Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь

                 Достопримечательности и интересные места

   Иосифо-Волоцкий (Иосифо-Волоколамский) ставропигиальный мужской монастырь
     Московская область, Волоколамский район, село Теряево.

iosif-vm1

iosif-vm2

iosif-vm3

   Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь основан в июне 1479 года преподобным Иосифом Волоцким.
   Преподобный Иосиф Волоцкий — уникальнейшая личность в мировой истории. След, который он оставил в памяти потомков, и спустя несколько столетий не изглаживается из памяти поколений. Его почитают как святого Православной Церкви, уважают как выдающегося организатора монастырской деятельности, переиздаются его сочинения, ставится в пример опыт его служения Церкви и обществу как человека, во многом опережавшего своё время.

iosif-vm4

     Преподобным Иосифом Волоцким был составлен общежительный устав, названным им своей “Духовной грамотой”. Он писал его под конец жизни в виде завещания братии. Устав представляет собой достаточно обширное сочинение, разделён на 14 глав и заключает в себе три отдельных устава, или завещания.

     Первое завещание – всей братии, оно состоит из девяти наставлений, которые изложены обширно, в виде поучений со свидетельствами из Священного Писания, из правил соборных, из святых отцов, из Патериков и т.д. В главе 12 эти поучения повторены кратко в виде правил. Эти правила говорят: а) о благочинии в церкви и соборной молитве; б) о благочинии в трапезе, о пищи и питии; в) об одежде, обуви и других вещах монастырских; г) о том, что не должно инокам беседовать после повечерницы и ходить из кельи в келью; д) не должно им исходить из монастыря без благословения; е) об общих монастырских трудах и особых послушаниях иноков; ж) о том, что не должно быть в обители питию и пьянству; з) не должно входить в обитель женскому полу; и) не должно жить в обители и даже в монастырских дворах отрокам.

iosif-vm5

iosif-vm6

iosif-vm7

     Второе завещание – настоятелю, оно изложено в 11-й главе и убеждает настоятеля со всей ревностью заботиться о вверенных ему иноках и учить их словом и делом.

     Третье завещание – соборным старцам и вообще старейшим братиям, которым вверено было вместе с настоятелем и в отсутствие его управлять обителью. В 13-й главе содержится девять преданий, объясняющих, как соборным старцам наблюдать за исполнением правил монастырского устава. В главе 14 преп. Иосиф излагает девять запрещений, или епитимий, которые должны были налагать соборные старцы на иноков за нарушение правил.
     Преп. Иосиф поместил в своём уставе отдельную главу под названием: “Отвещание любозазорным и сказание вкратце о св. отцех, бывших в монастырех иже в Рустей земле сущих”.      Здесь преп. Иосиф в ответ на утверждение, что святые отцы ещё в прежние времена изложили в письменах общежительные предания, а ныне не следует так поступать, но должно учить только словом, доказывает, что, напротив, настоятель обязан учить свою братию не только словом, но и писанием. Затем, чтобы кто-либо не стал утверждать, будто русские святые отцы не писали иноческих преданий, преп. Иосиф излагает краткое сказание о святых отцах Русской земли, где говорит о преп. Антонии и Феодосии Печерских, Сергии Радонежском, Кирилле Белозерском, Савве Тверском, Макарии Колязинском, Пафнутии Боровском и др. В конце он обращается к современному иночеству и замечает, что ныне благочестие между иноками крайне упало, поэтому необходимо употреблять не одни словесные, но и письменные наставления.

iosif-vm8

iosif-vm9

iosif-vm10

     История монастыря
     14 июня 1479 года молодой игумен Иосиф (Санин) в 20 верстах от города Волоколамска обрел среди вековой чащи леса расчищенную чудесным ураганом большую поляну, которая была определена Промыслом для осуществления сокровенного желания его сердца – основания нового монастыря. Преподобный пришёл на родину, будучи уже опытным аскетом и духоносным наставником, трепетно неся с собой чудотворную икону Смоленской Божией Матери — благословение на самостоятельный путь своего почившего к тому времени учителя преподобного Пафнутия Боровского. Святой образ Пречистой Богородицы он водрузил на месте, освящённым в тот самый день ударившей среди ясного летнего неба благодатной молнией. Волоцкому подвижнику последовали 7 верных старцев, оставивших почти 20 лет бывшую местом иноческих подвигов и послушания святого Иосифа Рождественскую обитель на Бору, в поисках более совершенной монашеской жизни.

iosif-vm11

iosif-vm12

iosif-vm13

     Сам преподобный Иосиф был талантливым каллиграфом и ценителем церковного искусства. В монастыре было собрано несколько тысяч книг (почти все они сохранились в разных библиотеках), велась подробная летопись, в ризнице, кроме драгоценной уникальной утвари, находилось значительное количество икон, где особое место занимали творения преподобного Андрея Рублёва. На фоне высокой общей культуры и образованности, среди монахов обители нередко рождались таланты. Из пострижеников Иосифова монастыря особым литературным даром от Бога был прославлен инок Досифей (Топорков), составивший вдохновенное «Слово надгробное» своему учителю и родственнику преподобному Иосифу и значительный по объему и фактуре «Волоколамский патерик». Старец-аскет Евфимий (Турков) обладал благодатной способностью составления исключительных по духовной силе церковных канонов, его же перу принадлежит грандиозный труд, получивший название «Монастырский обиходник».
     Монастырь, основанный в 1479 году, являлся одним из форпостов Москвы. Деревянная крепостная стена, построенная при основании монастыря, была в 1543-1566 гг. заменена кирпичной. Монастырь расположен на берегу Гурьевского озера.
     Во время польско-шляхетской осады укрепления монастыря сильно пострадали и в период с 1676 по 1690 г. были почти полностью заменены новыми. Башни монастыря богато украшены декоративной кирпичной кладкой и зелёными изразцами, эффектно выделяющимися на белой глади стен.

iosif-vm14

iosif-vm15

iosif-vm16

iosif-vm17

iosif-vm18

     Монастырь был мощным оборонительным сооружением. Стены его являются первоклассным образцом русского крепостного строительства. Постройка их осуществлена талантливыми мастерами под руководством крупного зодчего Ивана Неверова.
     Из зданий монастыря замечательны древний Богоявленский собор, построенный 1504 году; Успенский собор – пятиглавое кубообразное здание с изразцовым поясом, конца XVII века; надвратная Петропавловская церковь, так же пятиглавая, второй половины XVII века. Входы в неё отмечены сложными по рисунку и богатому по декоративному убранству порталами.

iosif-vm19

iosif-vm20

iosif-vm21

iosif-vm22

      Иосифо-Волоколамский монастырь являлся одним из типичных монастырей-феодалов, обладавших огромными богатствами и большим числом крестьян. В конце XVI века, в связи с усилившейся эксплуатацией, произошло крупное восстание монастырских крестьян.
История монастыря тесно переплетена с историей Волоколамска.

iosif-vm23

iosif-vm24

iosif-vm25

iosif-vm26

iosif-vm27

iosif-vm28

iosif-vm29

     
     Мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.

     

Мир глазами фотографа