Достопримечательности и интересные места
Музей открыт 12 июня 2017 года.
Автор архитектурного проекта и интерьеров – народный художник СССР Илья Сергеевич Глазунов.
https://glazunov-gallery.ru/muzei-soslovii-rossii
г. Москва, ул. Волхонка, д.13, стр.2
м. Кропоткинская
Ежедневно: 11:00 – 19:00
Четверг: 11:00 – 21:00
Понедельник: выходной
Каждое третье воскресенье месяца – вход бесплатный.
Кассы прекращают работу за 45 минут до закрытия галереи.
И.С. Глазунов передал в дар городу Москве свое личное собрание, которое собиралось в течение всей жизни художника, начиная со студенческих лет. Коллекция Ильи Глазунова признана специалистами одной из лучших. Многие памятники отечественной культуры сохранились только благодаря ему и были спасены от уничтожения – например, древние иконы или царские портреты.
Интерьеры и внешний облик здания Музея сословий выполнены по эскизам Ильи Глазунова, который лично разрабатывал экспозицию каждого зала. Музей сословий России обладает одной из самых интересных и красивых экспозиций.
Первый этаж музея посвящен культуре дворянской России XVIII — начала XX веков. Он воспроизводит уклад жизни дворянства в классических интерьерах усадебных анфилад, обставленных старинной мебелью, произведениями живописи и художественной бронзы, гравюрами, образцами общеевропейской моды того времени.
ДВОРЯНСКОЕ СОСЛОВИЕ
Дворянство было сословием, которое создавало и защищало государство. Всего 1,5% населения России составляли дворяне, утверждала перепись 1897 года. Это очень маленькая цифра. При этом почти всё самое значимое в культуре России XVIII – начала XX века было связано исключительно с дворянским сословием.
Именно это сословие выработало те образовательные и социальные нормы, которые стремились усвоить последующие поколения. Дворянская литература стала русской классической литературой, дворянская модель образования определила господствующие идеи русской, а затем и советской педагогики. Эпоха Петра положила начало формированию дворянства как самостоятельного сословия, при этом оно не было свободным: существовали всеобщая рекрутская повинность, запрет на выбор места жительства, Табель о рангах, которая определяла место человека в государственной иерархии. Золотой век русского дворянства приходится на время правления Екатерины Великой. Право на праздность, которое даровало дворянам государство Российское, оказалось мощнейшим фактором развития российского общества. В перечень престижных занятий дворян попадают литература, наука, искусство, музыка, театр.
Илья Сергеевич задумал оформить интерьеры в виде анфилады комнат, где разместил предметы из своего собрания. В пяти залах представлены шедевры западноевропейской живописи (Д. Винкбонс, Д. Досси, П. Морелсе, Л. Джордано, Дж. Панини, Ж.Л. Вуаль, Ф. