Усадьба Ганшиных

                 Достопримечательности и интересные места

     Ярославская обл., Переславский район, Любимцевский с/о, деревня Горки, переулок Спортивный, д. 41.

museum_hans1

     https://www.museumpereslavl.ru/ru/branch/museum_hans/
     Работает с 9.30 до 17.00, выходной день – вторник.
     тел.: 8(48535)4-35-47

museum_hans2

     По прошествии нескольких лет, мы снова путешествуем по Ярославской области https://elvik-foto.ru/yaroslavl-region/.
     А отправились мы посмотреть деревянную купеческую усадьбу в небольшой деревне Горки.

museum_hans3

museum_hans4

     Чем ближе мы подходили к усадьбе, тем громче становился детский смех, а потом мы увидели ребят, которые вместе с сотрудниками музея водили хоровод.

museum_hans5

     На фото младший научный сотрудник музея Тювина О.В.

     Хоть усадьба и небольшая, сотрудники музея Морев Андрей Валентинович и Тювина Ольга Владимировна создали здесь культурный центр, где они проводят различные мероприятия: экскурсии, мастер-классы по обработке льна, интерактивные программы («Как рубашка в поле выросла», «Урок в старой школе», «Пионерскими тропами», «Кукольный сундучок»), так же проводят мастер-классы по старинной игре в крокет.
     В 2013 году под руководством заведующего музеем «Усадьба Ганшиных» А. В. Морева была построена площадка для игры в крокет. Морев А.В. является троекратным чемпионом в Открытом Турнире по классическому крокету среди музеев России.

museum_hans6

museum_hans7

     Сотрудники музея не дадут заскучать ни местным жителям, ни туристам из разных уголков России, все найдут для себя что-то интересное.
     Пока ребята водили хороводы и играли в крокет, мы пошли осматривать усадебный дом.
     Очень интересны фотографии и документы, старинные предметы быта, которые ярко представляют историю края и рассказывают о судьбе членов семьи Ганшиных.

museum_hans8

museum_hans9

museum_hans10

museum_hans11

museum_hans12

museum_hans13

museum_hans14

museum_hans15

     Отдельная экспозиция посвящена Владимиру Ильичу Ленину, пионерии и комсомолу. Не так давно в деревне возродили традицию приёма в пионеры детей одной из школ Ярославской области.

museum_hans16

museum_hans17

museum_hans18

     Попросила разрешения посидеть за деревянной школьной партой, я успела ещё застать такие, когда училась в начальной школе. В первом классе мы писали деревянной ручкой с пером и на парте у каждого ученика была своя чернильница. А во втором или третьем классе мы уже стали писать шариковыми ручками.

museum_hans19

     В зале народных промыслов мы попали в атмосферу XIX века, узнали обо всех этапах обработки льна.

museum_hans20

museum_hans21

museum_hans22

museum_hans23

museum_hans24

     Затем мы перешли в Охотничий домик, где представлена экспозиция жизни простой деревенской семьи и экспозиция об увлечении хозяев усадьбы рыбалкой и охотой.

museum_hans25

museum_hans26

museum_hans27

museum_hans28

museum_hans29

museum_hans30

museum_hans31

museum_hans32

museum_hans33

museum_hans34

museum_hans35

     А ещё здесь в далёкие 20-е годы прошлого века была создана одна из первых деревенских электростанций в России, которая осветила дома деревни Горки.

museum_hans36

     История Усадьбы Ганшиных.
     В годы крепостничества усадьба в деревне Горки и прилежавшие к ней земли принадлежали помещице Варваре Алексеевне Скиадан. После освобождения крестьян она продала усадьбу дворянам Виговским. Через несколько лет, в 1880 году её приобрёл купец Александр Алексеевич Ганшин, совладелец крупной текстильной фабрики в Юрьеве-Польском и владелец фабрики в Белькове.

museum_hans37

museum_hans38

     Усадьба стояла на светлом холме, окруженная парком, чуть в стороне от бедной деревеньки Горки в 23 крестьянские избы. Расположенная в 7 километрах от железнодорожной станции, усадьба была не только прекрасной дачей, но и перепутьем при перевозке товаров из Юрьева-Польского в Москву и Ярославль.

museum_hans39

     В усадьбе стоял большой дом с трёхоконным мезонином, а рядом с ним двухэтажный охотничий домик с балконами, вокруг них в густом парке располагались служебные постройки. На реке Шахе у запруды стояла мельница.
     Будучи либералом, купец Ганшин дал сыновьям образование. Его сын Алексей блестяще закончил Петербургский технологический институт. В 1895 году за революционную деятельность он был арестован. Являясь членом «группы технологов», А.А. Ганшин познакомился с В.И. Ульяновым (Лениным).
     В августе 1894 года в усадьбе Ганшиных была нелегально отпечатана рукопись Владимира Ильича Ленина «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?» Для печати использовали мимеограф.
     В конце мая 1894 года Алексей Александрович Ганшин получил от Владимира Ильича Ленина рукопись первой части книги, а в июне-июле вторую и третью части. К июлю первую часть отпечатали. В августе начали печатание второй, которая была закончена вместе с третьей уже в Москве в сентябре в доме № 16 по нынешнему проспекту Мира.
     Пишущие машинки были дороги, кроме того, на их покупку требовалось разрешение полиции. Машинку «Космополит» достал А. А. Ганшин, а всё прочее В. Н. Масленников в магазине Гагена. Работа шла медленно. За весь июль кустарными методами отпечатали только 100 экземпляров первой части книги. За второй частью Алексей Александрович ездил в Люблино к Владимиру Ильичу и пригласил его приехать в Горки.
     Согласно данным исследователей, В. И. Ленин находился в Горках 21-26 августа (2-6 сентября по новому стилю). Вот как Иван Александрович рассказывает об этом:
«В конце августа, в одну из ночей, мы с братом отправились на станцию Рязанцево, встречать Владимира Ильича. Конспирировали по всем правилам. Поезд из Москвы приходил в три часа ночи и в Рязанцеве встречался с ярославским. Заранее было условлено, что Владимир Ильич сойдёт с поезда не в сторону станции, а направо, к огромным штабелям дров, за которыми я стоял с лошадью, запряжённой в тарантас с плетёнкой и рессорными задними колёсами. Подошёл брат с гостем, мы познакомились, и они уселись сзади, а я стал кучером. Ехали через Будовское, Любимцево и прибыли в Горки ещё до восхода солнца.»
     Владимир Ильич конспирировал эту поездку даже от родных. Он ехал в Петербург, а «по дороге» завернул к Ганшиным и пробыл в Горках 4—5 дней. Здесь он любил сидеть на лавочке, с которой открывался вид на мельницу и окрестности.
     Ленина поместили в Охотничьем домике. Ганшины и Ленин прогуливались по окрестностям деревни и усадьбы, купались вместе в Шахе, раз или два охотились. 26 августа Владимир Ильич уехал в Москву.
     В декабре 1894 г., вместе с другими активными участниками организации, А. А. Ганшин был арестован, а позднее приговорён к ссылке на 3 года в город Слободской, Вятской губернии. Благодаря заступничеству отца условия ссылки смягчили, и уже в 1898 г. он вернулся в имение Горки.
     Летом во время каникул в усадьбе толпились студенты. Молодые люди тянулись к народу, помогали просвещать крестьян. Именно здесь у студентов Ганшиных учился известный народный учитель Василий Петрович Городничев. Всю жизнь он подарил деревенским детям, неустанно вёл общественную работу. 6 мая 1939 года он первым среди переславских педагогов был награждён орденом Ленина.
     18 июля 1920 года по инициативе А.А. Ганшина на реке Шахе открылась первая в Переславском уезде деревенская электростанция, оборудованная на мельнице на средства крестьян.
В 20-е годы XX века семья оставила усадьбу, перебравшись жить по месту работы главы семьи в Москву.
В мае 1920 года в селе Смоленское Переславского уезда вспыхнул пожар, сгорело более 30 домов. Чтобы помочь погорельцам, специальная комиссия собирала пустые строения по всему уезду. По постановлению Переславского уездного земского отдела в 1922 году Охотничий домик был отдан красноармейцу Сковородникову для постройки избы.
     В 1926 году историк М.И. Смирнов и художник Д.Н. Кардовский посетили усадьбу, чтобы сделать эскизы и фотографии.
     В 1927 году усадьба сгорела.
     После войны было принято решение восстановить главный дом и увековечить пребывание В. И. Ленина на Переславской земле.
В 1960 году, в честь 90-летия со дня рождения вождя революции, на месте сгоревшего дома Ганшиных рабочие переславской фабрики «Красное эхо» установили мемориальную доску. В 1969 году дом был восстановлен, в нём открылся ленинский музей. Тогда он был музеем одной ленинской книги. В 1985 году был восстановлен Охотничий домик. На очереди было воссоздание мельницы на реке Шахе…
Судьба страны отразилась на судьбе музея. В 1991 году музей был временно закрыт: здание главного дома требовало большого ремонта, экспозиции износились и устарели. В 1994 году музей, обновив экспозицию, заработал вновь. Его содержание стало более конкретным; ленинская тема (печатание книги молодого Ленина в Горках, приезд его к Ганшиным) раскрывается на фоне жизни переславских крестьян того периода.

museum_hans40

     В.И. Ленин в имении А.А. Ганшина в Горках на реке Шахе в Переславль-Залесском уезде. 1894 год. Картина исполнена по заказу музея Д.Н. Кардовским, который выезжал в Горки в 1926 г. вместе с В.И. Маркелловым. Картина написана в технике — гризайль (цвет — коричневый).
     Кардовский Дмитрий Николаевич (1866-1943 )

museum_hans41

Делла-Вос-Кардовская Ольга Людвиговна. Портрет Д.Н. Кардовского. 1928 г.
     
     Ученик И.Е. Репина и П.П. Чистякова, он прошёл хорошую школу академического рисунка, пополнил свои знания в мастерской профессора Ашбэ в Мюнхене, что позволило ему обобщить лучший опыт преподавания русской и европейской школ рисунка. Именно в графике Кардовский добился самых больших успехов. В первую очередь в книжной иллюстрации. Способность проникнуть во внутреннюю атмосферу литературных произведений, постичь характеры действующих лиц и образно передать это в рисунках, сделали его иллюстрации превосходными и во многих случаях непревзойденными («Каштанка» А.П. Чехова, «Невский проспект» Н.В. Гоголя, «Горе от ума» А.С. Грибоедова). Иллюстрации Кардовского украсили книги Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, И.А. Крылова. Л. Леонова, Д. Дефо и других писателей.

     Кардовский — педагог воспитал блестящую плеяду художников — графиков. У него учились Д.А. Шмаринов, В.П. Ефанов, Б.А. Дехтерев, Н.Э. Радлов, К.И. Рудаков, П.И. Шиллинговский, А.Е. Яковлев, В.И. Шухаев и многие другие. Насколько высоко ценил эту сторону своей деятельности сам Кардовский говорит тот факт, что на выставке 1929 года, посвященной 25-летию его творчества, из 300 работ, представленных на выставке, только 10 принадлежало самому художнику, все остальные — его ученикам. После смерти Кардовского многие из его учеников дарили свои работы Переславскому музею для создания экспозиции «Заслуженный деятель искусств РСФСР Д.Н. Кардовский и его ученики», дабы таким образом увековечить память своего учителя и его «школы».

     Известен Кардовский и как театральный художник. Много лет он работал в Малом театре, создавая эскизы костюмов и декораций к пьесам А.Н. Островского и И.С. Тургенева.

     Большое место в творчестве художника занимает историческая тема, которой он отдал много знаний и таланта. Вероятно, интерес этот возник в результате приглашения издательством И. Кнебеля лучших художников России, в том числе и Кардовского, к работе над серией наглядных пособий для школ «Картины по русской истории». Так, появилась серия картин, посвященных эпохе Петра I, в 1925 году — декабристский цикл, к нему примкнули работы о народовольцах, о событиях 1905, 1917-1920-х годов. («ПетрI и новики», 1909 г., «Оборона Севастополя» 1910 г., «Флот Петра I на Переславском озере» 1927 г., «Помещик на конном дворе» 1931 г., «Бал в Москве в конце 1820-х годов» и другие). Любовь к истории, знание деталей обстановки, костюма, способность проникнуть в сущность исторических событий помогли художнику в образном воплощении прошлого Родины.

museum_hans42

     Петровская флотилия на Переславском озере 25 августа 1692 года.
     
     Значительная часть жизни и творчества Кардовского связана с Переславлем — Залесским. В 1919-1920-х годах семья художника жила в родном городе. Здесь им написано множество пейзажей, портретов жителей, среди которых особое место принадлежит уроженцам Рыбной слободы, чьи портреты он писал для неосуществлённой картины «Переславские рыбаки». «Что за красота здесь! Особенно, я считаю, мучительно увлекательно должен чувствовать себя здесь художник родом из центральной России… Какие здесь люди, какие пейзажи, какие краски, особенно теперешней порою слов нет описать!»- писал он в письме.
     В эти годы Дмитрий Николаевич и его жена, Ольга Людвиговна, тоже художник, принимали самое активное участие в культурной жизни города. Дмитрий Николаевич работал в музее, помогал формировать коллекции, делал их научное описание, был членом Переславль — Залесского научно — просветительного общества (ПЕЗАНПРОБ), на заседании которого выступил с докладом «Рембранд, его жизнь и творчество», опубликованном в одном из сборников ПЕЗАНРОБа. Ольга Людвиговна руководила изостудией. Дмитрий Николаевич выполнил эскизы к постановке пьесы Г. Гауптмана «Потонувший колокол», с успехом представленной самодеятельными артистами на переславской сцене.
     С Переславлем связаны последние годы жизни Дмитрия Николаевича. Здесь он скончался 9 февраля 1943 года и был похоронен на территории музея, в создании которого принимал активное участие. (https://www.museumpereslavl.ru/ru/museum/collection/author/detail/25539c11-748b-11e4-9329-73f5125785b0/)

museum_hans43

     
     Мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.

     

Мир глазами фотографа