неслыханной гордостью. А султанша, уверенная в недоступности своего замка, спокойно наблюдала за бесплодными попытками христиан овладеть крепостью.
Говорят, что христиане никогда бы не завладели Сиураной, если бы в королевстве не нашелся предатель. Один из богатых членов еврейской общины обещал показать им секретный ход в замок в обмен на обещание защищать жизнь и имущество иудеев после завоевания королевства. Христиане не сдержали своего обещания и, войдя, наконец, в крепость, устроили настоящую резню мусульман и евреев. Предатель спас свою жизнь, но, наблюдая из безопасного места за кровавым зрелищем, навеки проклял новых властелинов, сказав в заклинании, что никогда больше Сиурана не станет богатой и процветающей, и христиане не получат никакой пользы от своей победы.
Абделазия была настолько уверена в собственной безопасности, что даже, когда христиане покорили неприступные стены, продолжала отмечать праздничный банкет под звуки скрещивающегося оружия. Но тут стрела, влетевшая в окно, вонзилась в стол прямо перед гордой султаншей. Красавица, зная, что ее ожидает, попади она в руки христиан, колебалась недолго. Абделазия бросилась в конюшню, где ее ждал верный белый конь. Стрелой промчалась она мимо христиан, пытавшихся задержать ее, выскочила из замка и направила коня к отвесному ущелью, закрыв ему глаза. В последнюю минуту конь понял, что хочет сделать его хозяйка, и вонзил копыта в камень на самом краю отвесной скалы, но не смог удержаться. До сих пор на камне видны следы копыт.
Через несколько дней тело гордой красавицы достали из ущелья и с почестями похоронили в Сиуране, но хотя могилу ее можно посетить и сегодня, говорят, что иногда туманной ночью в ущелье раздаются стоны погибшей красавицы. Раскаявшийся предатель, окаменевший от горя и ужаса и превращенный в скалу, приговорен навеки смотреть на дело своих рук. Действительно напротив развалин замка Сиурана можно видеть большой камень, в котором угадываются черты человеческого лица.
Источник легенд: https://www.barcelona-costabrava.com/
Мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.
Краткие анонсы статей о новых впечатлениях от фотопутешествий можно отслеживать, подписавшись на мой канал в Дзен
Если Вам понравились статьи и фотографии, подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов