Достопримечательности и интересные места
Саки, Крым – Балаклава – Севастополь
В Севастополе мы были неоднократно, а в Балаклаве не были ни разу, тем более что там есть очень интересный музей.
Военно-исторический музей фортификационных сооружений, Балаклавский подземный музейный комплекс.
г. Севастополь, Балаклавский р-н., Таврическая наб., 22 Тел. +7(8692)63-75-90
Музейный комплекс | 9:00 до 21:00 |
Работа касс | 9:00 до 19:00 |
Время последней экскурсии (проход через входной турникет) | 19:30 |
Санитарный день — последний понедельник каждого месяца
Балаклава соответствовала всем военно-стратегическим и гидрологическим требованиям строительства крупного подземного комплекса. Толща скального грунта над сооружением обеспечивала защиту при нанесении ядерного авиационно-бомбового удара. Выбор места соответствовал необходимому условию маскировки – вход в Балаклавскую бухту практически не виден с моря, да и сам город скрыт горным рельефом. Западный берег бухты имеет необходимые удобные подъездные пути.
Именно в Балаклавской бухте началось экспериментальное строительство первого в СССР комплекса подземных сооружений для укрытия и ремонта подводных лодок, подготовки и хранения торпедного оружия, ядерных боеприпасов, топлива и укрытия личного состава.
Объект 825 ГТС
В конце 40-х годов XX столетия в СССР, после ядерной бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки, была принята «Комплексная программа по защите основных военных и промышленных объектов от последствий применения ядерного оружия». Программой предусматривалось проведение мероприятий по укрытию населения и важных объектов Севастополя и Черноморского флота. На реконструкцию уже имеющихся в городе подземных сооружений и строительство новых, правительством было выделено 322 миллиона советских рублей.
В 1953 году Советом Министров СССР был утверждён проект подземного сооружения, разработанный Ленинградским государственным проектным институтом «Гранит». В 1954 году в соответствие с директивой начальника морского Генерального штаба в Балаклаве, военным горно-строительным отрядом началось строительство противоатомного подземного комплекса 1-й категории устойчивости, общей площадью 15 тысяч квадратных метров.
Сложное фортификационное сооружение создавалось подземным способом в толще горы, что давало возможность врезать входы в сооружение в горные склоны и развивать сеть подземных галерей на заданной глубине от поверхности земли.
В соответствие с проектом в состав противоатомного подземного комплекса должно было войти несколько автономных объектов:
— объект 825 ГТС «гидротехническое сооружение» — укрытие для подводных лодок и экипажей – специальный цех судоремонтного завода с сухим доком;
— минно-торпедная часть, предназначенная для приготовления и проверки торпед;
— топливное хранилище, ёмкостью 9,5 тысяч тонн.
В 1958 году проект подземного комплекса был доработан и дополнен новым подземным объектом — ремонтно-технической базой (арсенал для хранения и подготовки ядерных боеприпасов).
Работы по созданию подземного комплекса велись в три смены, т.е. работали круглосуточно. Прокладка тоннелей производилась с помощью взрывов направленного действия. В толще восточного склона горы Таврос были построены подземные дороги, шлюзовые камеры, цеха завода, арсенал, хранилища горючего, кабинеты, причалы, глубоководный канал, сухой док, и уже в 1961 году в доке стояла первая ПЛ.
Во времена холодной войны, это был засекреченный объект, где была сформирована воинская часть 90989 — ремонтно-техническая база ЧФ допущенная к приёму, закладке и технической эксплуатации Комиссией Министерства обороны СССР 16 июля 1959 года, которая подчинялась командующему Черноморским Флотом, а по техническим вопросам — начальнику 6-го отдела ЧФ. Часть занималась ядерно-техническим обеспечением ударных сил Черноморского флота – кораблей и береговых ракетных полков.
Основными задачами РТБ являлись:
— Прием ЯБП (ядерные боеприпасы) с центральных баз Министерства Обороны.
— Хранение и техническое обслуживание ЯБП.
