Достопримечательности и интересные места
Латвия, г. Рига, Домская площадь, д.1
Doma laukums 1, Rīga, LV-1050
Рижский Домский собор — кафедральный собор города Риги, его символ и одна из главных достопримечательностей. Является крупнейшим средневековым храмом стран Балтии. Название собора происходит от латинских выражений — «Domus Dei» («Дом Бога») и «D.О. М.» (сокращение от Deo Optimo Maximo, «Всеблагому Величайшему Богу»). В настоящее время — главное церковное здание Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии. Наравне с церковью Святого Петра и собором Святого Иакова, является высотной доминантой Старой Риги и образующим градостроительным элементом старого города. https://doms.lv/ru
История Домского собора
Первый камень в основание Домского собора был заложен на торжественной церемонии под руководством епископа Альберта 25 июля 1211 года. К сожалению, свидетельства о первоначальном периоде строительства Домского собора не сохранились до наших дней. Считается, что стремительное развитие строительства нынешнего Домского собора началось весной 1215 года, когда в историческом центре города сгорел первый Домский собор. Традиционно с этим годом связывают использование нового строительного материала, переход от натурального камня на кирпичи, когда в камни облекались только углы строения.
Начальный период строительства характеризуют лаконичные формы романского стиля. Согласно исследованиям историков искусства, Рижский Домский собор первоначально задуман как церковь типа базилики, но позже планы изменились и собор был построен по типу зального храма.
В конце 14 столетия и в начале 15 века Домский собор был расширен путём возведения западных нефов и боковых капелл, был повышен уровень центральной области внутреннего помещения, вместе с этим Домский собор превратился в базилику. В это время была удлинена также башня, которую венчал восьмиугольный пирамидальный шпиль. Этот шпиль Домского собора виден на самом старом изображении Рижского Домского собора — на космографии Себастиана Мюнстера (1559 г.). Согласно мнению руководителя восстановительных работ Домского собора конца 19 столетия В. Нейманиса, в это время башня Домского собора была самой высокой во всем городе Риге.
В таком виде Рижский Домский собор простоял до 1547 года, когда в воскресенье перед Троицей в центре старого города возник пожар и сгорел готический шпиль башни Домского собора. Новая башня Домского собора с пирамидальным шпилем и двумя галереями была возведена в 1595 году. Установленный в то время петух на башне Домского собора сейчас выставлен в зале Домского собора.
Во время осады Риги в 1710 году сильно пострадала крыша собора. При восстановлении перестраиваются крыши боковых нефов, у которых меняют наклон, закрывая круглые окна-розы, хоральная часть приобретает бароккальную крышу, а средний неф — восточный фронтон с отмеченной датой 1727.
В 1772 году императрица Екатерина II запрещает в дальнейшем захоронения в церквях по всей Российской империи. Руководствуясь санитарными соображениями, Рижская ратуша издаёт приказ замерить Рижское городское кладбище за пределами города, куда перевозят также захоронения из Домского собора, в результате чего повышают уровень пола в соборе.
В 1775 году Рижская городская ратуша на основании заключений инженеров того времени поручает снести шпиль башни и построить новое завершение в бароккальном стиле, которое можно увидеть в настоящее время.
В 1881 году были начаты и продолжались до 1914 года ремонтные и реставрационные работы в соборе и крестовом ходе, которые проводил строительный отдел Рижского Домского собора Общества исследователей старины и истории, в результате всего этого церковь приняла своё нынешнее обличье.
В 20 веке во времена Советского Союза в Домском соборе проводились два масштабных ремонта:
В период с 1959 по 1962 год Домский собор перестраивают под нужды концертного зала, в это время демонтируют алтарь и устанавливают кресла с видом на орган.
В 1981- 1984 году нидерландская фирма органов «Flentrop Orgelbouw Zaandam» осуществляла реконструкцию органа. Одновременно проводился ремонт интерьера и были реконструированы все инженерные коммуникации. Параллельно была обновлена медная обшивка шпиля башни, перила обоих галерей, изготовлен новый петух и реставрирован шар, установлена автоматическая противопожарная система башни, поставлено устройство для кондиционирования воздуха в зале и в башне, построены помещения для их размещения.
Крестовая галерея Рижского Домского собора, построенная в XIII в., является выдающимся памятником ранней готики в Прибалтике. Галерея длиной в 118 м состоит из трёх частей и перекрыта 29 крестообразными сводами, с аркадой из известняковых колонн, обращенной в сторону Домского двора.
Крестовую галерею неоднократно реставрировали. В нишах над аркадами помещены гербы тех родов, обществ и корпораций, которые в конце XIX в. жертвовали средства для восстановления Крестовой галереи и сада Домского собора.
В Крестовой галерее находятся экспонаты из коллекций Музея истории Риги и мореходства : пушки и их принадлежности, надгробные плиты, фрагменты металлической ковки и каменные декоры с исчезнувших рижских зданий, гипсовая копия памятника Петру I, материалы археологических раскопок, в том числе найденное при раскопках Домского двора в 2000 году предполагаемое изваяние ливского идола, так называемая Саласпилсская каменная голова, – одна из уникальнейших находок в практике археологов Латвии.
Одной из доминант Рижского Домского собора являются витражи. Витражи в готических оконных проёмах Домского собора установлены в конце 19 века, когда Строительный отдел Общества исследователей истории и старины в 1885 году начал восстановительные работы Рижского Домского собора.
На витражах с северной стороны изображены важные события в истории Домского собора и города Риги — закладывание первого камня собора, провозглашение свободы вероисповедания в 1525 году.
На витражах с южной стороны, когда-то была изображена жизнь Иисуса Христа, но эти витражи были утрачены во время Второй мировой войны.
Орган Рижского Домского собора является одним из самых выдающихся исторических органов в мире. Он был создан E. F. Walcker & Co в 1883-1884г.
Орган Рижского Домского собора имеет 124 регистра, 4 мануала и педаль, 6718 труб различного размера и изготовленных из разного материала, которые размещены на 26 виндладах. Трубы органа изготовлены из следующего древесного материала: сосны, ели, клёна, дуба, бука, грушевого дерева, а также из металла – сплава олова и свинца. Размер труб также отличается – самая большая длиной в 10 м, а меньшая — только 13 мм.
У органа два шпильтиша (пульта органа), которые размещены на двух балконах (люктах). У большого шпильтиша, расположенного на верхнем балконе, имеются четыре мануала. По обеим сторонам мануалов находятся переключатели регистров.
Малый шпильтиш находится на нижнем балконе. Имеющаяся здесь клавиатура дублирует четвёртый мануал большого шпильтиша.
Орган Рижского Домского собора является образцом высочайшего качества технического и художественного исполнения, он принадлежит к выдающимся достижениям позднего романтического периода в искусстве органостоения. Этот орган причисляют к самым знаменательным историческим органам мира, его значение и ценность не поддаются измерению.
Орган в замечательной акустике Рижского Домского собора имеет неповторимое звучание. Оно оставляет неизгладимое впечатление на слушателя, очаровывает многих людей и привлекает ценителей музыки из разных стран мира.
Орган является выдающимся памятником истории музыки. Это связано с выдающимися органистами Латвии и композиторами последних 120-ти лет, он повлиял на развитие органного искусства Латвии больше, чем какой-либо другой инструмент. Ференц Лист, один из самых выдающихся музыкантов 19-го века, специально для освящения этого органа написал композицию для органа „Nun danket alle Gott”.
Органисты, которые играют на этом инструменте, не только осознают выпавшую им честь иметь возможность играть на этом уникальном инструменте, но они тщательно изучили и знают все особенности инструмента, чтобы красоту неповторимого звучания этого органа, стилистическую уникальность и многокрасочность донести до слушателей.
В 1962 году в связи с устройством концертного зала в Домском соборе «Hermann Eule» заново изготовил недостающие трубы, пропавшие во время Второй мировой войны, которые по размерам и исполнению отдельных деталей конструкции отличаются от прежних труб.
В 1981 – 1984 г. голландская фирма «Flentrop -Orgelbouw b.v. Zaandam» полностью реконструировала и реставрировала инструмент, восстановив первоначальное расположение органа Домского собора на двух балконах.
Мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.
Краткие анонсы статей о новых впечатлениях от фотопутешествий можно отслеживать, подписавшись на мой канал в Дзен
Если Вам понравился фоторассказ, подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов