Достопримечательности и интересные места
Крым, Севастополь, Нахимовский р-н, Северная сторона, ул. Громова 35/1.
http://muzey-sevastopol.com/mihail
тел. тел. +7 978 062 29 91
Время работы:
Ежедневно с 09:00 до 18:00
Экскурсии каждый час* 9:00, 10:00, 11:00, 12:00,
13:00, 14:00, 15:00, 16:00,17:00
Санитарный день –
последний понедельник месяца
Музей размещен в одном из сохранившихся фортов середины XIX века. Михайловская батарея была построена в 1845 году по проекту инженер-полковника Бюрно. Позже проект был дополнен инженерами Фелькерзамом и Павловским. Михайловская батарея защищала Севастопольскую бухту от вражеских кораблей. Северный фланг крепости был предусмотрен также для отражения атак с суши.
Здесь представлена частная коллекция «Музея Шереметьевых». Основная часть экспозиции посвящена Крымской (Восточной) войне 1853-1856 гг., в музее также представлены экспонаты, которые относятся и к другим периодам. Гражданская война, Первая мировая, Великая Отечественная.
Весь музей в целом сделан так, чтобы максимально воспроизвести интерьер фортификационного сооружения середины XIX века.
18 голландских печей, расставленных по всей анфиладе, деревянный пол, фонари – всё для того, чтобы посетители чувствовали себя в той крепости, в которой служили родине русские солдаты полтора века назад.
Огромное орудие – однопудовый длинный Единорог – установлен на своем историческом месте, для которого специально был воссоздан по оригинальным чертежам поворотный крепостной лафет.
Экспозиционные залы расположены в четком тематическом и хронологическом порядке. Таким образом, посетители невольно совершают путешествие во времени, начиная от основания города и заканчивая победой в Великой Отечественной войне. Орудия, холодное и огнестрельное оружие, награды, мундиры, детали амуниции, оригинальные документы, фото- и литографии, предметы быта.
История Михайловской батареи
Уникальное военно-стратегическое значение Ахтиарской бухты первым оценил великий русский полководец А. В. Суворов. С его именем связано основание и развитие города-крепости, по его приказу на берегах бухты были возведены первые земляные батареи. Удобная для стоянок кораблей бухта врезалась в юго-западную часть Крымского полуострова на восемь километров. Ее обрывистые берега хорошо защищали корабли от северного ветра, а первые от входа в бухту шесть каменных мысов южного и северного берега сама природа создала для строительства береговых казематированных батарей.
Полвека спустя на месте первых земляных укреплений приступили к строительству каменных береговых батарей. Строительный камень добывали в каменоломнях Килен-балки и Каменоломенном овраге. План укреплений крепости разработал инженер-полковник К.И. Бюрно. В ходе строительства крепости проект несколько раз дополнялся инженер-полковником Фелькерзамом и инженер-полковником Павловским.
В 1846 году основные строительные работы по созданию Михайловской казематрированной батареи были завершены. Батарея представляет собой П-образную двухъярусную береговую приморскую крепость, с центральным корпусом и двумя боковыми крыльями, расположенными к нему под углом в 100 градусов. Общая длина крепости (форта) с северным и южным флангами составляет 205 метров. Наружные стены имеют толщину 1,8 метра. В тыловой части (горжи) оборудована оборонительная стена и ров. К внутренним углам дворовых фасадов примыкали две 3-х ярусные башни-барбеты, оборудованные амбразурами. До наших дней сохранилась только одна башня.
Батарея была оборудована двумя ядрокалильными печами для 24-фунтовых ядер. Планировка внутренних помещений для размещения личного состава батареи анфиладная, общий коридор связывает между собой смежные казематы на обоих ярусах. Несмотря на целый ряд реконструкций, внутренние интерьеры батареи до наших дней сохранили свой вид.
Накануне Крымской войны 1853-1856 гг. на вооружении батареи имелось 77 орудий.
64 орудия могли вести огонь по рейду, при этом угол обстрела составлял 50°. В боевых действиях Крымской (Восточной) войны батарея участия не принимала, в это время ею командовал капитан-лейтенант Н.Ф. Андреев.
Для сообщения между Южной и Северной сторонами города через бухту к деревянному причалу Михайловской батареи был возведен наплавной мост. В период 14 июля — 15 августа 1855 года около двух сотен моряков и плотников вместе с ратниками 45-й дружины Курского ополчения и саперами 4-го батальона навели 86 плотов, каждый длиной 13 метров, шириной — пять метров. Плоты удерживались якорями. Общая длина моста составляла 960 метров, при ширине 11 метров. Руководил строительством моста начальник инженеров Крымской армии генерал-лейтенант А.Е. Бухмейер. 27 августа (8 сентября) 1855 года основная часть защитников Севастопольского гарнизона, с западной части Николаевского мыса (начало моста) переправились по наплавному мосту на Северную сторону. Генерал-майор А.П. Хрущёв в сопровождении капитана И.Г. Воробьёва последним покинул южную часть города. 16 августа после завершения переправы всех русских войск на Северную строну, мост развели. Михайловская батарея приняла в свои казематы раненных, больных, вывезенное имущество, документы русской армии.
После окончания Крымской войны казематы батареи использовали под складские помещения, позже в них дислоцировалась отдельная часть Севастопольской крепостной артиллерии. В 1920 году в период командования бароном П.Н. Врангелем Вооружёнными силами юга России, Михайловская батарея использовалась для размещения курсов артиллеристов. После Гражданской войны помещения батарея служили казармой для красных военморов. В июне 1942 года Михайловская батарея вместе с Константиновской стали последними рубежами обороны Северной стороны города. Моряки-черноморцы оборудовали в казематах второго яруса пулеметные точки. Под командованием капитана Р. Хайрулина трое суток они сдерживали натиск врага и только по приказу командования в ночь на 24 июня 1942 года защитники батареи переправились на Южную сторону.
В советское время казематы и территория Михайловской батареи занимал шхиперо-технический склад ЧФ. Здесь на двух ярусах батареи хранилось более тысячи наименований различной шхиперской номенклатуры: краски, растворители, технический спирт, ветошь, флаги и другая флотская мануфактура, включая паруса и др. Во дворе батареи на оборудованных площадках в стеклянных 20-литровых емкостях хранилась серная и синильная кислота, кислородные баллоны и другие СДЯВ. В 1989 году по приказу командующего ЧФ все сильнодействующие ядовитые вещества были вывезены с территории батареи на Мекензиевые горы. После раздела советского Черноморского флота в 1996 году Михайловская батарея как военный городок была передана ВМС Украины. В 2014 году Михайловская батарея стала северной экспозиционной площадкой Военно-исторического музея фортификационных сооружений Российской Федерации.
«Новороссийск» — советский военный корабль, линкор Черноморского флота ВМФ СССР. До 1948 года корабль входил в состав итальянского ВМФ под названием «Джулио Чезаре» (Giulio Cesare). Затонул на севастопольском рейде 29 октября 1955 года; в катастрофе погибло 829 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры.
Музей можно посетить без экскурсии.