— Подготовка к боевому применению ЯБП.
— Обеспечение надводных кораблей, подводных лодок и береговых ракетных частей ЧФ ядерным оружием.
Создание новой воинской части происходило в военном городке по ул. Строительной, где в 1959 году были возведены административно-хозяйственные здания, гараж, казарма для личного состава. Вся прибывающая техника для РТБ направлялась в административно-хозяйственный городок.
В конце лета в в/ч 90989 были сформированы 2 бригады военных инженеров под командованием капитана 1 ранга Кабанова и капитан-лейтенанта Забудько. Каждая бригада состояла из 5 человек: начальника группы — старшего инженера (категория — капитан 3 ранга), 2-х инженеров группы сборки (категория капитан-лейтенант), 2-х младших инженеров (категория — старший лейтенант). Офицеры сразу направлялись на обучение в Московскую область.
В конце 1959 г. штат новой части был полностью укомплектован, на объект прибыли около 30 офицеров с полигона «Новая Земля».
Первым командиром в/ч 90989 приказом Главнокомандующего ВМФ СССР был назначен капитан 1 ранга Недовесов Н.И., прибывший с полигона «Новая Земля». Помощником командира по режиму и охране РТБ был назначен капитан Исаков Г. И., заместителем по политической части – капитан 2 ранга Петров И. К., начальником финансовой службы — старший лейтенант Лебедь М. Н.
Подземный канал
СМПЛ «Тритон 1М»
Сухой док
Противоударные, защитно-герметические двери арсенальной зоны. Вход в арсенал и выход из него в сторону водного канала защищался специальной шлюзовой камерой с двумя типами дверей — противоударными и защитными герметичными. Ворота двустворчатые арочные предназначены для перекрытия проёма размером 3000 х 2800 мм и восприятия давления Р=60 кгс/см2. Общий вес одной створки ворот с бетонным наполнением составляет 10000 кг (10 т). Данная конструкция была спроектирована в Государственном проектном институте № 1 ВМФ «Гидростальпроект» в Ленинграде в 1959 г.
Ворота представляют собой сварные из листовой стали и проката створки, заполненные бетоном марки «М500» и подвешенные на петлях к закладной раме. Для поглощения кинетической энергии удара и обеспечения равномерной передачи давления от створок на закладную раму, на торцевых опорных поверхностях створок ворот закреплены алюминиевые прокладки.
На двери расположено задраивающее устройство, рассчитанное на отрицательное давление Р=10 кг/см2, приводы которого выведены на обе стороны створок. На задраивающем устройстве предусмотрены сейфовые замки. Каждая створка имеет самостоятельный электрический привод, состоящий из электродвигателя, редуктора и червячной пары, передающей вращение на оси нижних петель. При нормальной эксплуатации открывание и закрывание створок дистанционное. Аварийное открывание створок ручное и осуществляется через второй вал электродвигателя.
Максимальный зазор между плоскостями створок и рамы не превышает 1-2 мм.
Заполнение бетоном створок ворот производилось на месте, после установки их в рабочее положение, слоями высотой не более 500 мм с тщательным вибрированием каждого слоя, гарантирующим заполнение всей внутренней полости без раковин. Перед бетонированием под каждую створку подводились прокладки и клинья, полностью принимающие всю нагрузку от веса створки с жидким бетоном и исключающие передачу этой нагрузки на петлю. Подкладки и клинья разрешалось убирать из-под створок только при достижении бетоном 70 % проектной прочности.
Отверстия в верхнем ригеле ворот, оставленные для бетонирования створок, заваривались. Материалы металлических элементов створок — углеродистые стали. Материал прокладок – алюминий. Общий вес металлоконструкций одной створки ворот, включая вес сварных швов, составляет 2371,86 кг.(2,371 т) Общий вес механизма открывания на одну створку (двигатель, редуктор, червячная передача) составляет 1180 кг.(1,18 т)
На сайте музея очень много интересной информации.
Источник: http://muzey-sevastopol.com/820
Музей оставляет незабываемые ощущения, жалко, что время посещения ограничено и нельзя походить по помещениям без экскурсии, потому что с экскурсоводом нам не повезло.
Затем мы отправились в Севастополь, где находится музейный комплекс «Михайловская батарея».
Нахимовский р-н, Северная сторона, ул. Громова 35/1
тел. +7 978 062 29 91
Время работы:
Ежедневно с 09:00 до 18:00
Экскурсии каждый час* 9:00, 10:00, 11:00, 12:00,
13:00, 14:00, 15:00, 16:00,17:00
Санитарный день –
последний понедельник месяца
Музей размещен в одном из сохранившихся фортов середины XIX века. Михайловская батарея была построена в 1845 году по проекту инженер-полковника Бюрно. Позже проект был дополнен инженерами Фелькерзамом и Павловским. Михайловская батарея защищала Севастопольскую бухту от вражеских кораблей. Северный фланг крепости был предусмотрен также для отражения атак с суши.
Здесь представлена частная коллекция «Музея Шереметьевых». Основная часть экспозиции посвящена Крымской (Восточной) войне 1853-1856 гг., в музее также представлены экспонаты, которые относятся и к другим периодам. Гражданская война, Первая мировая, Великая Отечественная.
Весь музей в целом сделан так, чтобы максимально воспроизвести интерьер фортификационного сооружения середины XIX века.
18 голландских печей, расставленных по всей анфиладе, деревянный пол, фонари – всё для того, чтобы посетители чувствовали себя в той крепости, в которой служили родине русские солдаты полтора века назад.
Огромное орудие – однопудовый длинный Единорог – установлен на своем историческом месте, для которого специально был воссоздан по оригинальным чертежам поворотный крепостной лафет.
Экспозиционные залы расположены в четком тематическом и хронологическом порядке. Таким образом, посетители невольно совершают путешествие во времени, начиная от основания города и заканчивая победой в Великой Отечественной войне. Орудия, холодное и огнестрельное оружие, награды, мундиры, детали амуниции, оригинальные документы, фото- и литографии, предметы быта.
История Михайловской батареи
Уникальное военно-стратегическое значение Ахтиарской бухты первым оценил великий русский полководец А. В. Суворов. С его именем связано основание и развитие города-крепости, по его приказу на берегах бухты были возведены первые земляные батареи. Удобная для стоянок кораблей бухта врезалась в юго-западную часть Крымского полуострова на восемь километров. Ее обрывистые берега хорошо защищали корабли от северного ветра, а первые от входа в бухту шесть каменных мысов южного и северного берега сама природа создала для строительства береговых казематированных батарей.
Полвека спустя на месте первых земляных укреплений приступили к строительству каменных береговых батарей. Строительный камень добывали в каменоломнях Килен-балки и Каменоломенном овраге. План укреплений крепости разработал инженер-полковник К.И. Бюрно. В ходе строительства крепости проект несколько раз дополнялся инженер-полковником Фелькерзамом и инженер-полковником Павловским.
В 1846 году основные строительные работы по созданию Михайловской казематрированной батареи были завершены. Батарея представляет собой П-образную двухъярусную береговую приморскую крепость, с центральным корпусом и двумя боковыми крыльями, расположенными к нему под углом в 100 градусов. Общая длина крепости (форта) с северным и южным флангами составляет 205 метров. Наружные стены имеют толщину 1,8 метра. В тыловой части (горжи) оборудована оборонительная стена и ров. К внутренним углам дворовых фасадов примыкали две 3-х ярусные башни-барбеты, оборудованные амбразурами. До наших дней сохранилась только одна башня.
Батарея была оборудована двумя ядрокалильными печами для 24-фунтовых ядер. Планировка внутренних помещений для размещения личного состава батареи анфиладная, общий коридор связывает между собой смежные казематы на обоих ярусах. Несмотря на целый ряд реконструкций, внутренние интерьеры батареи до наших дней сохранили свой вид.
Накануне Крымской войны 1853-1856 гг. на вооружении батареи имелось 77 орудий.
64 орудия могли вести огонь по рейду, при этом угол обстрела составлял 50°. В боевых действиях Крымской (Восточной) войны батарея участия не принимала, в это время ею командовал капитан-лейтенант Н.Ф. Андреев.
Для сообщения между Южной и Северной сторонами города через бухту к деревянному причалу Михайловской батареи был возведен наплавной мост. В период 14 июля — 15 августа 1855 года около двух сотен моряков и плотников вместе с ратниками 45-й дружины Курского ополчения и саперами 4-го батальона навели 86 плотов, каждый длиной 13 метров, шириной — пять метров. Плоты удерживались якорями. Общая длина моста составляла 960 метров, при ширине 11 метров. Руководил строительством моста начальник инженеров Крымской армии генерал-лейтенант А.Е. Бухмейер. 27 августа (8 сентября) 1855 года основная часть защитников Севастопольского гарнизона, с западной части Николаевского мыса (начало моста) переправились по наплавному мосту на Северную сторону. Генерал-майор А.П. Хрущёв в сопровождении капитана И.Г. Воробьёва последним покинул южную часть города. 16 августа после завершения переправы всех русских войск на Северную строну, мост развели. Михайловская батарея приняла в свои казематы раненных, больных, вывезенное имущество, документы русской армии.
После окончания Крымской войны казематы батареи использовали под складские помещения, позже в них дислоцировалась отдельная часть Севастопольской крепостной артиллерии. В 1920 году в период командования бароном П.Н. Врангелем Вооружёнными силами юга России, Михайловская батарея использовалась для размещения курсов артиллеристов. После Гражданской войны помещения батарея служили казармой для красных военморов. В июне 1942 года Михайловская батарея вместе с Константиновской стали последними рубежами обороны Северной стороны города. Моряки-черноморцы оборудовали в казематах второго яруса пулеметные точки. Под командованием капитана Р. Хайрулина трое суток они сдерживали натиск врага и только по приказу командования в ночь на 24 июня 1942 года защитники батареи переправились на Южную сторону.
В советское время казематы и территория Михайловской батареи занимал шхиперо-технический склад ЧФ. Здесь на двух ярусах батареи хранилось более тысячи наименований различной шхиперской номенклатуры: краски, растворители, технический спирт, ветошь, флаги и другая флотская мануфактура, включая паруса и др. Во дворе батареи на оборудованных площадках в стеклянных 20-литровых емкостях хранилась серная и синильная кислота, кислородные баллоны и другие СДЯВ. В 1989 году по приказу командующего ЧФ все сильнодействующие ядовитые вещества были вывезены с территории батареи на Мекензиевые горы. После раздела советского Черноморского флота в 1996 году Михайловская батарея как военный городок была передана ВМС Украины. В 2014 году Михайловская батарея стала северной экспозиционной площадкой Военно-исторического музея фортификационных сооружений Российской Федерации.
«Новороссийск» — советский военный корабль, линкор Черноморского флота ВМФ СССР. До 1948 года корабль входил в состав итальянского ВМФ под названием «Джулио Чезаре» (Giulio Cesare). Затонул на севастопольском рейде 29 октября 1955 года; в катастрофе погибло 829 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры.
Музей можно посетить без экскурсии.
На обратном пути опять заехали во Фрунзе, чтобы отдохнуть и искупаться в море. По дороге, недалеко от Сак, остановились, чтобы сходить на рынок, где купили неплохих арбузов, вкусных розовых помидор и сетку лука. Когда упаковывали лук в коробку, обнаружили, что он был плохо просушен и начал загнивать, пришлось большую часть выбросить. Чеснок почему-то продавали прошлогодний. Так что глаз да глаз нужен при покупке продуктов на рынке.
На следующий день мы решили съездить в Евпаторию, чтобы посетить дельфинарий и аквариум.
Продолжение следует …
Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов