Достопримечательности и интересные места
г. Ликино-Дулёво ул. Ленина, 15
Продолжение предыдущих рассказов
Рождение фарфора в России
Дулёвский фарфоровый завод. Музей
Дулёвский фарфоровый завод основан в 1832 году выходцем из Гжели Терентием Кузнецовым. И уже через 20 лет он сделал завод ведущим предприятием России. Фарфор завода отличался благородной простотой — ослепительная белизна сочеталась с великолепной позолотой и равномерным, насыщенным блеском глазури. Но для успешного сбыта посуды требовалась иная роспись — более яркая, броская. Поэтому акцент был сделан на самобытность, народное творчество, национальные особенности и традиции, в результате чего родился неповторимый дулёвский стиль — «агашки» (яркая роза с круглыми лепестками). От этих бесхитростных агашек и розанов, от народного письма по керамике пошли все дулёвские рисунки, в них — душа Дулёвского фарфорового завода.
Наибольшее развитие завод получил при управлении Матвеем Кузнецовым, который создал Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий. Цеха завода были оснащены новым оборудованием из Франции.
В 1902 году М.С. Кузнецов был включен в почетный список поставщиков императорского двора. Для реализации своих замыслов он приглашал на работу известных художников, в том числе знаменитого русского художника М.А. Врубеля.
Блюдо «Садко». Роспись М.А. Врубеля
После национализации, в 1918 году, предприятие получило название Дулёвский Государственный фарфоровый завод. В 1923 году постановлением Центральной комиссии по пересмотру стекольно-фарфоровой промышленности Северо-Западных, Северных и Центральных районов от 26 октября, было образовано Объединение государственных фарфоро-фаянсовых фабрик центрального района РСФСР «Центрофарфортрест», в состав которого вошёл Дулёвский завод.
В 1924 году Распоряжением «Центрофарфортреста» № 2 от 23 января, завод стал именоваться – Фабрика имени газеты «Правда». Такое название предприятие сохраняло до 1992 года, с 1992 года – АО «Дулёвский фарфор».
1920-е годы – наиболее сложный период в жизни завода. В первую очередь, это было связано с переустройством всей фарфоро-фаянсовой промышленности в целом: специализация фабрик, стандартизация продукции, сокращение ассортимента выпускаемых изделий и реконструкция форм. Формы упрощались, их основным объёмом становился цилиндр, лепной декор сводился к минимуму, скульптурные детали исключались.
Кроме того, к 1920 году Дулёвский завод, наряду с остальными предприятиями, резко ощущает нехватку сырья. До революции наша фарфоровая промышленность работала преимущественно на иностранном сырье. Краски, золото, глазури, эмали привозились исключительно из-за границы.
Прежде всего, осуществляется поиск качественной глины. В результате целого ряда изысканий залежи лучшего каолина, кварца и полевого шпата были обнаружены на Урале. Ведутся исследования и в области отечественных красок. Именно на дулёвском предприятии была создана специальная лаборатория, которая уже к середине 1920-х годов наладила выпуск красок и удовлетворяла спрос почти всех фарфоро-фаянсовых заводов.
Говоря о раннем советском периоде, нельзя не затронуть одну из самых интересных страниц в истории художественной керамики – агитационный фарфор. Хотя временные рамки этого явления строго определены исследователями 1918–1923 годами, продукция с символикой новой жизни выпускалась и гораздо позже. Основными темами росписи становились электрификация, индустриализация, Красная Армия и оборона СССР.
На дулёвском предприятии, как и на других заводах, агитационное направление не получило такого развития, как на Ленинградском государственном заводе, произведения которого достигли наивысшего художественного уровня. Однако в Дулёво выполнили первоначальную задачу, которая мыслилась как массовое производство посуды агитационного характера, широко применяемой в быту.
Работы заводских скульпторов и художников украшают музеи и картинные галереи страны, пользуются спросом у коллекционеров всего мира. Изделия мастеров завода были отмечены многочисленными премиями и наградами. Скульптура А. Г. Сотникова «Сокол», получившая медаль «Гран-при» в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе, стала символом Дулёвского фарфорового завода, а её графическое изображение — торговой маркой предприятия. В 1976 году за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли завод был награжден орденом Ленина.
1937 г. — Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже
1937 г. — Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже за рисунок «Красавица», выполненный главным художником Леоновым Петром Васильевичем.
1958 г. — Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе
1958 г. – медаль «Гран-при» на Всемирной выставке в Брюсселе за скульпторы «Сокол» и «Курица» созданные скульптором Сотниковым Алексеем Георгиевичем.
Рисунок «Золотой олень», выполненный главным художником Леоновым Петром Васильевичем, — Большая золотая медаль.
1976 г. — Орден Ленина — «за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли».
С 1991 года завод находился в собственности трудового коллектива. В 2012 году, в связи с тяжелым финансовым положением, по решению трудового коллектива завод был продан российским бизнесменам, как стратегическим инвесторам, предложившим путь оздоровления предприятия.
С 2012 года по настоящее время на заводе идет масштабная модернизация. Установлены новые печи чешского и французского производства, смонтировано новое оборудование для формования изделий. Сегодня это современное, технически оснащенное предприятие с непрерывным технологическим циклом, на котором работает более 700 человек. Завод, по-прежнему, является самым крупным заводом России и одним из крупнейших заводов Европы по выпуску высококачественного фарфора для самых широких слоев населения. Мастера дулёвского завода проводят большую работу по внедрению новых форм и рисунков. Над совершенствованием технологических процессов изготовления фарфора непрерывно работают лучшие технологи.
Мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.