Дулёвский фарфоровый завод

                 Достопримечательности и интересные места

     г. Ликино-Дулёво ул. Ленина, 15
     Продолжение предыдущих рассказов
     Рождение фарфора в России
     Дулёвский фарфоровый завод. Музей

dlfz1

     Официальный сайт завода

dlfz2

      Дулёвский фарфоровый завод основан в 1832 году выходцем из Гжели Терентием Кузнецовым. И уже через 20 лет он сделал завод ведущим предприятием России. Фарфор завода отличался благородной простотой — ослепительная белизна сочеталась с великолепной позолотой и равномерным, насыщенным блеском глазури. Но для успешного сбыта посуды требовалась иная роспись — более яркая, броская. Поэтому акцент был сделан на самобытность, народное творчество, национальные особенности и традиции, в результате чего родился неповторимый дулёвский стиль — «агашки» (яркая роза с круглыми лепестками). От этих бесхитростных агашек и розанов, от народного письма по керамике пошли все дулёвские рисунки, в них — душа Дулёвского фарфорового завода.

dlfz3

dlfz4

     Наибольшее развитие завод получил при управлении Матвеем Кузнецовым, который создал Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий. Цеха завода были оснащены новым оборудованием из Франции.

dlfz5

     В 1902 году М.С. Кузнецов был включен в почетный список поставщиков императорского двора. Для реализации своих замыслов он приглашал на работу известных художников, в том числе знаменитого русского художника М.А. Врубеля.

dlfz6

     Блюдо «Садко». Роспись М.А. Врубеля

dlfz7

     После национализации, в 1918 году, предприятие получило название Дулёвский Государственный фарфоровый завод. В 1923 году постановлением Центральной комиссии по пересмотру стекольно-фарфоровой промышленности Северо-Западных, Северных и Центральных районов от 26 октября, было образовано Объединение государственных фарфоро-фаянсовых фабрик центрального района РСФСР «Центрофарфортрест», в состав которого вошёл Дулёвский завод.

dlfz8

dlfz9

dlfz10

     В 1924 году Распоряжением «Центрофарфортреста» № 2 от 23 января, завод стал именоваться – Фабрика имени газеты «Правда». Такое название предприятие сохраняло до 1992 года, с 1992 года – АО «Дулёвский фарфор».
     1920-е годы – наиболее сложный период в жизни завода. В первую очередь, это было связано с переустройством всей фарфоро-фаянсовой промышленности в целом: специализация фабрик, стандартизация продукции, сокращение ассортимента выпускаемых изделий и реконструкция форм. Формы упрощались, их основным объёмом становился цилиндр, лепной декор сводился к минимуму, скульптурные детали исключались.
      Кроме того, к 1920 году Дулёвский завод, наряду с остальными предприятиями, резко ощущает нехватку сырья. До революции наша фарфоровая промышленность работала преимущественно на иностранном сырье. Краски, золото, глазури, эмали привозились исключительно из-за границы.
      Прежде всего, осуществляется поиск качественной глины. В результате целого ряда изысканий залежи лучшего каолина, кварца и полевого шпата были обнаружены на Урале. Ведутся исследования и в области отечественных красок. Именно на дулёвском предприятии была создана специальная лаборатория, которая уже к середине 1920-х годов наладила выпуск красок и удовлетворяла спрос почти всех фарфоро-фаянсовых заводов.
      Говоря о раннем советском периоде, нельзя не затронуть одну из самых интересных страниц в истории художественной керамики – агитационный фарфор. Хотя временные рамки этого явления строго определены исследователями 1918–1923 годами, продукция с символикой новой жизни выпускалась и гораздо позже. Основными темами росписи становились электрификация, индустриализация, Красная Армия и оборона СССР.

dlfz11

dlfz12

dlfz13

dlfz14

dlfz15

dlfz16

dlfz17

dlfz18

dlfz19

dlfz20

     На дулёвском предприятии, как и на других заводах, агитационное направление не получило такого развития, как на Ленинградском государственном заводе, произведения которого достигли наивысшего художественного уровня. Однако в Дулёво выполнили первоначальную задачу, которая мыслилась как массовое производство посуды агитационного характера, широко применяемой в быту.
     Работы заводских скульпторов и художников украшают музеи и картинные галереи страны, пользуются спросом у коллекционеров всего мира. Изделия мастеров завода были отмечены многочисленными премиями и наградами. Скульптура А. Г. Сотникова «Сокол», получившая медаль «Гран-при» в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе, стала символом Дулёвского фарфорового завода, а её графическое изображение — торговой маркой предприятия. В 1976 году за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли завод был награжден орденом Ленина.

dlfz21

dlfz22

dlfz23

dlfz24

dlfz25

     1937 г. — Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже
     1937 г. — Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже за рисунок «Красавица», выполненный главным художником Леоновым Петром Васильевичем.
     1958 г. — Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе

dlfz26

     1958 г. – медаль «Гран-при» на Всемирной выставке в Брюсселе за скульпторы «Сокол» и «Курица» созданные скульптором Сотниковым Алексеем Георгиевичем.
Рисунок «Золотой олень», выполненный главным художником Леоновым Петром Васильевичем, — Большая золотая медаль.
     1976 г. — Орден Ленина — «за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли».
     С 1991 года завод находился в собственности трудового коллектива. В 2012 году, в связи с тяжелым финансовым положением, по решению трудового коллектива завод был продан российским бизнесменам, как стратегическим инвесторам, предложившим путь оздоровления предприятия.

dlfz27

     С 2012 года по настоящее время на заводе идет масштабная модернизация. Установлены новые печи чешского и французского производства, смонтировано новое оборудование для формования изделий. Сегодня это современное, технически оснащенное предприятие с непрерывным технологическим циклом, на котором работает более 700 человек. Завод, по-прежнему, является самым крупным заводом России и одним из крупнейших заводов Европы по выпуску высококачественного фарфора для самых широких слоев населения. Мастера дулёвского завода проводят большую работу по внедрению новых форм и рисунков. Над совершенствованием технологических процессов изготовления фарфора непрерывно работают лучшие технологи.

dlfz28

dlfz29

dlfz30

dlfz31

dlfz32

dlfz33

dlfz34

dlfz35

dlfz36

dlfz37

dlfz38

dlfz39

dlfz40

dlfz41

dlfz42

dlfz43

dlfz44

dlfz45

dlfz46

     
     Мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.

     

Мир глазами фотографа