10 – 26 июня 2018 года.
Пройдено – 3000 км.
Дворцы, парки, города, Ладога, Онега, достопримечательности и интересные места.
Маршрут: Москва – Тверь — Великий Новгород – Выборг – Средневековый город Сваргас – Сортавала (Валаам) – Рускеала – Петрозаводск (Кижи) — Марциальные Воды – Медвежьегорск – Вытегра – Вологда – Кострома – Суздаль – Москва.
Из Костромы мы отправились в Суздаль.
Впервые Суздаль (Суждаль) упоминается в летописи в 1024 году, как название целой округи, ремесленных поселений на побережье реки Нерли до Клязьмы.
Христианство неохотно принималось в этих краях, населенных главным образом смердами-общинниками. Проповедников изгоняли или убивали. После того, как правивший в то время Ярослав Мудрый издал новые законы, приведшие к еще большей зависимости смердов от богатой части населения, на суздальской земле вспыхивает восстание, подавлять которое приехал сам Ярослав Мудрый.
После Мономаха Ростово-Суздальским княжеством правит его сын Юрий Долгорукий, который делает Суздаль стольным градом, а княжескую резиденцию размещает в соседней Кидекше на берегу Нерли.
Нашествие монголо-татарской орды в 1237-1238гг. не обошло и Суздаль. Под предводительством хана Батыя орды осадили Владимир и вверх по течению Нерли пошли к Суздалю. В 1257г. Суздаль был обложен данью, сбором которой занимались баскаки – ордынские сборщики.
К концу XV – началу XVI веков Суздаль уже полностью подпадает под власть усилившейся Москвы, и его монастыри становятся местом ссылок неугодных представителей княжеских и боярских родов. Больше всего именитых ссыльных побывало в женском Покровском монастыре, которому в связи с этим доставались и богатые дары.
Утратив свое политическое значение, город становится крупным религиозным центром. Здесь располагается центр Суздальской епископии, получившей в конце XVI века статус архиепископии. В монастырях Суздаля оживляется каменное строительство.
XVII век для Суздаля начался с оставившего заметный след на облике города польско-литовского разорения. После того, как в 1607г. Лжедмитрий II расположился под Москвой в местечке Тушино (за что получил прозвание «Тушинский вор»), и не смог взять Москву приступом, отряды польско-литовских войск принялись за разграбление окрестных городов.
В 1608г. после непродолжительной осады польско-литовские отряды взяли Суздаль, разграбили и подожгли. В 1611г. город снова подвергся нападению литовцев. Следы этих трагических событий еще долго сохранялись и в облике города, и в памяти суздальцев. В борьбе за освобождение Московского государства от польского вторжения Суздаль принял активное участие: в 1612г. суздальский князь Дмитрий Пожарский с большим отрядом выступил на помощь народному ополчению.
После всех несчастий первой половины XVII века Суздаль снова начал оправляться. Каменное строительство, правда, было под силу только богатым монастырям – Спасо-Евфимиеву и Покровскому. В Суздале появляются свои каменщики; зодчие Мамин, Грязнов и Шмаков из посадских людей становятся выдающимися мастерами своего времени.
В 1708г. Петр I издал указ о разделении России на 8 губерний. Суздаль оказался уездным городом Московской губернии, а еще через год, когда Московскую губернию поделили на 9 провинций, стал центром отдельной провинции.
В 1714г. в городе была учреждена первая школа, а в 1723г. — духовная семинария, выпускником которой был химик Д.И.Виноградов, изобретатель русского фарфора.
К XVIII веку относится такое явление в архитектуре города, как строительство «парных» церквей – «летних» и «зимних» рядом.
В 1776г., после образования Владимирской губернии, Суздаль становится уездным городом и получает новый герб – белого сокола на синем фоне.
В 1788г., при Екатерине II, царским правительством утверждается новый генеральный план Суздаля. Им предусмотрены правильные прямоугольные кварталы и прямые улицы. Но старая планировка города оказалась достаточно устойчивой, и реконструкция только выпрямила и удлинила центральную улицу и расширила границы Суздаля, который теперь включал в себя не только старую центральную часть, но и предместья – монастыри с ремесленными слободами. Строится новая прямая улица – Васильевская, названная по монастырю.
В XVIII веке написан известный труд Анания Федорова – «Историческое собрание о граде Суждале», — дополнявшийся позднее сведениями других местных краеведов.
В 1806-11гг. в центре города вырастают Торговые ряды (Гостиный двор), в 1834г. — Присутственные места (сейчас это здание занимает загс). В 1820-х гг. строятся ломбард и таможня. После победы над Наполеоном в Ризположенском монастыре возводится 72-метровая колокольня.
На рубеже веков в Суздале, который обошла стороной железная дорога, каменной застройки было по-прежнему немного, и улицы, многие из которых не были даже замощены, застраивались деревянными домами; часть их сохранилась и по сей день. Немаловажной частью города были сады и огороды, имевшиеся почти у каждой семьи.
Памятным событием истории Суздаля этих лет стал приезд императорской семьи в 1913 году. Николай II с дочерьми посетил Ризположенский, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, преподнес подарки, а некоторые особо ценные иконы из монастырей попросил передать для хранения в Петербургский музей Александра III, предварительно сделав с них копии.
За время гражданской войны власть в Суздале, в отличие от многих городов России, не менялась. Шли перемены только внутри самого города, и перемены, для одного из религиозных центров удивительные. Жители не только не возражали, но даже охотно поддерживали вскрытие рак с мощами, реквизиции церковного и монастырского имущества, сожжение икон. Это продолжилось и в следующие десятилетия.
После окончания гражданской войны Суздаль постепенно, хотя и очень медленно, начал отстраиваться и приобретать более благоустроенный вид.
В 1923 году открывается Суздальский музей. Он разместился в Архиерейских палатах. Работа по его созданию и развитию была возложена на первого директора музея – Василия Ивановича Романовского. Ему удивительным образом удалось собрать более 3,5 тысяч предметов из закрытых суздальских монастырей и тем самым спасти их. То, что сохранить не удалось, самоотверженный директор музея лично обмерял и описывал. За 1920-1930-е годы в Суздале снесено 14 церквей, а при сохранившихся храмах зачастую не оставалось оград и теплых приделов, разобранных на кирпичи.
В 1930г. по просьбе Романовского в Суздаль присылают молодого специалиста, выпускника Ленинградских высших курсов искусствоведения – Алексея Дмитриевича Варганова, которому предстоит стать самой видной фигурой в спасении и восстановлении памятников города.
После тягот и треволнений военных лет музею снова вернули Архиерейские палаты, и на суздальские памятники и его сотрудников обратили внимание именитые люди страны – академик П.Л.Капица, архитекторы Б.М.Иофан и Н.И.Брунов. Известно открытое письмо Капицы, обращенное к секретарю ЦК Маленкову, о ценности памятников Владимирской области. Но, несмотря на поддержку советских ученых, суздальским музейщикам еще долгое время пришлось бороться за свой город в одиночестве.
Окончание войны, дав относительное облегчение людям, не принесло ожидаемых улучшений для памятников старины. В большинстве храмов располагались хозяйственные учреждения – гаражи, кузница, склады и т.п. Бесчисленные письма Варганова в вышестоящие инстанции с требованиями хотя бы принудить арендаторов содержать здания в должном порядке результатов практически не приносили, к тому же просто пустовавшие храмы разрушались еще быстрее.
Медленно, с большим трудом, но началась исследовательская работа в Архиерейских палатах, объединенная с реставрацией. После завершения реставрации на рубеже 1940-1950-х годов началось восстановление других памятников Суздаля, в первую очередь – Рождественского собора в кремле. Реставрация памятников нередко сопровождалась последующей передачей их снова под хозяйственные нужды города.
И все же усилия Варганова и его сотрудников приносят ощутимые плоды: в 1958 году два краеведческих музея – Владимирский и Суздальский – объединяют во Владимиро-Суздальский государственный музей-заповедник. Суздаль стал привлекать больше туристов, появился штат экскурсоводов. В 1956 году был открыт автобусный маршрут Владимир-Суздаль.
В 1961-1963 годах была построена новая дорога до Суздаля взамен старой, мощеной булыжником, петлявшей между окрестными деревнями. Это сильно облегчило путь от Владимира и экскурсантам, и жителям города.
В музее наступило долгожданное время реставрации основных, самых древних и интересных памятников. Восстановление Архиерейских палат стало главным делом жизни А.Д. Варганова.
Резко возросший в середине 1960-х гг. интерес к старине вызвал приток туристов в старинные города России.
В эти годы Суздаль стал еще и одним из киносъемочных центров. Виды города можно узнать в таких фильмах, как «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев», «Метель», «Юность Петра», и другие.
Суздальский кремль – это музей, с многочисленными экспозициями, посвященными истории Суздальской земли, известным людям, с ней связанным, сокровищам из монастырей и церквей, древнерусской живописи и прикладному искусству.
Музей открыт ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме вторника и последней пятницы каждого месяца.
Рождественский собор (XII-XVI в.в.) — старейшее здание Суздаля. По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы – первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Шестистолпное (или четырёхстолпное) мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича — плинфы — и расписано лучшими византийскими мастерами.
Но уже примерно через полвека из-за слишком слабого для такого гиганта фундамента собор начал рушиться, и по приказанию Юрия Долгорукого был разобран. В середине XII века (1148г.) на месте прежнего собора из тесаного белого камня — пористого известняка — был возведён новый огромный храм, сходный по своей архитектуре с Успенской церковью в Киево-Печерской Лавре. Он поставлен на мощный фундамент, врытый в глубокий котлован. Венчали массивный шестистолпный четверик храма три шлемовидных главы на высоких барабанах. Центральная глава, вероятно, помещалась на дополнительном постаменте, а малые главы опирались на восточные углы здания.
Первое документальное упоминание о соборе относится к Лаврентьевской летописи 1222г., когда на основании прежнего собора по велению владимирского князя Юрия Всеволодовича возводится третье здание, окружённое тремя притворами, выполняющими также роль укрепляющих стены контрфорсов. Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225 г.г. Епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой.
В 1445г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трёх глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней.
В 1634г. по распоряжению епископа Серапиона собор снова расписывают, при нём же в 1635-1636гг. строится придел святых Фёдора и Иоанна. При митрополите Илларионе разбирают огромные хоры, на которых размещалось 5 престолов: архангела Гавриила, Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).
Внутри собор не менее величествен, чем снаружи. Одна из главных его достопримечательностей – Златые врата — уникальный образец декоративно-прикладного искусства суздальских мастеров.
При реставрации собора в 1938г. под руководством А.Д.Варганова и И.А.Столетова на стенах южной апсиды были обнаружены орнаменты времён Мономаха и уникальные древние фрески 1233 года.
Некрополь Рождественского собора представляет отдельный интерес. Среди захороненных под чугунными плитами пола есть члены известнейших боярских и княжеских родов, таких, как Шуйские, Шуйские-Скопины, Бельские. Там же покоятся сыновья Юрия Долгорукого — Иван и Святослав.
В 1930-х гг. богослужения в соборе прекратились, и начались научные и археологические исследования. К 1960-м гг. позднейшие обстройки были снесены, и здание обрело вид XVI века, за исключением луковичных глав со звездами.
В августе 2005г. собор, долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нём были обретены мощи святого Арсения Элассонского (1550-1635), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982г., которые были оставлены в соборе. Последним этапом реставрации было восстановление фресок и белого камня.
Соборная колокольня (1635 г.) находится к югу от Рождественского собора и по своим размерам вполне ему соответствует. Она была сооружена по приказу епископа Серапиона. Массивный восьмерик с широкими арками звона заканчивается шатром с тремя рядами слуховых окошек разной формы. Под шатром сделана небольшая кровля над карнизом – полица, характерный элемент крепостных башен.
В конце XVII века на колокольне были сделаны часы с боем, отбивающие каждый час и каждую четверть часа. Сейчас они отремонтированы, и в кремле можно слышать их звон.
Во втором этаже колокольни были устроены два престола. В конце XVII века по приказу митрополита Иллариона церковь была расширена, к ней пристроили алтарную часть и соединили ее галереей с архиерейскими палатами. С севера колокольню тоже окружили обходной галереей, а с востока пристроили высокое крыльцо с восьмигранным шатром.
В 1719г. во время большого пожара галерея и переходы обрушились и были восстановлены только в 1968г. по проекту А.Д.Варганова.
Архиерейские палаты (XV-XVIII в.в.) — сложный комплекс каменных строений, древнейшей из которых является угловая юго-восточная часть — епископские палаты конца XV века. Со стороны собора палаты окружены невысокой каменной стеной с воротами, а с другой стороны — земляным валом. Снаружи над палатами виден маленький купол домовой трапезной церкви, восстановленной в формах XVI века: с восьмискатным покрытием, живописной галереей на арках и высоким крыльцом, схожим со вторым крыльцом со стороны колокольни. В состав Архиерейских палат входят жилые постройки, хозяйственные, трапезная палата и упомянутая домовая епископская трапезная церковь. В конце XVII века при митрополите Илларионе все эти строения, прежде стоявшие порознь, были объединены в единый комплекс при помощи переходов, галерей и потайных лестниц. Тогда же была построена огромная бесстолпная Крестовая палата для торжественных приемов, площадью в 338 кв. м и с девятиметровыми потолками. Суздальский историк ключарь Ананий Фёдоров писал об этой палате: «И то чуду подобно…свод един без столпов содержится непоколебим». К сожалению, до наших дней подлинный свод не сохранился, он был восстановлен в 1967-1970гг. под руководством архитектора А.Д.Варганова и инженера В.В.Пластина.
Иорданская сень, 17 век.
Евангелие напрестольное.
Иорданская сень, 17 век.
Деревянная Никольская церковь (1766 г.) была перевезена в Кремль из села Глотово Юрьев-Польского района. Она поставлена между архиерейскими палатами и земляным валом, на месте другой деревянной церкви, сгоревшей в XVII веке.
Село Глотово известно тем, что в нём будто бы родился Михаил Романов, основатель царской династии Романовых. Правда, это ничем не подтверждается, кроме устных преданий.
С переносом церкви Николы из Глотова в Суздаль связана знаменательная веха в музейной истории города – с этого началось создание музея деревянного зодчества, теперь являющегося одним из очень интересных достопримечательностей Суздаля.
Деревянная церковь – редкий сохранившийся образец «клетских» храмов, близких по способу постройки к деревянной избе. Она состоит из двух срубов-«клетей» разного размера; главный сруб приподнят на подклете, к нему примыкает второй сруб, пониже, исполняющий роль трапезной. Почти такой же высоты, как и центральный сруб, гранёная апсида примыкает к нему с восточной стороны. Открытая галерея опоясывает храм с трех сторон.
Главка поставлена на конёк крыши и покрыта лемехом – деревянной «чешуей». Сама кровля очень высокая, с крутыми скатами.
Церковь смотрится очень органично в общем ансамбле кремля.
В Суздале мы остановились в гостинице «МИРРОС ОТЕЛЬ СУЗДАЛЬ», которая находится на улице Ленина, д. 82 (https://mirros-hotels.com/suzdal/)
«+» Доброжелательный персонал. Чистый комфортный номер, отличная кровать, удобный матрас, просторный санузел. Холодильник, чайник, набор «чай-кофе», вода минеральная. Отличная парковка. Центр города, достопримечательности в пешей доступности. Продлили на два часа пребывание в гостинице, как genius-путешественнику.
«-» Завтрак не входит в стоимость номера. В ресторане Le Bazar при гостинице очень высокие цены, и еда оставляет желать лучшего (две солянки и два морса обошлись в 1000 руб. с учётом скидки для гостей отеля). Мы ходили в ресторан «Харчевня» поблизости, еда вкусная и цены приемлемые (карты к оплате раньше не принимали, более свежей информации у меня нет).
Вот и подошло к концу наше путешествие, пора домой.
Сначала хотели поехать в Москву через Владимир, но потом решили через Александров. Машин практически не было, и дорогу от Александрова до Ярославского шоссе заасфальтировали, в Александрове тоже шли ремонтные работы.
Путешествие получилось насыщенным и интересным. Сейчас, когда составляла этот фоторассказ, с удовольствием «проехалась» ещё раз по маршруту.
Большое спасибо за терпение и любознательность!
Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов