Достопримечательности и интересные места
Санкт-Петербург, Петроградская набережная.
http://navalmuseum.ru/filials/cruiser_aurora
Открытие филиала Центрального военно-морского музея на крейсере «Аврора» состоялось в 1956 году, это был первый в нашей стране корабль-музей.
Крейсер принял участие в трёх войнах, в Февральской и Октябрьской революциях 1917 года.
Вступив в 1903 году в строй боевых кораблей Российского императорского флота, крейсер с честью пронёс Андреевский флаг, а затем Военно-морской флаг СССР через многие моря и океаны.
Крейсер «Аврора» — участник беспримерного в мировой истории похода на Дальний Восток 2-й Тихоокеанской эскадры, свидетель трагического для Российского флота Цусимского сражения 14–15 мая 1905 года, участник Первой мировой войны на Балтике, защитник Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Залечивший военные раны корабль был поставлен в 1948 году на вечную стоянку у Петроградской набережной, напротив созданного четырьмя годами ранее Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. «Аврора» стала учебной базой для воспитанников училища. Будущие офицеры флота получали здесь основные морские навыки. В 1950 году на крейсере началось создание корабельного музея. 5 июля 1956 года согласно директиве Главнокомандующего Военно-Морским Флотом на «Авроре» образован филиал Центрального военно-морского музея. Первым начальником филиала стал заслуженный офицер флота, капитан 2 ранга Б. В. Бурковский, который руководил работой музея более двадцати лет.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года крейсер «Аврора» был включён в число памятников, охраняемых государством.
В 1984–1987 годах «Аврора» прошла капитальный ремонт и реставрацию на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова (ныне ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь»). На корабле в шести залах разместилась экспозиция, посвящённая революционному и боевому прошлому легендарного крейсера. Музей стал одним из самых посещаемых жителями и гостями города, в том числе многочисленными зарубежными делегациями и иностранными туристами.
Заслуженной оценкой легендарного корабля стало внесение его в Золотую Книгу Санкт-Петербурга как исторического памятника морской столицы России и Военно-Морского Флота. Крейсер «Аврора» состоит в Международной ассоциации кораблей-музеев.
В 2016 году «Аврора» обрела новую жизнь после почти двухлетнего ремонта на Кронштадтском Морском заводе.
Крейсер «Аврора» сегодня — это находящийся на плаву корабль, на котором работают системы и механизмы, обеспечивающие его жизнедеятельность в течение 20 суток в автономном режиме. По сути, став кораблём-музеем, он сохранил и ряд функций действующего боевого корабля: на нём имеется военный экипаж во главе с командиром, который обеспечивает эксплуатацию крейсера и его надлежащее техническое состояние.
Источник: http://navalmuseum.ru/filials/cruiser_aurora/history
Основные вехи истории
23 мая 1897 года — крейсер I ранга «Аврора» заложен на верфи «Новое Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге.
11 мая 1900 года — спущен на воду.
16 июля 1903 года — введён в состав Балтийского флота.
1905 год — участвует в Цусимском сражении во время Русско-Японской войны.
1906–1914 годы — в качестве учебного корабля совершает дальние заграничные походы.
1914–1916 годы — участвует в боевых действиях на Балтийском море в период Первой мировой войны.
1916–1918 годы — проходит ремонт на Франко-Русском заводе в Петрограде.
25–26 октября (7–8 ноября по новому стилю) 1917 года — моряки крейсера участвуют в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде.
1918–1923 годы — находится в резерве.
1923–1941 годы — учебно-боевой корабль, кузница кадров ВМФ.
2 ноября 1927 года — Постановлением ВЦИК СССР крейсер «Аврора» награждён орденом Красного Знамени.
1941-1944 годы — участие в Великой Отечественной войне и героической обороне Ленинграда.
1944–1948 годы — проходит ремонт и переоборудование для использования в качестве учебной базы Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.
17 ноября 1948 года — крейсер «Аврора» был поставлен на вечную стоянку в Ленинграде у Петроградской набережной.
До 1956 года использовался как учебная база Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.
В 1956 году на крейсере «Аврора» был открыт корабельный музей как филиал Центрального военно-морского музея.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года крейсер «Аврора» взят под государственную охрану.
В 1961 году в связи с реорганизацией Нахимовского военно-морского училища крейсер «Аврора» передан в Ленинградскую военно-морскую базу.
22 февраля 1968 года — Указом Президиума Верховного Совета СССР крейсер «Аврора» награждён орденом Октябрьской Революции.
18 августа 1984 года — переведён для ремонта на Ленинградский судостроительный завод имени А. А. Жданова.
16 августа 1987 года — вновь занял своё место на вечной стоянке у Петроградской набережной.
1 декабря 2010 года — включён в состав ЦВММ.
Май 2013 года — возвращён в состав ВМФ.
4 июня 2013 года — Министром обороны Российской Федерации утверждено техническое задание на ремонт крейсера «Аврора». Цель выполнения работ – восстановление технического состояния крейсера для использования его в качестве корабля-музея.
21 сентября 2014 года — переведён для ремонта на Кронштадтский Морской завод.
16 июля 2016 года — вновь занял своё место на вечной стоянке у Петроградской набережной.
Музей состоит из шести тематических залов:
Зал № 1. История крейсера «Аврора».
Зал №1 теперь расположен в том месте, где раньше находились карцер, службы боцманской команды и другие подсобные помещения. Сейчас отсюда начинается экспозиция корабельного музея. На левом и правом бортах представлены живописные полотна, написанные художниками-маринистами Центрального военно-морского музея и отображающие важнейшие этапы боевого пути корабля.
Зал № 2. Служба и быт личного состава Российского флота на рубеже XIX–XX вв. (на примере крейсера «Аврора»).
Экспозиция второго зала представлена на батарейной палубе корабля, где когда-то размещались матросские кубрики.
Экипаж «Авроры» после вступления крейсера в строй состоял из 570 человек: 20 офицеров и 550 нижних чинов. Офицеры размещались в каютах кормовой части корабля, а матросы жили в кубриках, спали на подвесных койках, которые можно видеть в экспозиции на заднем плане. Здесь матросы и питались, сидя за подвесными столами. В витринах находятся личные вещи команды корабля, позволяющие получить представление о быте военных моряков того времени.
Зал № 3. История «Авроры» конца XIX — начала XX в.в.
В зале представлены материалы, рассказывающие об организации морского ведомства в России со второй половины ХIХ столетия и до начала ХХ века.
В экспозиции зала представлены материалы, посвящённые переходу 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток и Цусимскому сражению 14–15 мая 1905 года, в котором «Аврора» участвовала в составе второго крейсерского отряда. В ходе боя геройской смертью погиб командир «Авроры» — капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев. В зале экспонируется его уникальный фотопортрет в раме из досок обгоревшей палубы и искореженного металла.
Также размещены материалы о возвращении «Авроры» в Россию, модернизации крейсера на основе опыта Русско-японской войны, переоборудовании в учебный корабль.
Зал № 4. Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война, служба крейсера «Аврора» в межвоенный период.
В экспозиции зала представлены материалы об отечественном кораблестроении, морской науке накануне Первой мировой войны, участии крейсера «Аврора» в событиях этой войны, в Февральской и Октябрьской революциях 1917 года и службе корабля в советское время до начала Великой Отечественной войны.
Зал № 5. Великая Отечественная война. Крейсер «Аврора» в послевоенное время. Учебная база Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Ремонтные и реставрационные работы на крейсере «Аврора».
Экспозиция зала №5 посвящена участию «Авроры» в Великой Отечественной войне и обороне Ленинграда, а также послевоенному восстановлению крейсера и его службе в составе Военно-Морского Флота вплоть до настоящего времени.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Пять зенитных орудий и часть команды крейсера «Аврора» были направлены на вооружение кораблей Чудской военной флотилии, и артиллеристы стали первыми моряками-авроровцами, отражавшими гитлеровское нашествие. Позднее с корабля были сняты все десять орудий калибра 130 мм. Одно орудие разместили на бронепоезде «Балтиец», девять установили между Вороньей горой и Киевским шоссе. Моряки-авроровцы батареи «А» («Аврора») вели огонь по наседавшим на Ленинград немецко-фашистским захватчикам.
Зал № 6. «Аврора» — корабль-музей. Подарки крейсеру. Голографические копии моделей кораблей.
В экспозиции зала №6 размещены подарки крейсеру «Аврора» и расположены голографические копии моделей кораблей из собрания ЦВММ.
Устройство корабля
Тактико-технические элементы корабля в настоящее время следующие: наибольшая длина 126,8 м., ширина 16,7 м., осадка 5,6 м. Водоизмещение 5760 т. Вооружение: 152-мм. орудий системы Канэ — 14, 76-мм. орудий системы Лендера — 2, салютных пушек 21К калибра 45 мм. — 2.
Крейсер «Аврора» — последний корабль в серии крейсеров I ранга типа «Диана» («Паллада», «Диана» и «Аврора»), построенных в Санкт-Петербурге в 1897–1903 годах. Конструктивный тип — бронепалубный крейсер. Своей архитектурой, размещением оборудования, компоновкой помещений, конструкцией корпуса «Аврора» существенно не отличалась от бронепалубных крейсеров своего времени. Корабль имеет три палубы — верхнюю, батарейную и броневую — так называемую карапасную. По периметру броневой палубы, над её скосами, идёт платформа, обрамляющая вдоль бортов и в оконечностях её горизонтальные участки. Ещё две платформы (по одной в носовой и кормовой оконечностях) находятся в трюме. Внутреннее пространство трюма делится на отделения 13-ю поперечными переборками.
Наружная обшивка корпуса со времени постройки состояла из стальных листов толщиной 10–13 мм. Вертикальный киль высотой 1 м. имел толщину 11 мм. Горизонтальный киль выполнен в два слоя: внутренний — толщиной 10–13 мм. и наружный — 14–16 мм. В подводной части корпус был обшит 102-мм. тиковыми досками и поверх них — медными листами толщиной 1 мм. Штевни отлили из бронзы. Второе дно простиралось от 22-го до 98-го шпангоута.
Настилы палуб и платформ имели толщину от 5 до 19 мм., во внутренних помещениях стальной настил покрывался линолеумом. Тиковые доски верхней палубы были толщиной 76 мм., палубы бака — 64 мм. Толщина тикового настила в районе шпилей равнялась 144 мм., а вокруг орудий верхней палубы, кнехтов и битенгов настелили 89-мм. дубовые доски.
Броневые плиты, уложенные поверх стального настила броневой палубы, имели толщину 38 мм. в горизонтальной части, на скосах 51 и 63,5 мм. на скосах у борта, гласисы машинных люков — 25,4 мм. Кожухи дымовых труб, шахты элеваторов, приводы систем управления над броневой палубой прикрывались 38-мм. броневой защитой. Труба из боевой рубки в центральный пост имела 89-мм. стенки. Броня барбета боевой рубки и траверзный лист, прикрывавший вход в рубку, были толщиной 152 мм. За кормовой рубкой, поперёк верхней палубы установили защитный траверз из 16-мм. стальных листов.
Артиллерийское вооружение корабля первоначально состояло из восьми 152-мм. орудий и двадцати четырех 75-мм. орудий системы Канэ, восьми (установленных на марсе и мостиках) одноствольных 37-мм. орудий Гочкиса и двух десантных 63,5-мм. пушек Барановского. Общий боезапас 152-мм. орудий составлял 1414 выстрелов и размещался в четырёх погребах. Заряжание было раздельное: снаряды бронебойные, фугасные и шрапнельные массой 41,4 кг. и пороховой заряд в гильзах. Унитарные патроны к 75-мм. орудиям (снаряды только бронебойные массой 4,9 кг.) общим количеством 6240 штук хранились в восьми погребах. Боезапас 37-мм. пушек и пушек Барановского составлял соответственно 3600 и 1440 патронов. Беседки со снарядами и гильзами к 152-мм. орудиям и беседки с патронами к 75-мм. орудиям при помощи лебёдок с электрическими приводами через элеваторы подавались на верхнюю и батарейную палубы и по монорельсовым направляющим развозились к орудиям. Системы управления артиллерийским огнём изготовили на Петербургском электромеханическом заводе «Н. К. Гейслер и К°».
Вооружили крейсер и торпедными аппаратами: одним надводным в форштевне и двумя, установленными побортно, подводными. Боезапас составлял восемь 381-мм. самодвижущихся мин Уайтхеда (торпед) образца 1898 года. В минное вооружение включались и сферические мины заграждения: 35 хранившихся в трюме мин предназначались для постановки с плотиков или гребных шлюпок и паровых катеров корабля.
Крейсер имел три паровые трехцилиндровые машины тройного расширения суммарной мощностью 11 610 л. с., которые обеспечивали скорость хода 19,2 уз. (35,6 км/ч). Движителями являлись три трёхлопастных бронзовых винта диаметром 4,1 м. Средний винт имел левое вращение, крайние винты вращались «внутрь»: правый — влево, левый — вправо.
Двадцать четыре паровых котла системы Бельвиля (впоследствии заменённые на котлы Бельвиля-Долголенко) размещались в трёх котельных отделениях. Общая нагревательная поверхность котлов — 3355 кв. м., рабочее давление — 17,2 атмосферы. Над каждым из котельных отделений устанавливалась дымовая труба диаметром 2,7 м. и высотой от уровня колосниковых решёток 27,4 м.
Корабельные цистерны вмещали 332 т. пресной воды для котлов и 135 т. для бытовых нужд. Запас воды пополнялся двумя опреснительными установками системы Круга суммарной производительностью 60 т. воды в сутки.
Топливо для котлов размещалось в находящихся в междубортном пространстве у котельных отделений 24 угольных ямах. Между броневой и батарейной палубами вдоль машинных отделений в восьми угольных ямах хранился запас топлива. Нормальный запас угля составлял 800 т., полный — 972 т., которого хватало на 4000 миль плавания со скоростью 10 уз.
Крейсер оснастили паровыми динамо-машинами общей мощностью 336 кВт., вырабатывавшими постоянный ток напряжением 105 В. Основными потребителями электроэнергии были шпилевая и рулевая машины, вентиляторы систем вентиляции, лебёдки элеваторов, грузовых стрел и выгрузки шлака из котельных отделений, прожекторы, лампы накаливания, стиральная машина и тестомешалка. Электрический рулевой привод для «Авроры» изготовила фирма «Симменс и Гальске». Вращение баллера руля осуществлялось паровой машиной или вручную. Посты управления рулевыми приводами находились в ходовой и боевой рубках, центральном боевом посту, на кормовом мостике, в румпельном отделении. Перо руля изготовили из бронзовой рамы, заполненной тиковым деревом, защищённым поверх тонколистовой медью.
Выборка якорных цепей и швартовных концов осуществлялась двумя якорными и двумя швартовными шпилями, приводившимися во вращение электрической шпилевой машиной. Первоначально предусматривалось оснастить корабль адмиралтейскими якорями массой 4,6 т., но в 1898 году приняли решение использовать более современные якоря Холла. «Аврора» стала первым крупным кораблём отечественного флота, оснащённым якорями этой системы.
В состав шлюпочного вооружения входили два паровых катера, по одному 18- и 16-вёсельному баркасу, по одному 14- и 12-вёсельному катеру, по два 6-вёсельных вельбота и яла. Они подвешивались на шлюпбалках, крепившихся к корпусу корабля.
На корабле была установлена водоотливная система суммарной производительностью 2900 т. в час, а также другие общепринятые судовые системы и устройства. По уровню механизации и электрификации оборудования крейсера типа «Диана», к которому относилась «Аврора», превосходили ранее построенные в России корабли этого класса.
Корабельные жилые помещения рассчитывались на 570 человек экипажа, а также на флагмана соединения и офицеров его штаба.
Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов