Достопримечательности и интересные места
г. Санкт-Петербург
В статье использованы материалы официального сайта Елагиноостровский дворец.
После некоторого перерыва я возвращаюсь на Елагин остров.
В первой части мы совершили прогулку по парку Елагина острова.
Во второй части мы осматривали памятники архитектуры – служебные корпуса и парковые павильоны, расположенные с северной стороны Масляного луга.
В третьей части мы восхищались архитектурой Елагина дворца.
При входе во дворец, мы сначала попадаем в Парадную Переднюю, которая находится в центре архитектурно-планировочной системы. Из вестибюля можно пройти в любые покои первого, второго и третьего этажей.
На первом этаже размещаются парадные залы. «В каждом покое сего этажа царствует гармония: бронзы, мебели, мраморные вазы, обои – всё отвечает предмету комнаты».
Парадные залы составляют анфиладу. Центром композиции является большой Овальный зал: «Высшее торжество искусства Росси в Елагином дворце – белая овальная зала. Всё здесь белое, играющее тончайшими переливами теней барельефов и карнизов». К нему симметрично примыкают две гостиные — Голубая и Малиновая.
Овальный зал – самое большое помещение Парадной анфилады. В XIX веке здесь устраивались балы, дипломатические приёмы, торжества по случаю именин членов императорской семьи. Придворный оркестр размещался на втором этаже за зеркальными окнами, которые специально открывали на время проведения празднеств.
Стены и шестнадцать полуколонн декорированы искусственным мрамором. Свод купола расписан в виде кессонов с лепными розетками в технике гризайль художником-декоратором Б. Медичи. Кариатиды, весталки и барельефы с изображением сцен праздничного жертвоприношения в честь военных побед исполнены скульптором В.И. Демут-Малиновским. Двери в гостиные облицованы шпоном берёзы и украшены резным позолоченным декором. Паркет набран из дуба и клёна. Бронзовая люстра на шестьдесят свечей отлита по рисунку К.И. Росси в мастерской И. Баумана. Сейчас эта люстра находится в Белоколонном зале Михайловского дворца, а Овальный зал освещает её точная копия, созданная специалистами АНРП «Антик» в 1991 году.
Голубая гостиная – происхождение названия связано с отделкой её стен шёлком голубого цвета. Первоначально К.И. Росси планировал украсить стены драпировками, но впоследствии использовал для этой цели бумажные обои, изготовленные на Царскосельской обойной фабрике. В 1850-е годы обои были заменены на шёлковый штоф. Потолок, фризы и десюдепорты расписаны Дж.-Б. Скотти. Лепной декор выполнил русский лепщик Н. Саягин. Камины из чёрного итальянского мрамора с прожилками созданы мастером С. Модерни. Двери, облицованные шпоном клёна «птичий глаз», орнаментированы резным позолоченным декором, в центре которого изображение музы танца Терпсихоры. Паркет набран из дуба, берёзы, клёна, ореха и красного дерева.
Малиновая гостиная в 1820-30-е годы ведущим элементом декоративной отделки гостиной стали малиновые бумажные обои с золотыми розетками в резных позолоченных рамах, которые были впоследствии заменены на шёлковые штофы. Простенки гостиной облицованы искусственным мрамором и расписаны золочёными арабесками. Потолок украшают композиции на тему Триумфа Аполлона и Венеры, выполненные Дж.-Б. Скотти масляными красками на холсте. Камин из белого мрамора создан мастером Ф. Трискорни. Двери и рама надкаминного зеркала облицованы шпоном красного дерева и украшены резными позолоченными накладками. Над дверьми десюдепорты, написанные красками по стеклу. Паркет сложного геометрического рисунка набран из красного дерева, амаранта, розового дерева и клёна.
Парадная Опочивальня имела официальный характер и не использовалась по своему прямому назначению. Её стены, оконные проёмы и балдахин над кроватью были украшены белой тафтой и атласными драпировками с золотисто-оранжевым орнаментом.
Росписи потолка и фриза выполнил Дж.-Б. Скотти. Створки дверей облицованы полированным берёзовым шпоном и декорированы резными позолоченными накладками, изображающими атрибуты военной славы, венки из роз, женские головки. Паркет набран из дуба, ореха и розового дерева.
Столовый зал занимает всю северную часть Парадной анфилады. Он предназначен для торжественных обедов и ужинов. Стены облицованы искусственным мрамором. Лепной декор создан скульптором В.И. Демут-Малиновским. Роспись падуг, исполненная Дж.-Б. Скотти, посвящена теме праздничного шествия в честь Вакха. Двери облицованы шпоном берёзы и украшены позолоченным резным декором. Штучный паркет набран из дуба. Бронзовые люстры и бра были отлиты по рисункам К.И. Росси в мастерской А. Шрейбера, которые теперь замены на копии.
В мебельное убранство зала входили шестьдесят стульев, два ломберных столика, два больших круглых стола. Специально для Столового зала по эскизам К.И. Росси на Императорских фарфоровом и стеклянном заводах были заказаны парадные фарфоровый и хрустальный сервизы на шестьдесят «кувертов» (столовых приборов).
Парадная Туалетная служила местом приготовления вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны к приёму гостей. Архитектурный облик комнаты восстановлен частично.
По замыслу К.И. Росси для отделки стен были использованы белый искусственный мрамор и бумажные обои с лиловыми и серыми волнистыми полосами с жёлтым бордюром. Декоративную роспись потолка и фриза в технике гризайль исполнил художник Дж.-Б. Скотти. Падуги украшают четыре сюжета – игры амуров, символизирующие разные виды искусства и арабески с камеями. Штучный паркет выложен из дуба.
Фарфоровый угловой кабинет Марии Федоровны принадлежит к числу лучших произведений русского декоративного искусства 1-й четверти XIX века. Стены и потолок облицованы искусственным мрамором белого цвета и искусно декорированы полихромной живописью, созданной художниками-декораторами А. Виги и Дж.-Б. Скотти. Росписи напоминают убранство интерьеров в домах древнеримской аристократии: парящие в танце женские фигуры в античных одеждах, играющие амуры, арабески с маскаронами и павлином, гирлянды из роз и сирени. Двери фанерованы морёным клёном и декорированы узором с растительными мотивами из золочёных бронзовых и деревянных накладок.
Благодаря вдохновенному труду Карла Ивановича Росси интерьеры Елагина дворца по стилистической завершённости и виртуозности исполнения не имели себе равных в русской архитектуре первой четверти XIX века.
Документы, связанные с деятельностью архитектора по перестройке дворца, раскрывают примечательную особенность: изготовление убранства интерьеров было поручено только отечественным фабрикам и мастерским. Как отмечали современники, это была своеобразная выставка произведений искусства русской художественной промышленности.
Убранство дворца отличалось своим великолепием и отвечало требованиям и вкусам времени. Лучшие скульпторы, живописцы-декораторы, мебельщики, бронзовщики по эскизам главного архитектора создавали парадные интерьеры дворца. Здесь работали скульпторы С. Пименов и В. Демут-Малиновский, живописцы-декораторы Дж.-Б. Скотти, А. Виги, Б. Медичи, мраморщики Ф. Трискорни и С. Модерни, мастер по искусственному мрамору Я. Щенников, лепщики Н. Апарин и Н. Саягин, мебельщики Г. Гамбс, И. Бауман, А. Тур, В. Бобков, бронзовых дел мастера А. Шрейбер, И. Дипнер, обойщики, резчики по дереву.
Парадная анфилада — творение лучших скульпторов, живописцев-декораторов, мебельщиков, бронзовщиков по эскизам архитектора К.И. Росси.
«Росси неистощим в искусстве украшения комнат; в этом отношении он заслуживает наименования подлинного гения».
Материалы официального сайта Елагинооостровского музейного комплекса.
Продолжение в части 5, Выставка «Дворец, что розами венчался»
Краткие анонсы статей о новых впечатлениях от фотопутешествий можно отслеживать, подписавшись на мой канал в Яндекс.Дзен и канал в TELEGRAM. Комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.
Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов