Паровозное депо «Подмосковная»

               Достопримечательности и интересные места
     
     Историческая площадка «Паровозное депо Подмосковная»
     Станция МЦД-2 «Красный Балтиец»
     г. Москва, 2-й Амбулаторный пр., 8А

depot1

     В Москве очень много всевозможных железнодорожных объектов: вокзалов, депо, мастерских, музеев, исторических площадок, старинных зданий станций, и т.д.
Начнём же мы путешествие по музеям и площадкам со старинной станции «Подмосковная», которая находится на севере столицы.

depot2

depot3

depot4

     2 июля 1901 года на Московско-Виндаво-Рыбинской (МВР) железной дороге, которая соединяла Москву с портами Балтийского моря, состоялось торжественное открытие станции «Подмосковная» и паровозного депо – одних из старейших на столичной магистрали. На их базе создан музейно-производственный комплекс, не имеющий аналогов в России: здесь музейная экспозиция совмещается с ремонтом и эксплуатацией действующих паровозов.
     Новая железная дорога проходила по маршруту Москва — Ржев — Великие Луки — Митава — Виндава (сейчас этот города называется Вентспилс). Движение хотели запустить к 1901 году, но не успели достроить Виндавский вокзал (сейчас он называется Рижским). Поэтому принимать поезда решили на ближайшей готовой станции. Это и была «Подмосковная».

depot5

     Депо — от французского depot, что значит «склад, хранилище». На всех важных станциях организовывали железнодорожные депо. Обычно в России депо строились на расстоянии от 50 до 100 километров друг от друга. Первые железнодорожные депо — это простые деревянные сараи, в которых было минимум оборудования. Там обязательно была кузница, а также несколько станков: токарный, строгальный, сверлильный и наждачный.
     Со временем депо развивались и обрастали другими зданиями. Паровозам требовалось снабжение топливом и водой, поэтому на территории депо появляются склады топлива и водонапорные башни. Неисправные паровозы в ожидании ремонта, а также исправные в ожидании поезда требовалось где-то располагать, поэтому в депо появляются пути для отстоя локомотивов. Кроме того, в депо паровозы чистили от золы, шлака, изгари из дымовой коробки. Для этого были отведены специальные пути. В общем, депо окружало множество путей с большим количеством стрелочных постов и стрелок.

depot6

depot7

depot8

     Все сооружения локомотивного хозяйства располагались в определённом порядке, чтобы поезд по мере движения по депо получал весь нужный сервис: снабжение песком, смазочными материалами, топливом, водой, мойку, осмотр и разворот.
Все это было и в депо станции «Подмосковная».

depot9

depot10

depot11

depot12

     До революции на «Подмосковной» был главный сортировочный пункт для всех грузов, которые шли в Москву и дальше по России. Через маленькую станцию за границу везли лес, лён и пеньку и ввозили в Россию промышленные товары из Британии и Америки.
     Небольшая станция не справлялась с таким наплывом, поэтому в 1909 году её предложили значительно расширить. На станции построили депо на 12 стойл для поездов, дежурные комнаты для поездной и паровозной бригад, сберегательную кассу и приёмный покой.

depot13

depot14

depot15

     Во время Великой Отечественной войны в депо готовили бронепоезда для фронта. Но в 1945 году сообщение перенесли к новой платформе «Красный Балтиец», а «Подмосковная» заработала как железнодорожный телефонный узел. В начале 2000-х ансамбль станции «Подмосковная» признали объектом культурного наследия. Так в 2016 году началась его реставрация.

depot16

     Архитектор-реставратор станции «Подмосковная» Ольга Галаничева: «Мы начали работать в 2016-м, справились за год. Делали очень быстро: и обмеры, и обследования, и разработку проекта, и сами работы. Но это было очень интересно. Промышленностью мы редко занимаемся. Никогда не делали такой маленький музей. Это было очень трогательно. В депо хорошие ремонтные цеха, и там даже сами делали мебель для музея. Реставраторы изучали интерьеры железнодорожных станций начала XX века и сохранили все элементы декора и отделки, которые остались в здании со старых времён. Например, на пол они положили паркет, который имитирует старую плитку, уцелевшую в части здания, а когда красили отреставрированные печи, пытались сохранить элементы старины. Кроме того, они убрали те изменения в планировке здания, которые появились в 1990-е годах.

     Здание музея, которое получилось в итоге, относят к стилю деревянный модерн. Обычно это живописные терема с башенками и пилястрами, вход в такие здания часто находится в углу. А чтобы осмотреть всё здание, его надо обойти по кругу, потому что здания в стиле модерн часто асимметричны, и чтобы сформировать полное представление о них, их можно долго разглядывать с разных углов. Сохранилась вся конструкция. Это деревянный сруб. Здание решено в стиле модерн и является образцом швейцарского стиля, характерного для архитектуры станционных построек. Его отличает пластическая мягкость форм, добродушие и наивность декоративных растений, светлые краски. Он возник на рубеже XVII—XIX веков и типичен для деревянных построек. Нам надо было выявить его детали и не навредить всему, что дожило до нашего времени. Основные акценты мы сделали в бывшей конторе. Получилась живая декорация старого московского вокзала.» https://www.mos.ru/city/projects/architecture/podmoskovnaya/

depot17

     Комплекс построек включает в себя веерное паровозное депо с поворотным кругом, где век спустя после начала эксплуатации продолжается ремонт паровозов, а также музейную экспозицию, расположенную в чудом сохранившихся до наших времён деревянных строениях. В этом и состоит уникальность «Подмосковной».

depot18

depot19

depot20

depot21

depot22

depot23

     Все здания построены в 1901 году в стиле «модерн» и являются единым архитектурным ансамблем, который числится в списках объектов культурного наследия железнодорожной инфраструктуры на территории Москвы.

     С развитием железных дорог в России появился новый тип ландшафта, в котором транспорт пытались гармонично вписать в природу. Создатели учитывали то, как путешественник будет воспринимать здания, растянутые вдоль железной дороги. Большая протяженность дорог не позволяла видеть весь архитектурный ансамбль одновременно, но давала возможность знакомиться с ним последовательно, по мере движения.

     В одном из зданий реконструирована обстановка вокзала начала ХХ века с кассой, телеграфом и буфетом, залами ожидания для различных сословий. В доме начальника станции представлены рабочий кабинет и служебная квартира железнодорожного служащего начала ХХ века.

depot24

depot25

depot26

depot27

depot28

depot29

depot30

depot31

     В помещении до сих пор действующей водонапорной башни находятся исторические и интерактивные экспонаты.

depot33

depot34

depot35

depot36

depot37

depot38

depot39

depot32

     В экспозиционном зале размещена действующая демонстрационная модель «Паровоз в разрезе», оснащённая цветной подсветкой ключевых узлов машины. Этот уникальный экспонат позволяет понять принцип работы паровоза.

depot40

depot41

depot42

depot43

depot44

depot45

     Историческая площадка «Паровозное депо Подмосковная» является уникальным примером «живой» экспозиции, дающей незабываемую возможность окунуться в атмосферу начала ХХ века, почувствовать запах работающих паровозов, восхититься мощью паровых локомотивов и услышать протяжный сигнальный гудок.

Сейчас «Подмосковная» действует и как депо, и как станция обслуживания для поездов «Сапсан» и «Ласточка», и как музей.

depot46

depot47

depot48

depot49

depot50

depot51

depot52

     
     Мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.
     Краткие анонсы статей о новых впечатлениях от фотопутешествий можно отслеживать, подписавшись на мой канал в Дзен
     Если Вам понравились статьи и фотографии, подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов

     
     

Мир глазами фотографа