Достопримечательности и интересные места
https://idiot-spb.com/
Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 82
Архитектор: Сюзор П. Ю.
Год постройки: 1870-1871, 1874
Стиль: Эклектика
Застройка берегов Мойки началась с 1706 г. «Близ Невской першпективы» (Невского проспекта) стали возводить дома для офицеров морского флота. В 1711 г. для осушения местности Мойку соединили с Фонтанкой неподалеку от её истока из Невы. Набережная была застроена «сплошною фасадою» — по принципу, характерному для Санкт-Петербурга конца XVIII – начала XIX в.в. Первоначально на набережную Мойки выходили парадные фасады домов столичной элиты и сподвижников Петра I. Во дворах тогда располагались небольшие жилые флигели и хозяйственные строения. Застройка набережной реки Мойки особенно активно продолжалась во второй половине XVIII в., когда здесь возводились огромные особняки и дворцы. Ко второй половине XIX в. это было одно из самых престижных мест в городе, где жили придворная знать и члены императорской фамилии.
Рассматриваемый участок занимал почти половину современного квартала. К концу XVIII в. – началу XIX в. на исследуемом участке 2-й Адмиралтейской части 4-го квартала по набережной реки Мойки появляются четыре каменных дома (позднее объединённых в единое здание), двухэтажные и одноэтажные каменные службы в глубине участка. В 1811 г. А.С. Пушкин при приезде в Санкт-Петербург вместе со своим дядей В.Л. Пушкиным и его гражданской женой А.Н. Ворожейкиной поселился в гостинице «Бордо», располагавшейся рядом с Синим мостом (наб. р. Мойки, 82). Гостиница «Бордо» занимала часть четырёхэтажного дома, выходящего на Мойку. Кроме этого во дворе находились два двухэтажных флигеля.
Домом в то время владел портной Мейер, продавший к 1820 г. участок купцу 3-й гильдии Игнатию Эгерману (Егерману).
В 1857 г. для нового владельца участка – надворного советника Воронина – по проекту А.С. Кирилова возводится трехэтажный на высоких подвалах доходный дом вдоль Фонарного и Глухого (нын. Пирогова) переулков, а также 1-3-х этажные постройки во дворе. Лицевые фасады выполнены в характере ранней эклектики («постклассицизм»). Цоколь облицован известняком, первый этаж отделан рустом. Под окнами устроены прямоугольные ниши с филёнками. Ограждения балконов второго и третьего этажей на кронштейнах чугунного литья выполнены из фигурных чугунных стоек. Оконные проёмы 1 и 3-го этажей прямоугольные, оконные проёмы второго этажа – с полуциркульным завершением, отмечены прямыми сандриками. Под окнами второго этажа – прямоугольные филёнки. Окна второго и третьего этажа оформлены профилированными наличниками. Завершает композицию лицевых фасадов профилированный карниз с «сухариками». Дворовые фасады гладко оштукатурены. Арочные окна второго этажа и прямоугольные окна третьего этажа оформлены профилированными наличниками. В завершении устроен венчающий профилированный карниз.
В 1824 и 1826 годах в доме № 82 жил русский драматург А. А. Жандр, у него на квартире в июне 1826 года, во время остановки в Санкт-Петербурге проживал А. С. Грибоедов.
В 1870—1871 годах во дворе дома Егермана по проекту архитектора П. Ю. Сюзора были построены Воронинские бани (названные так по имени нового владельца участка, Михаила Степановича Воронина (1838-1903) — купца 3-й гильдии, коллежского асессора. М.С. Воронин был выдающимся специалистом в области микологии и фитопатологии, академиком.
Созданные бани имели все современные технические достижения, специальная вентиляция, фонтаны и бассейны с регулируемым уровнем и температурой воды, покрытые изразцами каменки с разбрызгивателями, специальное асфальтовое покрытие для хождения босиком и др. За создание бань в 1872 году на Политехнической выставке в Вене архитектор П. Ю. Сюзор был награждён медалью.
В 1874 году доходный дом Воронина по набережной Мойки был перестроен также по проекту П. Ю. Сюзора: надстроен ещё одним этажом с изменением декора фасадов.
Четырехэтажный каменный дом сохранил свою первоначальную структуру и декор фасадов в характере эклектики. Лицевые фасады здания имеют симметрично-осевую композицию с ярко выраженными центральным и боковыми ризалитами, которые оформлены, в свою очередь, арочным проездом с позднейшим воротным заполнением, балконами на кронштейнах с ограждением, венчающими аттиками криволинейной и прямолинейной формы. Венчает здание профилированный карниз с «сухариками»; над входами металлические козырьки; цоколь облицован известняковым камнем.
С 1917 года в здании доходного дома были размещены государственные учреждения, в последние годы в нём было открыто два ресторана.
Один из ресторанов называется «Идиотъ», в котором мы побывали.
Уютный ресторан с интересным оформлением. Меню нам понравилось, оформление и качество блюд тоже.
Хранитель ресторана — Кот Кристофер. Кот, который живёт в ресторане и иногда выходит к гостям. Мы с милым котиком тоже познакомились, погладили его и почесали за ушком.
Доходные дома Воронина в 2001 году были включены КГИОПом в перечень выявленных объектов культурного наследия под номером 210.
Во дворе и парадных дома проходили съёмки первого сезона сериала «Улицы разбитых фонарей», серия «Напиток для настоящих мужчин».
Мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.