Достопримечательности и интересные места
Анапа, Краснодарский край.
Отдел археологии: ул. Набережная 4,
Отдел краеведения: ул. Протапова, 1
Анапский археологический музей – филиал Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына. Он включает в себя археологический заповедник «Античный город Горгиппия» и отдел краеведения.
В здании музея находится мемориальный зал Монахини Марии (известной как мать Мария (фр. Mère Marie), в миру Елизаве́та Ю́рьевна Скобцо́ва, в девичестве Пиленко, по первому мужу Кузьмина́-Карава́ева; 8 [20] декабря 1891, Рига — 31 марта 1945, Равенсбрюк, Германия) — монахиня Западноевропейского экзархата русской традиции Константинопольского патриархата. Русская поэтесса, мемуаристка, публицист, общественный деятель, участница французского Сопротивления. Канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица в январе 2004 года.
Археологический заповедник «Античный город Горгиппия» находится в самом центре города на его набережной и считается по-своему уникальным. На большой территории представлен полностью музеефицированный раскоп древнего города – памятник археологии «Античный город Горгиппия». Рядом, в тени деревьев, выставка под открытым небом, где располагаются фрагменты храмовой архитектуры, саркофаги, надгробные плиты. В залах музея работают постоянные экспозиции и фондовые выставки.
Статуя богини судьбы Тихе.
«В VI-V в. до н.э. разные причины, которые можно определить, как превратности хода истории и человеческой судьбы, направили взгляды Древних греков в Северное Причерноморье, всё дальше и дальше от исторической родины Эллады. Греческие корабли, двигаясь вдоль побережий морей, всё глубже проникали в незнакомый мир мифических северных племён киммерийцев. Найдя удобные бухты и плодородные земли, эллины основывали новые города-колонии.
Этот период античной истории выводит на первый план среди небожителей-Олимпийцев новую персону – богиню доброго и несчастного случая Тихе, во власти которой было перевесить чаши весов в пользу одного или другого результата. На смену предопределённости пришла вероятность случайного развития человеческой судьбы. Эта переменчивая богиня по одним легендам была дочерью Зевса и являлась одной из мойр, плетущих нить человеческой судьбы, определяющих дату рождения и перерезающих нить жизни в назначенный час. По другой версии, которой придерживался Гесиод, Тихе была дочерью титана Океана. Однако уже в V веке до н.э. у классиков античной литературы Эсхила и Пиндара она уже выступает в качестве могущественной богини судьбы. Изображалась Тихе обычно с рогом изобилия в руке, рогом козы Амалфеи, вскормившей своим молоком самого Зевса.
В период великой греческой колонизации, когда пошатнулась безоговорочная вера в предопределённость судьбы, когда эллинов волновал вопрос «Что ждёт их на незнакомом берегу – смерть или светлое будущее?» именно Тихе стала считаться покровительницей городов, воздвигнутых вдали от родины. Даже высокий головной убор богини (калаф) часто изображали в виде городских оборонительных стен.
Греки, исповедуя культ богини доброго и несчастного случая, нашли лазейку в строгой системе верований и подарили себе возможность если не отсрочить неизбежное, то сделать жизнь более яркой, счастливой и удачной. А достичь этого более вероятно, если стать любимчиком Тихе.
Эту теорию подтверждает горгиппийская находка 1978 года. Исследуя подвал жилого дома на территории музея-заповедника, археологам посчастливилось найти статую сидящей богини из мраморного известняка. Необходимо отметить, что коллекция скульптур, найденных в Горгиппии немногочисленна, в первую очередь потому, что центральная площадь агора не исследована археологами и коллекцию составляют, в основном, статуэтки из домашних алтарей. Она была найдена при исследовании дома, погибшего в пожаре, произошедшем во II-I в.в. до н.э. Статуэтка имеет следы пребывания в огне и многочисленные сколы. Тихе представлена как богиня, восседающая на троне. Складки её одеяния и длинный рукав хитона скреплены брошами. На её левом плече виден длинный скол от выступавшего рога изобилия козы Амалфеи, правая рука приподнята над коленом, что позволяет предполагать наличие в ней ещё одного предмета, скорее всего фиалы. Эта замечательная статуэтка совмещает в одном образе черты сразу двух великих богинь: Матери богов или Кибеллы и богини случая Тихе.
Это не единственная статуэтка покровительницы случая. найденная во время раскопок на территории Горгиппии, и относятся они к разным периодам существования города. Также найдены и надписи, высеченные в камне, начинающиеся словами посвящения богини Тихе «Агате Тихе». Эти находки говорят о том, что культ Тихе имел официальный характер в Горгиппии. Возможно горгиппийцы именно её считали покровительницей города.
От этой непостоянной богини, которую, судя по древнегреческим мифам опасался сам Зевс, потому что она могла в корне изменить все его приказания, в жизни горгиппийцев зависело буквально всё:
– пойдёт ли дождь среди ясного неба;
– сядет ли холодный туман на цветущие сады;
– нападут ли волки на мирно пасущиеся стада;
– споткнётся ли противник во время борьбы, наступив на каменную осыпь…
Вот как о богине судьбы говорит Еврипид в своей бессмертной трагедии «Алькеста»:
«Строфа I
Музам послушный,
К звездным вздымался я высям,
Многих наук причастен,
Но ужасней Судьбы я
Силы не знаю, – средства
Нет от нее на досках,
Что покрыла для смертных
Вещая речь Орфея.
И от нее лекарства,
Фебу послушны, не крошат
Асклепиады прилежно.
Антистрофа I
Ни алтарями,
Ни в изваянье не чтима,
Жертвы она не просит.
Мне ж, царица, молю я,
Будь ты такой, как прежде.
То, что угодно Зевсу,
Через тебя ведь творится.
Ломишь железо даже —
Славу, Судьба, халибов.
И сожаленье чуждо
Воле твоей холодной.»
С раннего детства жители Горгиппии знали, что эта богиня может как одарить несметными богатствами из рога изобилия понравившегося ей человека, так и отобрать последнее у бедняги, который ей чем-то не угодил.»
Источник: отрывок рассказа И.Н.Фединой
История Анапского археологического музея начинается с Комнаты древностей, которая открылась в городском Курортном зале в 1909 году. В основу экспозиции была положена коллекция предметов античности археолога, профессора Петербургского университета Николая Ивановича Веселовского (1848-1918), который с 1895 года проводил раскопки на Кубани и жил в Анапе на собственной даче. В 1908 г. профессор раскопал античный склеп в станице Анапской, провёл его демонтаж и перевёз на территорию городского сада на Высоком берегу. Памятник античной погребальной архитектуры был восстановлен под руководством Н.И. Веселовского и открыт для осмотра вместе с Комнатой древностей.
Коллекции Комнаты древности были утрачены в революционных событиях 1917-1920 годов.
После гражданской войны и последующих преобразований музей в Анапе был возрождён в марте 1932 года трудами археолога и краеведа Г.Ф. Чайковского. Из описаний известного отечественного этнографа Л.И. Лаврова, посетившего Анапу в 1937 году, мы знаем о том, что городской краеведческий музей обладал обширной коллекцией.
В период фашистской оккупации города (с сентября 1942 г. по сентябрь 1943 г.) музей был разорён, его собрание полностью утрачено. В сентябре 1945 года музей в Анапе открывается вновь. С этого времени начинают формироваться его существующие собрания.
Летом 1954 года в Анапе при строительстве кинотеатра «Родина» и городской бани (ул. Астраханская) был обнаружен некрополь Горгиппии. Организованные охранно-спасательные раскопки проводились отрядом Синдской экспедиции ИИМК АН СССР под руководством И.В. Поздеевой и продолжались до 1956 года. По итогам этих исследований в коллекцию Анапского музея поступают первые археологические комплексы.
В 1958 году научным сотрудником Анапского краеведческого музея А.И. Саловым исследован участок городища Горгиппия.
В 1961 году создана Анапская экспедиция Института археологии Академии наук. До 1973 года её возглавляла д.и.н. Ирина Тимофеевна Кругликова (1917-2008), в 1973-1996 гг. – д.и.н. Екатерина Михайловна Алексеева.
Экспедицией исследовано свыше 16000 м2 городища Горгиппии, более 700 погребений её некрополя, в окрестностях города – усадьбы, могильники и курганы.
В 1975 году Анапской археологической экспедицией на некрополе Горгиппии открыты и исследованы два склепа II-III вв. н.э.: расписной «Склеп Геракла» и гробница знатной горгиппийской семьи с богатым комплексом погребального инвентаря.
В 1977 году решением Совета министров СССР в Анапе создан археологический заповедник «Горгиппия». Анапскому музею присвоен статус археологического, он включён в состав Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника.
Огромная заслуга в создании археологического музея-заповедника принадлежит анапским краеведам Андрею Ивановичу Салову (1913-1984) и Андрею Сергеевичу Корытину (1907-1989).
Первым директором Анапского археологического музея стала Зоя Николаевна Лемякина, под руководством которой решались все организационные вопросы нового музея-заповедника. Зоя Николаевна работает в музее и сейчас.
В 1978 году открыта первая экспозиция, посвящённая Горгиппии. Начались работы по консервации и реставрации памятника.
В 1999 году открыта мемориальная экспозиция, посвященная Е. Ю. Кузьминой – Караваевой (Матери Марии).
В 2008 году открыта стационарная экспозиция «Античный город Горгиппия».
В 2009 году Анапский музей отметил свое 100-летие.
В 2013 году в Отделе краеведения открыта стационарная экспозиция «Анапа – город воинской славы».
Клазоменская расписная амфора.
«В 1982 году в строительном котловане под спальный корпус пансионата «Океан», впервые за всю историю раскопок Горгиппии, были открыты следы раннегреческого поселения VI – V в. до н.э. На этом месте располагалась греческая колония, основанная переселенцами из Ионии. Культурный слой этого времени разделяется на несколько строительных периодов. В наиболее раннем обнаружены следы полуземлянок, возможно, жилищ первых греческих переселенцев. Полы заглубленных в землю домов покрывал слой пожара, содержащий в себе осколки ионийской и аттической посуды. Здесь был обнаружен наиболее ранний из найденных в Анапе античных сосудов – клазоменская столовая амфора с чернофигурной росписью.
Амфора собрана из многочисленных фрагментов, утраченные части заполнены гипсом при реставрации. Находку можно датировать концом второй четверти VI в. до н.э. По сюжету и технике росписи она относится к клазоменской расписной керамике. Клазомены – один из 12 ионийских городов западного берега Малой Азии, входил в число крупнейших центров восточно-греческой вазописи. В VI в. до н.э. в Клазоменах сложилась своя школа чернофигурной росписи, в которой прослеживается влияние Коринфа и Аттики.
На анапской амфоре присутствуют все особенности клазоменской школы вазописи. Основной сюжет: фигуры трёх сирен и сфинкса в геральдической композиции, разделённые бутонами лотоса; горло амфоры украшено пальметтами. Роспись выполнена тёмно-коричневым, почти чёрным лаком по серой глине, лица и грудь фигур выделены белой краской, лепестки пальметт, детали оперения сирен и сфинкса, головные уборы, дополнены пурпуром и мелкими белыми точками.
Сирен часто изображали в росписи клазоменской керамики. В мифологии этих существ традиционно описывали как полуптиц-полуженщин. Они обитали на островах и своим сладкоголосым пением заманивали к себе моряков, усыпляли их, после чего раздирали несчастных на части. Впервые сирены описаны в XII песне «Одиссеи» Гомера. Однако в этой эпической поэме, созданной ещё в VIII в до н.э., не упоминается внешний вид этих существ.
На анапской амфоре изображены три сирены. Но согласно описанию Гомера, сирен было только две. Он рассказывает о них в двойственном числе. Третья сирена в греческой мифологии появляется позже, а вместе с ней их имена и история происхождения. Псевдо-Аполлодор в эпитоме к «Мифологической библиотеке» пишет:
«Сирены происходили от Ахелоя и Мельпомены, одной из Муз. Звали сирен: Пейсиноя, Аглаопа и Телксиепия. Одна из сирен играла на кифаре, другая пела, третья играла на флейте: так сирены завлекали к себе проплывающих мимо моряков».
Сирены, существа, связанные со смертью, внушали страх. Но их судьба тоже была трагична. Согласно мифу, если кому-либо удастся проплыть мимо них невредимым, сирены погибнут, а это, как известно, было успешно осуществлено Одиссеем.
Четвёртым существом на амфоре является Сфинкс. В греческой мифологии Сфинкс описывается как чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы, порождённое Тифоном и Эхидной.
В «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского (I в. до н.э.) говорится, что когда-то в Фивах появилось девообразное чудовище Сфинкс. Она предлагала всем, кому это по силам, решить загадку и убила много людей, поскольку те не смогли дать правильный ответ. Загадка же заключалась в следующем: «Какое существо, имея один и тот же голос, становится поочередно четырёхногим, двуногим и трёхногим?». В награду за решение загадки – были предложены брак с царевной Иокастой и царская власть над Фивами, однако никто не смог найти правильный ответ. И только Эдип решил загадку. Существо, которое имеет в виду загадка, Сфинкс – это человек, ибо в детстве он ползает на четвереньках, когда становится взрослым – ходит на двух ногах, а в старости в качестве третьей опоры берет палку. Сфинкс в отчаянии бросилась в пропасть и разбилась насмерть.
Существует и более древний миф о Сфинксе. Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII в. до н.э.) упоминает Сфинкс в своём произведении «Теогония». Первоначальным именем хищницы, обитавшей в Беотии на горе Фикион, по сообщению Гесиода было Фикс, а родителями названы Орф и Эхидна.
Мастер на амфоре изобразил сирен и сфинкса вместе. Они относились к хтоническим существам греческой мифологии, считались музами подземного мира, приносящими смерть и страдания. Их часто изображали на надгробных памятниках, рисовали на стенах склепов.
Фигуры существ разделяют бутоны лотоса. В Древней Греции лотос считался магическим растением и отождествлялся с богиней Афродитой. Были распространены рассказы о лотофагах – людях, питающихся цветами лотоса. Гомер в IX песне «Одиссеи» рассказывает, что путник, который отведает лотос, немедленно впадет в беспамятство и навсегда остается среди лотофагов.
Горло амфоры украшают пальметты – веерообразные пучки пальмовых листьев. Пальметта считалась символом жизни и процветания. В качестве акротерия ею часто украшали надгробия, использовали в архитектуре. Мотив пальметты зародился в древнем Египте, оттуда он попал на остров Крит в догреческую минойскую культуру и использовался в искусстве греков вплоть до времён Византийской империи.
Клазоменская чернофигурная амфора занимает почётное место в центре главной экспозиции музея «Античный город Горгиппия». Она возглавляет композицию из трех крупных чернолаковых сосудов: набора посуды, предназначавшегося для церемонии симпосиона – греческого пира. Амфора входит в число ценнейших экспонатов Анапского археологического музея и является одним из его символов.»
Источник: Исторический очерк, С. Евсюков
Краснолаковый лагинос.
«В 1959 г. при раскопках некрополя Горгиппии найден редкий краснолаковый лагинос – кувшин для вина с рельефными украшениями. На тулове изображены два оленя склонившиеся к растению. Переход от тулова к горлу украшен жемчужником (орнаментом в виде ряда нанизанных бусин) и узором бегущей волны. В месте крепления ручки к тулову расположен рельефный лист плюща.
Сюжет, изображающий оленей не случаен. В период с VI в. до н.э. по конец III в. н.э. импортируемую в Северное Причерноморье керамику, греческие мастера не редко украшали фигурами животных в том числе оленей. У Скифов, создателей знаменитого искусства звериного стиля, такие сосуды пользовались особой популярностью. У местных племён, во многом впитавших традиции и обычаи скифов, олень считался тотемным животным, проводником в загробный мир.
В древнегреческой культуре олень тоже относился к культовым животным. Его связывали с богиней охоты Артемидой. Согласно мифу, охотник Актеон, по воле злого рока застал Артемиду за купанием со своими нимфами в ручье. Увидав, что на них смотрит смертный, нимфы, испуская крики ужаса, поспешили к богине, стараясь скрыть Артемиду от нескромных взоров. Разгневанная богиня брызнула водою на голову несчастного охотника и сказала: «Иди теперь и, если можешь, похвались тем, что видел купающуюся Артемиду». Тотчас же на голове Актеона выросли рога, и он превратился в оленя. Вскоре после этого Актеон погиб от собственных охотничьих собак.
Артемида входила в число почитаемых в Горгиппии богов. Посвящение Артемиде Эфесской содержится на обломке плиты IV в. до н.э. найденной в Анапе в 1908 г.
В древнегреческом мифе о кипарисе олень описан как священное животное, его связывали со скорбью и поминанием усопших.
Жил на картийских брегах, посвящённый тамошним нимфам,
Ростом огромный олень; широко разветвляясь рогами,
Голову сам он себе глубокой окутывал тенью.
Златом сияли рога. К плечам опускалось, свисая
С шеи точеной его, ожерелье камней самоцветных.
Публий Овидий Назон. Метаморфозы (130).
Изящные формы горгиппийского лагиноса, тонкая отделка деталей, чёткий графический рисунок и качество лака свидетельствуют о его пергамском происхождении.
Пергам – античный город на западе Малой Азии, основанный выходцами из материковой Греции в XII в. до н.э. Со второй четверти III в. до н.э. Пергам являлся одним из важнейших торговых партнеров государств Северного Причерноморья. Плиний Старший в Естественной истории свидетельствует о славе пергамской столовой посуды:
«Большая часть людей употребляет глиняную посуду. Ещё и теперь славится самосская столовая посуда. Свою высокую репутацию сохраняют также Арреций в Италии и Суррент, — однако только по части кубков, — Гаста, Полленция, в Испании Сагунт, в Азии Пергам.»
В середины II в. до н.э., после того как Пергам стал частью Римской империи, производство столовой посуды и её импорт на Боспор приобрели массовый характер. Это подтверждается множественными археологическими находками пергамских керамических изделий в анапском регионе.
Краснолаковый лагинос представлен в экспозиции «Античный город Горгиппия».
Источник: https://museumanapa.ru/2019/03/25/краснолаковый -лагинос/
«Главным символом Анапского археологического музея стал раскоп участка античного города на территории археологического заповедника «Горгиппия». Раскоп является центральным объектом заповедника «Горгиппия», уже давно ставшего неотделимой частью исторического и культурного пространства Анапы.
Археологический заповедник расположен на набережной города-курорта. Уже на подходе к музею человек ощущает веяние далекого прошлого: в густых кронах деревьев шумит вечный ветер, с моря доносится шелест волн, а сквозь ажурную решетку ограды начинают проступать очертания руин древнего города.
Раскоп – это первое, с чего начинается знакомство с древней Горгиппией. Неспроста сотрудники Анапского археологического музея называют его главным экспонатом.
История изучения и сохранения этого зримого памятника античной цивилизации насчитывает уже шесть десятилетий.
Еще в конце 1940-х годов экспедиция под руководством выдающегося отечественного археолога-антиковеда В.Д. Блаватского установила, что археологические остатки античного города Горгиппии, занимающие площадь более 50 гектаров, полностью скрыты под кварталами современной Анапы. Раскопки были возможны только в зонах новостроек. В 1954-1956 гг. первые археологические раскопки были проведены в зоне строительства кинотеатра «Родина» – там был исследован участок древнего кладбища Горгиппии, её некрополя.
Первые археологические раскопки на городище состоялись в 1958 г. На территории будущего археологического заповедника, во дворе Анапского горисполкома, научным сотрудником Анапского краеведческого музея А.И. Саловым были исследованы остатки гончарной печи античного времени. А в 1960 г. к раскопкам на этом участке приступила Анапско-Керченская экспедиция Института археологии Академии наук СССР. Археологические исследования во дворе Анапского горисполкома стали ежегодными, экспедиция, работавшая в тесном взаимодействии с Анапским краеведческим музеем, получила название Анапской. Руководили раскопками Горгиппии известные археологи-антиковеды, доктора исторических наук И.Т. Кругликова – с 1960 по 1972 гг. и Е.М. Алексеева – с 1973 по 2000 гг.
Уже первые исследования во дворе горисполкома показали, что здесь, на юго-восточной окраине городища Горгиппии прекрасно сохранились строительные остатки античной эпохи. Особенно – заглубленные в землю каменные стены подвалов жилых домов последнего периода жизни древнего города – II – первой половины III в. н.э. Со временем возникла идея сохранить открытые при раскопках древние архитектурно-строительные комплексы, и сделать их доступным объектом туристского показа.
Первый шаг к этому был сделан в 1974 г., когда решением Краснодарского крайисполкома участок городища античной Горгиппии в границах улиц Набережной и Кубанской (сегодня ул. Пушкина) и переулков Крепостного и Греческого был выделен из городской застройки для создания археологического отдела Анапского краеведческого музея с экспозицией под открытым небом. А в 1977 г. решением Совета министров СССР в указанных границах был создан археологический заповедник «Горгиппия» площадью 1,7 га. Анапский музей получил статус археологического.
С этого времени все открытые при раскопках на территории археологического заповедника строительные остатки античного города реставрировались, музеефицировались и становились объектами показа. Раскопки и реставрационные работы продолжались здесь до 1996 г.
В настоящее время объектами музейного показа на заповеднике «Горгиппия» являются: участок жилых кварталов северо-восточной части античного города с хорошо сохранившейся планировкой домов эллинистического и римского времени и тремя древними мощенными улицами – Широкой, Северной и Поперечной, винодельческие комплексы римской эпохи, часть оборонительной цитадели позднеантичного времени.
На площадке рядом с раскопом расположен лапидарий, представляющий выставку монументальных каменных изделий: саркофагов, надгробий, архитектурных и строительных деталей. В расположенном на территории заповедника здании Анапского археологического музея развернута экспозиция «Античный город Горгиппия», знакомящая посетителей с историей античного города и найденными при раскопках древними предметами.»
Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов