Достопримечательности и интересные места
Московская обл., г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1
В Центральном музее ВВС собраны подлинные образцы различных самолётов, вертолётов, авиамоторов, вооружения, средств спасения, относящихся ко всей истории отечественной авиации — от 1909 г. до наших дней.
В 1921-1928 годы состоялся переход Военно-Воздушного флота с военного положения на мирное, началось его возрождение, а потом и развитие в новых условиях. Несмотря на немалые трудности восстановительного периода и сложное экономическое положение страны, авиации уделяли много внимания, делалось всё возможное для её становления и укрепления. Авиационные стройки были поставлены в привилегированное положение, пользовались правом внеочередного снабжения материалами, машинами, рабочей силой. Вчера ещё голодная и раздетая страна начала возводить гигантские авиационные предприятия и новые аэродромы.
Один из них соорудили в Подмосковье, в 40 км восточнее столицы, где раньше находилась большая поляна, окружённая болотами. Однако, для аэродрома места не хватало, поэтому предстояло вырубить сотни хвойных деревьев, выкорчевать пни и кустарники, выровнять поверхность и только после этого заложить на ней бетонные рулежные дорожки и две взлетно-посадочные полосы длиной по 850 м. Они были рассчитаны на взлет и посадку новых в то время 4-моторных тяжёлых бомбардировщиков ТБ-3.
Одновременно нужно было соорудить огромные ангары, а также служебные здания и жилые помещения. Словом, учитывая, что строительной техники в то время не хватало, работа предстояла чрезвычайно трудная. Нужны были пути для подвоза стройматериалов. От железнодорожной станции Щелково стали прокладывать однопутную ветку. Конечную станцию сделали на месте бывшего хутора, владельцем которого был некий Монин, и назвали Монино.
Вскоре на станцию начали прибывать строители аэродрома. Первый отряд состоял из 5000 рабочих, а также нескольких тысяч мобилизованных крестьян с лошадьми и телегами.
Руководил строительством комбриг К.В. Маслов.
Он же одновременно занимался и формированием первой тяжёлой бомбардировочной бригады. Сооружение аэродрома шло быстро и уже в 1932 году на нём начали садиться первые ТБ-3.
В 1940 году в поселке Монино задумали разместить Военно-Воздушную Академию. В это время в Монино уже был первоклассный аэродром, где могла базироваться авиационная эскадрилья академии, классные помещения для занятий, в домах можно было поселить до 1160 семей, а в казарменных помещениях до 2500 человек. Правда, здесь уже находилась школа младших авиационных специалистов и её нужно было перевести на новое место. Все вопросы вскоре были решены в пользу академии.
29 марта 1940 г. Народный Комиссар Обороны Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов подписал приказ, по которому следовало выделить из состава Военно-Воздушной ордена Ленина академии имени профессора Н.Е. Жуковского факультеты: оперативный, командный, заочный командный, штурманский и курсы усовершенствования начальствующего состава ВВС в самостоятельную академию и присвоить ей название «Военно-Воздушная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии».
К концу сентября 1940 г. в академии в основном решили наиболее важные и трудные задачи подготовительного периода. И 1 октября 1940 г. в 9 часов утра перед оживленными слушателями открылись двери аудиторий и начался первый учебный год. В годы Великой Отечественной войны на Монинском аэродроме базировались части действующих Военно-Воздушных сил, в частности, дальние бомбардировщики Ил-4.
Для прохождения лётной практики со слушателями 9 апреля 1943 года при академии создали учебный полк. В связи с тем, что слушателями были лётчики разных родов авиации, 8 октября 1946 года учебный авиационный полк преобразовали в смешанную авиадивизию, в которую входили истребительный, бомбардировочный, штурмовой авиаполки и отдельная транспортная эскадрилья, со всем необходимым для её обслуживания.
Полёты со слушателями академии проводились на аэродроме Монино до 4 апреля 1956 года, когда скоростным самолётам он стал тесен, а удлинять взлётно-посадочную полосу было некуда. И 4 апреля 1956 года аэродром закрыли для эксплуатации, а авиационную дивизию расформировали.
Усилиями первого заместителя главнокомандующего ВВС маршала авиации С.И. Руденко и начальника Военно-Воздушной Академии маршала авиации С.А. Красовского удалось освободившуюся территорию ремонтных мастерских организовать под выставку авиационной техники.
В начале 1958 года приказом по академии образовали внештатную группу специалистов, на которую возложили выполнение реставрации экспонатов и ремонты помещений бывших мастерских для превращения их в музейные залы. Ответственным назначили генерал-майора авиации в отставке Михаила Васильевича Шишкина — известного военного лётчика, участника нескольких войн. В группу, предназначенную для подготовки помещений для музея, вошли Н.И. Амилеев, К.И. Армягова, Б.А. Бердников, П.Г. Васильков, А. Дворецкий, В.П. Зайцев, А.М. Мансуров, В.П. Романова, М.М. Суслов и Н.И. Филиппов.
Основное здание, общей площадью около 4 тыс.кв.м., которое передавалось музею, представляло собой тёплый деревянный ангар с прилегающими к нему помещениями, построенный ещё в 1935 году, а теперь находившийся в полуразрушенном состоянии. Ему и предстояло стать основным экспозиционным залом музея, в котором разместятся самолеты Великой Отечественной войны. Музею отводились и два неотапливаемых ангара общей площадью 4500 кв.м., имевшие столь же неприглядный вид.
Появился приказ №209 Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами «О создании Музея-выставки авиационной техники ВВС при Краснознаменной Военно-Воздушной академии», с которого и началась история музея.
Он гласил:
«Военно-учебные заведения, научно-исследовательские институты, ремонтные предприятия, полигоны строевых частей и соединений ВВС и многие советские учреждения имеют значительное количество авиационной техники, документов, реликвий и различных экспонатов по истории развития авиации, которые со временем приходят в негодность или утрачиваются. В настоящее время назрела острая необходимость собрать в одном месте все сохранившиеся образцы самолетов, двигателей, вооружения, специального оборудования, средств обеспечения полётов, а также документы и реликвийные материалы по истории развития и боевого применения авиации.
Приказываю:
«Создать при Краснознаменной Военно-Воздушной академии музей-выставку авиационной техники Военно-Воздушных Сил. В экспозиции музея-выставки показать развитие и боевое применение отечественной авиации».
На основании этого приказа составили и утвердили разработанный в Военно-Воздушной академии и поначалу весьма скромный штат музея: начальника, его заместителя, одного экскурсовода, 3 научных сотрудников и столько же смотрителей залов.
Начались энергичный ремонт помещений и одновременно приём экспонатов и создание экспозиций. Авиационную технику приходилось ремонтировать, так как она прибывала, как правило, неисправной. Её ремонт провели силами специалистов музея, а в создании экспозиций помогали мастерские Военно-Воздушной академии.
Первым начальником музея стал майор Константин Петрович Данилин из академии, а его заместителем генерал-майор в отставке М.В. Шишкин.
Большие трудности при организации Музея Военно-Воздушных Сил были связаны с поисками старых летательных аппаратов. По этому поводу Главнокомандующий ВВС специальным приказом обязал всех командиров воинских частей и подразделений ВВС передать в создаваемый при академии музей устаревшие образцы авиационной техники и, в первую очередь, самолёты.
К августу 1959 года была закончена подготовка помещения для размещения собранных экспонатов, их подготовили к экспонированию, приобрели и разместили много подлинных исторических материалов и документов.
Все работы по ремонту, получению авиационной техники, вооружения и спецоборудования выполнялись сотрудниками музея.
Большое внимание его созданию уделял начальник академии маршал авиации С.А. Красовский. Помог и приказ Главнокомандующего о передаче музею устаревшей авиационной техники и оборудования.
В 1958 году музей располагал бомбардировщиком Ту-4, истребителями Ла-15 и Ла-11, учебно-тренировочными самолетами По-2, Як-18, одним планером, 20 авиапулемётами и пушками.
Первые руководители музея К.П. Данилин и М.В. Шишкин начали поиски экспонатов. Для этого установили связи с ЦАГИ, Лётно-испытательным институтом имени М.М. Громова, Центральным домом авиации и космонавтики (ЦДА и К) им. М.В. Фрунзе и в 1959-1960 годах из последнего получили самолеты Ла-7, «Вуазен», «Сопвич», Миг-15, а также несколько двигателей.
Пригласительный билет
Тогда же музею передали штурмовик Ил-10, авиалайнер Ил-12, бомбардировщик Ту-12, истребитель МиГ-9, многоцелевой самолёт АНТ-2, гондолу стратостата «СССР-1».
И вот, 23 февраля 1960 года музей ВВС был открыт для посетителей. В нём имелось 586 единиц хранения, из них 14 самолетов.
Пригласительный билет
В 1961 году начальником музея стал генерал-майор в отставке Алексей Иванович Щербаков. С первых и до последних дней участвовал в Великой Отечественной войне. После неё командовал авиационной дивизией, корпусом, возглавлял факультет в Военно-Воздушной Академии.
К началу 70-х годов музей приобрел популярность и директивой Главного штаба Вооруженных Сил СССР от 30 января 1971 года монинскую выставку авиационной техники ВВС преобразовали в «Музей Военно-Воздушных Сил СССР». Новый этап в его истории начался с 1972 года, когда его начальником стал С. Я. Федоров.
Генерал-лейтенант авиации Сергей Яковлевич Федоров — удивительной судьбы человек. Родился в 1910 году. На его глазах строился Красный Воздушный Флот. Принимал участие в строительстве Комсомольска-на-Амуре. В 1939 году помогал китайскому народу защищаться от японских милитаристов. С первых до последних дней Великой Отечественной войны находился на фронте, выполнил 50 боевых вылетов в составе Дальней бомбардировочной авиации. 40 лет отдал службе в рядах Советской Армии. С 1972 года по 1989 год проработал начальником музея ВВС. После ухода с должности остался в нём экскурсоводом.
На начало 1970 года коллекция летательных аппаратов насчитывала около 40 единиц. Причём отсутствовали такие сыгравшие большую роль в войне самолеты, как истребители конструкторского бюро А.С. Яковлева. Из 36 тыс. выпущенных машин этой фирмы в музее не было ни одного! Как и бомбардировщиков С.В. Ильюшина, а также лучшего в мире бронированного штурмовика Ил-2, скоростного бомбардировщика АНТ-40 (СБ), тяжелых бомбардировщиков А.Н. Туполева и многих других не менее известных машин.
В поиске утраченных машин музею помогали группы энтузиастов-поисковиков. Они составили карты-схемы обнаруженных самолётов, изучили их состояние, возможность эвакуации и восстановления. И эта работа принесла успехи.
Часть найденных ими самолётов была восстановлена и теперь находится в экспозиции. Это бомбардировщик ДБ-3 конструкции С.В. Ильюшина, его же знаменитый бронированный штурмовик Ил-2, скоростной бомбардировщик СБ, истребитель Як-9 ОКБ А.С. Яковлева. Известны места, где лежат ещё четыре с лишним десятка старых самолетов, и сотрудники музея изучают данные о них, а также возможность эвакуации и восстановления.
В конце 1989 года начальником музея ВВС был назначен генерал-лейтенант авиации в отставке В.А. Горбачев.
Генерал-лейтенант авиации в отставке В.А. Горбачев
За 1990 г. была проделана большая работа по расстановке самолётов в ангарах и на открытой площадке. Их разместили по конструкторским бюро и в хронологическом порядке, после чего музей приобрел новый вид.
18 июня 1992 года вышла директива Генерального штаба о том, что упраздняется гражданская должность начальника и его заместителя, а вводится военная. Начальником музея стал полковник В.Н. Толков.
25 июля 1996 г. Приказом Министра обороны Российской федерации его место занял подполковник А.Ю. Яблонских.
В феврале 2000 года начальником музея ВВС был назначен полковник А.В. Гончаров.
Использованы материалы сайта https://cmvvs.ru/
Мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.