Золотые комнаты Демидовых

               Достопримечательности и интересные места

     Музей расположен в Гороховском переулке, в доме № 4, в Москве.

     «Золотые комнаты Демидовых» являются великолепной частью Учебно-геодезического музея Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК), расположенного в старинной усадьбе Демидовых, построенной в 1789-1791 г.г. известным архитектором М.Ф. Казаковым. https://www.miigaik.ru/sveden/unique/muzeum/

image1

image2

     Знаменитая Казаковская коринфская колоннада.
     Мне невероятно повезло, что с небольшой группой музейных работников я попала на экскурсию, которую нам провела директор музея «Золотые комнаты Демидова» Полянцева Инесса Борисовна.

     Рассказ был наполнен любовью и тревогой за сохранность усадебного дома. «Золотые комнаты Демидовых» были отреставрированы за счёт поступлений от научной деятельности университета, а на реставрацию самой усадьбы средств нет. Надеемся, что меценаты не перевелись на Руси, и после реставрации усадьба будет радовать ещё не одно поколение своим великолепием.
     В усадьбе тесно переплелись судьбы древнего рода меценатов и промышленников Демидовых и старейшего в России учебного заведения – Константиновского межевого института, долгое время не имевшего аналогов ни в России, ни за рубежом. Здание охраняется государством как памятник истории и уникальное архитектурное строение 18 века.

image4

image5

image6

image7

image8

image9

     Музей включает шесть выставочных и экспозиционных залов, основной и вспомогательный фонды, архив и библиотеку. Из экспонатов фонда музея составлены различные коллекции: астрономическая, геодезическая, гравиметрическая, фотограмметрическая, чертёжных инструментов, писчих перьев, макетов геодезических сигналов и др.

image10

     В астрономической коллекции представлены астролябии, квадранты, секстанты, астрономические универсалы, вертикальны круги, хронометры, и т.д., в геодезической – теодолиты, нивелиры, кипрегели, экеры и т.д.

image11

image12

image13

image14

     Фрагмент первозданного оконного откоса.
     Инструменты XVII-XX в.в., изготовленные вручную русскими и зарубежными мастерами из ценных материалов, часто уникальны и являются настоящими произведениями искусства. В уникальной коллекции старинных карт и атласов имеются ставшие библиографической редкостью парижское воспроизведение карт Птолемея 1867 г., атлас С. Ремезова 1882 г., все четыре выпуска изданий древнейших карт России В. Кордта.
     А это сидячие напольные весы. Почему сидячие? Да потому что преподаватели Константиновского межевого института считали, что перед взвешиванием студенты должны были посидеть, чтобы расслабиться и подумать о чём-нибудь хорошем. Только после этого, считалось, что весы показывали правильный вес. Вот так!

image15

     А этот зал посвящён космонавтам и космическим исследованиям.

image16

image17

image18

image19

image20

image21

     Далее идём по старинному паркету «Золотых комнат Демидова», названных так потому, что стены, двери, окна, мебель украшены ювелирной деревянной резьбой, покрытой натуральным сусальным золотом. Стены обиты натуральным шёлком, восстановленным на ручном станке XVIII века. Шесть лет понадобилось на восстановление шёлковых тканей.
     В центральной части второго этажа расположен большой круглый зал, который служил столовой и был удобно связан со всеми помещениями дома.

image22

image23

     Макет усадьбы Демидовых.

image24

     Надпись на гербе Демидовых гласит: «Дела, а не слова»
     Голубая гостиная занимает центральное место по фасаду и выходит тремя окнами-дверьми на балкон. Главной особенностью комнаты являются три одинаковых архитектурно оформленных проёма.

image25

image26

image27

image28

image29

     В двери установлен сейфовый замок, а к нему единственный сохранившийся ключ, рабочая часть которого сделана из стали «Соболь», а видимая парадная часть из латуни.

image30

image31

     Малиновая гостиная самая большая из сохранившихся комнат анфилады, она отделана изысканнее и богаче. Глубокие дверные проёмы и оконные ниши во всю толщину стены украшены золочёной резьбой. Особый уют комнате придаёт белый мраморный камин с зеркалом в деревянной раме с тонкими резными колонками.
     Во внутренних углах комнаты расположены печи светлого искусственного мрамора. Их вогнутая поверхность занимает всю высоту комнаты.

image32

     Уникальный паркет XVIII века из 4-х видов дерева. Самым дорогим деревом был чёрный дуб, который вымачивался 30 лет в речной воде. Паркет не подновлялся с 18 века. Единственное, что с ним сделали, защитили тремя слоями лака.

image33

image34

image35

image36

     Старинная газовая люстра. В Малиновой гостиной висит с 1863 года. Изготовлена она из бронзы и горного хрусталя. Такие люстры назывались газовыми, а на самом деле они газолиновые. Центральный бронзовый шар — это резервуар для наполнения газолином, специальной горючей жидкостью. Самотёком газолин по трубочкам поступал к фитилям в плафонах. Около каждого плафона есть краник, которым можно регулировать подачу газолина в плафон. В 1924 году люстру переделали в электрическую. Но вид остался точно такой же, кроме одной детали. Ранее у каждого плафона дополнительно крепились два круглых зеркала, которые очень красиво отражали и рассеивали свет от горящего фитиля. Константиновский межевой институт имел собственную газгольдерную службу. Она отвечала за освещение института и всей Басманной слободы.
     Изумрудная гостиная совсем небольшая. Это помещение предназначалось только для дам, сюда не могли входить кавалеры. Во время балов дамы были затянуты в корсеты до окружности осиной талии, когда кавалер мог обхватить её пальцами рук. Дамы приезжали на балы со своими девушками, чтобы в перерывах между танцами, они помогали снимать и надевать корсет. Снять корсет могла одна девушка, а чтобы затянуть корсет, нужны были усилия четырёх девушек.

image37

image38

image39

     Первозданная роспись XVIII века на потолке Изумрудной гостиной. Сделана по эскизам Матвея Казакова. Многокрасочный овальный венок из садовых и полевых цветов: роз, нарциссов, васильков, тюльпанов и лилий на фоне светлого зеленовато-голубого неба.

image40

image41

image42

image43

     После посещения музея прошлась по Гороховскому переулку.

image44

image45

image46

image47

     Потом повернула на Старую Басманную улицу.

image48

image49

     Церковь Никиты Великомученика

image50

image51

image52

image53

image54

image55

image56

     Потом прогулялась по Новой Басманной.

image57

image58

Особняк Стахеева

image59

image60

image61

     Храм Апостолов Петра и Павла в Басманной слободе

image62

image63

     Конечный пункт моего маршрута – станция метро «Красные Ворота»

image64

     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов


     
     

Мир глазами фотографа