Достопримечательности и интересные места
Историческая площадка «Паровозное депо Подмосковная»
Станция МЦД-2 «Красный Балтиец»
г. Москва, 2-й Амбулаторный пр., 8А
В Москве очень много всевозможных железнодорожных объектов: вокзалов, депо, мастерских, музеев, исторических площадок, старинных зданий станций, и т.д.
Начнём же мы путешествие по музеям и площадкам со старинной станции «Подмосковная», которая находится на севере столицы.
2 июля 1901 года на Московско-Виндаво-Рыбинской (МВР) железной дороге, которая соединяла Москву с портами Балтийского моря, состоялось торжественное открытие станции «Подмосковная» и паровозного депо – одних из старейших на столичной магистрали. На их базе создан музейно-производственный комплекс, не имеющий аналогов в России: здесь музейная экспозиция совмещается с ремонтом и эксплуатацией действующих паровозов.
Новая железная дорога проходила по маршруту Москва — Ржев — Великие Луки — Митава — Виндава (сейчас этот города называется Вентспилс). Движение хотели запустить к 1901 году, но не успели достроить Виндавский вокзал (сейчас он называется Рижским). Поэтому принимать поезда решили на ближайшей готовой станции. Это и была «Подмосковная».
Депо — от французского depot, что значит «склад, хранилище». На всех важных станциях организовывали железнодорожные депо. Обычно в России депо строились на расстоянии от 50 до 100 километров друг от друга. Первые железнодорожные депо — это простые деревянные сараи, в которых было минимум оборудования. Там обязательно была кузница, а также несколько станков: токарный, строгальный, сверлильный и наждачный.
Со временем депо развивались и обрастали другими зданиями. Паровозам требовалось снабжение топливом и водой, поэтому на территории депо появляются склады топлива и водонапорные башни. Неисправные паровозы в ожидании ремонта, а также исправные в ожидании поезда требовалось где-то располагать, поэтому в депо появляются пути для отстоя локомотивов. Кроме того, в депо паровозы чистили от золы, шлака, изгари из дымовой коробки. Для этого были отведены специальные пути. В общем, депо окружало множество путей с большим количеством стрелочных постов и стрелок.
Все сооружения локомотивного хозяйства располагались в определённом порядке, чтобы поезд по мере движения по депо получал весь нужный сервис: снабжение песком, смазочными материалами, топливом, водой, мойку, осмотр и разворот.
Все это было и в депо станции «Подмосковная».
До революции на «Подмосковной» был главный сортировочный пункт для всех грузов, которые шли в Москву и дальше по России. Через маленькую станцию за границу везли лес, лён и пеньку и ввозили в Россию промышленные товары из Британии и Америки.
Небольшая станция не справлялась с таким наплывом, поэтому в 1909 году её предложили значительно расширить. На станции построили депо на 12 стойл для поездов, дежурные комнаты для поездной и паровозной бригад, сберегательную кассу и приёмный покой.
Во время Великой Отечественной войны в депо готовили бронепоезда для фронта. Но в 1945 году сообщение перенесли к новой платформе «Красный Балтиец», а «Подмосковная» заработала как железнодорожный телефонный узел. В начале 2000-х ансамбль станции «Подмосковная» признали объектом культурного наследия. Так в 2016 году началась его реставрация.
Архитектор-реставратор станции «Подмосковная» Ольга Галаничева: «Мы начали работать в 2016-м, справились за год. Делали очень быстро: и обмеры, и обследования, и разработку проекта, и сами работы. Но это было очень интересно. Промышленностью мы редко занимаемся. Никогда не делали такой маленький музей. Это было очень трогательно. В депо хорошие ремонтные цеха, и там даже сами делали мебель для музея. Реставраторы изучали интерьеры железнодорожных станций начала XX века и сохранили все элементы декора и отделки, которые остались в здании со старых времён. Например, на пол они положили паркет, который имитирует старую плитку, уцелевшую в части здания, а когда красили отреставрированные печи, пытались сохранить элементы старины. Кроме того, они убрали те изменения в планировке здания, которые появились в 1990-е годах.
Здание музея, которое получилось в итоге, относят к стилю деревянный модерн. Обычно это живописные терема с башенками и пилястрами, вход в такие здания часто находится в углу. А чтобы осмотреть всё здание, его надо обойти по кругу, потому что здания в стиле модерн часто асимметричны, и чтобы сформировать полное представление о них, их можно долго разглядывать с разных углов. Сохранилась вся конструкция. Это деревянный сруб. Здание решено в стиле модерн и является образцом швейцарского стиля, характерного для архитектуры станционных построек. Его отличает пластическая мягкость форм, добродушие и наивность декоративных растений, светлые краски. Он возник на рубеже XVII—XIX веков и типичен для деревянных построек. Нам надо было выявить его детали и не навредить всему, что дожило до нашего времени. Основные акценты мы сделали в бывшей конторе. Получилась живая декорация старого московского вокзала.» https://www.mos.ru/city/projects/architecture/podmoskovnaya/
Комплекс построек включает в себя веерное паровозное депо с поворотным кругом, где век спустя после начала эксплуатации продолжается ремонт паровозов, а также музейную экспозицию, расположенную в чудом сохранившихся до наших времён деревянных строениях. В этом и состоит уникальность «Подмосковной».
Все здания построены в 1901 году в стиле «модерн» и являются единым архитектурным ансамблем, который числится в списках объектов культурного наследия железнодорожной инфраструктуры на территории Москвы.
С развитием железных дорог в России появился новый тип ландшафта, в котором транспорт пытались гармонично вписать в природу. Создатели учитывали то, как путешественник будет воспринимать здания, растянутые вдоль железной дороги. Большая протяженность дорог не позволяла видеть весь архитектурный ансамбль одновременно, но давала возможность знакомиться с ним последовательно, по мере движения.
В одном из зданий реконструирована обстановка вокзала начала ХХ века с кассой, телеграфом и буфетом, залами ожидания для различных сословий. В доме начальника станции представлены рабочий кабинет и служебная квартира железнодорожного служащего начала ХХ века.
В помещении до сих пор действующей водонапорной башни находятся исторические и интерактивные экспонаты.
В экспозиционном зале размещена действующая демонстрационная модель «Паровоз в разрезе», оснащённая цветной подсветкой ключевых узлов машины. Этот уникальный экспонат позволяет понять принцип работы паровоза.
Историческая площадка «Паровозное депо Подмосковная» является уникальным примером «живой» экспозиции, дающей незабываемую возможность окунуться в атмосферу начала ХХ века, почувствовать запах работающих паровозов, восхититься мощью паровых локомотивов и услышать протяжный сигнальный гудок.
Сейчас «Подмосковная» действует и как депо, и как станция обслуживания для поездов «Сапсан» и «Ласточка», и как музей.
Мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.