Гжельский фарфоровый завод

                 Достопримечательности и интересные места

     Россия, Московская обл., Раменский р-н, с. Речицы, ул. Новая, 45а
     https://farfor-gzhel.ru/

farfor-gzhel1

     Происхождение слова «ГЖЕЛЬ».
     Первая версия связана с глаголом «жечь» — обжигать глину. По другой версии название к территории пришло от реки Гжель, протекающей в этих краях. Само сочетание звуков «гжель» часто встречается в западных районах России и на Украине. В верхнем Приднепровье, например, есть река Агжелка, она же Гжелка или Гжелька. В документах XIX века часто можно встретить наименование Гжели как «Агжель». Гжельский регион расположен в 60 км от Москвы и состоит из 27 сёл и деревень, составляющих так называемый «Гжельский куст». Крупнейшие из них: Речицы, Новохаритоново, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево, Кузяево.
     Первое официальное упоминание о Гжели как центре керамического производство встречается в Духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты 1339 года. По этому документу село Гжель передавалось во владение старшего сына Ивана Калиты Семёна. Позже эта местность принадлежала Дмитрию Донскому, Василию II и его потомкам. Есть более поздние упоминания Гжели в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.
     Гжельский регион стал керамическим благодаря большим залежам всевозможных глин.
     В Соборе Покрова Пресвятой Богородицы (Соборе Василия Блаженного), например, среди экспонатов можно встретить гжельский глиняный «голосник», датированный около 1550 г.
«Голосники» (глиняные сосуды) использовались в кладке при возведении верхних частей стен в церквях для улучшения акустики. Тогда их устанавливали горловинами вовнутрь. А иногда и просто для облегчения самой кладки. В таком случае горловина смотрела вовне.
     Доподлинно известно, что ценность гжельской глины была известна уже в середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Для аптекарского приказа тогда из Гжели привезли в Москву 15 возов глины и «повелено держать ту глину для аптекарского дела: и впредь тое глину из Гжельской волости указал государь иметь и возить тое же волости крестьянам, как о же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году всю Гжельскую волость приписали к Аптекарскому указу.
     В XVII веке на гжельской глине работали подмосковные стекольные заводы – Духанинский, Черноголовский и Измайловский.
     Гжельские глины изучал великий русский учёный М.В. Ломоносов. Наибольшее число фарфоровых масс было составлено Ломоносовым с использованием гжельских глин.
Работа Ломоносова по технологии фарфора с упоминанием гжельских глин отражена в его «Лабораторных записях», в «Фарфоровых пробах» и в «Лабораторном журнале».
Изучением гжельских глин занимался также талантливый русский учёный-керамист Д.И. Виноградов, изобретатель русского фарфора. Он приезжал в гжельский район дважды – в 1744 и 1749 гг.
Гончарное дело стало основным занятием гжельцев уже в XVIII веке. В начале столетия гжельцы изготавливали кирпичи, изразцы, посуду и детские игрушки, снабжая всем этим Москву.
В середине XVIII века к Гжели пришла слава как к месту, где производится майолика с многоцветной росписью по белому фону. В росписи использовали пять цветов: желтый, зеленый, синий, белый и лилово-коричневый. Изображали художники города и дома за высокими заборами, зверей и птиц, цветы. Словом, всё, что видели вокруг себя или путешествуя на торг в Москву. Говорят, что часто встречающийся сюжет домов за воротами — это впечатление от увиденных в Москве высоких заборов. «Игрушечное» прошлое отразилось в любви гжельских гончаров к украшению изделий лепными фигурками людей и животных.
     К XIX веку Гжельский керамический район стал крупным центром фарфоро-фаянсового производства в России.
     На смену майолике пришёл полуфаянс. Около деревни Минино нашли светло-серую глину, которая и стала основой для массы. Гжельцы легко отказались от производства майолики, которая сейчас вызывает у нас такие теплые чувства, посчитав её устаревшей и стремясь идти в ногу с технологиями и веяниями моды.
     Белый черепок и более тонкие стенки бросали декораторам новые вызовы. Теперь художники не хотели «прятать» за росписью гладкие белые стенки. Так в поисках идеального декора и родились уникальные цветочные и геометрические орнаменты иногда зеленые и коричневые, но чаще синие.
     В конце 20-х годов XIX века рецепт тонкого фаянса появился у Афанасия Киселёва из села Речицы. А в 1810-м году в Гжели появился первый фарфоровый завод. Основал его уроженец деревни Володино Павел Куликов, высмотревший технологию во время своей работы на фарфоровом заводе Отто в селе Перово.
В те годы за технологией фарфора в Гжели шла настоящая охота. Куликов, стараясь сохранить тайну, на своём заводе всё делал сам, имея только одного рабочего, которому доверял. Но к нему всё же пробрались «два кузяевских смельчака» Храпунов и Гусятников, зарисовали устройство горна для обжига, прихватили компоненты фарфоровой массы и вскоре открыли своё собственное фарфоровое производство.
     После этого новая технология была быстро освоена по всему гжельскому региону, один за другим открывались новые заводы. Мелкие предприниматели открывали живописные заведения прямо у себя дома. Расписывали белую посуду, там же обжигали и затем продавали. Стали активно использовать позолоту. Делали многокрасочную цветную роспись: гирлянды, букеты, корзины с цветами.      Тогда же появилась новая для гжели мелкая пластика — куртуазные дамы и кавалеры.
     В 1818 году в старообрядческом Гжельском селе Ново-Харитоново открыл своё первое предприятие местный удельный крестьянин Яков Васильевич Кузнецов, дело которого продолжили его сыновья – Терентий и Анисим, а потомки расширили до масштабов фарфорово-фаянсовой монополии России.

farfor-gzhel2

farfor-gzhel3

     Чашечка из костяного фарфора, невесома и прозрачна.

farfor-gzhel4

     Деловая хватка и оборотистость — семейные черты Кузнецовых — позволили им быстро развить бизнес и расширить его далеко за пределы гжельского региона. При этом они никогда не забывали свои корни — в Ново-Харитоново с конца XIX века вплоть до 1917 года помещалась контора «Товарищества М.С. Кузнецова», гжельское отделение.
В 1913 г. в честь столетия победы над Наполеоном на деньги Ивана Емельяновича Кузнецова была построена на семейной земле Кузнецовых в Ново-Харитоново шатровая старообрядческая церковь св. Георгия. В храме был размещён фаянсовый эмалевый иконостас, удостоенный награды на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Образ этого Храма используется теперь в клейме Гжельского фарфорового завода.
     В 50-е годы XIX века завод перешёл от Кузнецовых во владение к их родственникам по женской линии – братьям Акулиным и выпускал недорогие фарфоровые сервизы, шкатулки, сахарницы, маслёнки, вазы, кувшины, игрушки для массового пользования.
     После революции завод был национализирован, потом снова передан прежним хозяевам и продолжал производство фарфоровых изделий.
Наивысший расцвет производства фарфора в Гжели — 40-е годы XIX века. Крупные заводы были у Храпуновых, Сафронова, Бармина, Козлова, Дунашовых и, конечно, у Кузнецовых. Известная на весь мир династия фарфорозаводчиков родом именно из Гжельского региона. Тогда же большие предприятия отмечали свои изделия фирменными клеймами. Мелкие производители этого не делали, чтобы не платить налоги.

     В середине XIX века производства стали приходить в упадок. Основная причина тому — почти полная вырубка лесов — основного топлива для обжига.
     В 1929 году завод передан в ведение «Московского изоляторного завода», чтобы наладить производство комплектующих для фарфоровых электроизоляторов. Завод активно развивался став, фактически, градообразующим предприятием.
     В 60-е годы он был практически полностью перестроен и оснащён новым оборудованием. Строилось жильё для сотрудников, развивалась инфраструктура. В 1971 г., впервые в отрасли, четырём изделиям, выпускаемым предприятием, был присвоен государственный «Знак качества».

farfor-gzhel5

     Несмотря на то, что завод был ориентирован на выпуск технического фарфора (выполнял заказы, в том числе для РЖД и предприятий оборонной промышленности) и даже название его изменилось на «Гжельский завод Электроизолятор», на нём все это время продолжали действовать цеха товаров народного потребления, которые выпускали высококачественный бытовой и художественный фарфор, хорошо известный и любимый ценителями промысла.

farfor-gzhel6

farfor-gzhel7

farfor-gzhel8

     В 1980-е годы в СССР была принята программа по увеличению выпуска товаров народного потребления. Гжельским заводам, выпускающим технический фарфор, было поручено освоить производство предметов домашнего обихода. Стали делать не только посуду, но и статуэтки, декоративные тарелки и многое другое.
     После распада СССР многие предприятия лишились крупных заказов на технический фарфор, а спрос на художественный пусть и медленно, но рос. Не всем удалось пережить сложные времена, но сейчас в Гжели работают несколько крупных предприятий (самое большое из которых АО «Гжельский фарфоровый завод») и несколько десятков частных мастеров.
     При фабрике есть музей, фотографии экспонатов идут лейтмотивом через весь фоторассказ.

farfor-gzhel9

farfor-gzhel10

farfor-gzhel11

farfor-gzhel12

farfor-gzhel13

farfor-gzhel14

farfor-gzhel15

farfor-gzhel16

farfor-gzhel17

farfor-gzhel18

farfor-gzhel19

farfor-gzhel20

farfor-gzhel21

farfor-gzhel22

     Каким же образом рождается сине-голубая роспись, превращающая обычные подносы, статуэтки, сервизы и самовары в произведения искусства?

farfor-gzhel23

     Сначала над созданием будущего фарфорового изделия работает художник, делая карандашные наброски и выбирая из них лучший. Затем создаётся пробный образец, с которого отливаются гипсовые формы. В случае со сложными изделиями они могут состоять из нескольких частей. По ним изготавливается разъемная форма для литья.

farfor-gzhel24

farfor-gzhel25

     После этого, форма заполняется шликером. Он представляет собой пластичную массу на основе кварца, полевого шпата и каолина, разбавленную водой до консистенции густых сливок. Шликер заливается в форму и затвердевает, соприкасаясь с её стенками. Излишки исходного сырья сливаются, а заготовки сушатся в естественных условиях. После чего их тщательно обрабатывают: чистят, устраняют швы и незначительные дефекты, клеят мелкие элементы. Затем заготовки подвергают так называемому «утильному» (предварительному) обжигу при температуре порядка 900 градусов. Брак отправляется на кирпичный завод.

farfor-gzhel26

farfor-gzhel27

farfor-gzhel28

farfor-gzhel29

farfor-gzhel30

farfor-gzhel31

farfor-gzhel32

     Обработанные изделия погружают в фуксиновый раствор. В нём будущие вазы, сервизы и сувениры приобретают насыщенный розовый оттенок, позволяющий заметить и устранить мельчайшие трещины. После повторного обжига этот цвет исчезает, а заготовка приобретает технологическую стойкость.

farfor-gzhel33

farfor-gzhel34

farfor-gzhel35

farfor-gzhel36

farfor-gzhel37

     Теперь наступает ответственный этап – нанесение рисунка. Художник работает с тёмно-серым, почти чёрным составом, который делается на основе оксида кобальта. С помощью кисти проставляются цветовые акценты со строгим соблюдением канонов гжельской росписи. Поскольку каждое изделие уникально в своём роде и подразумевает скрупулезную работу, то на нём ставится именная подпись художника. Расписанный предмет глазуруют, а под воздействием высокой температуры глазурь на основе стеклянных фракций приобретает прозрачность, а само изделие – особую яркость. Так и рождается волшебство, превращая обычные заготовки в прекрасную и всегда разную гжель.

farfor-gzhel38

farfor-gzhel39

farfor-gzhel40

farfor-gzhel41

farfor-gzhel42

farfor-gzhel43

farfor-gzhel44

farfor-gzhel45

farfor-gzhel46

farfor-gzhel47

farfor-gzhel48

farfor-gzhel49

farfor-gzhel50

farfor-gzhel51

farfor-gzhel52

farfor-gzhel53

farfor-gzhel54

farfor-gzhel55

farfor-gzhel56

farfor-gzhel57

farfor-gzhel58

farfor-gzhel59

farfor-gzhel60

farfor-gzhel61

farfor-gzhel62

     Вот такой сложный технологический процесс, в результате которого, получается чудо «Гжели».

farfor-gzhel63

     Заводские корпуса.

farfor-gzhel64

farfor-gzhel65

     Конечно же нужно обязательно зайти в фирменные магазины: 1. небольшой магазин при фабрике; 2. большой выбор всевозможной продукции в селе Новохаритоново (Егорьевское шоссе, 41-й км.); 3. магазин в Москве, на улице Пятницкой, в доме №10, стр.1.

farfor-gzhel66

farfor-gzhel67

farfor-gzhel68

farfor-gzhel69

farfor-gzhel70

farfor-gzhel71

     А, где же обучают художников-керамистов? — спросите вы. Такой ВУЗ есть — Гжельский государственный университет известен как международный центр подготовки художников-керамистов. Московская обл., Раменский р-он., п. Электроизолятор, д. 67, ГГУ. http://www.art-gzhel.ru/
     Так же обучение можно пройти в колледже — глубокими корнями история колледжа уходит в XIX век. Архивные документы гласят, что в 1899 году в селе Речицы, Московской губернии, Бронницкого уезда был создан филиал Императорского Строгановского училища «с целью дать соответствующее художественное и техническое образование по разным специальностям лицам, специально посвятившим или желающим посвятить себя труду на художественную промышленность». Так начиналось, в те «далекие годы», художественно-профессиональное обучение молодого поколения на народном художественном промысле «Гжель».
     При университете тоже есть музей, но он в планах следующих путешествий.

farfor-gzhel72

farfor-gzhel73

     

Подписывайтесь так же на мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.

 

     

Мир глазами фотографа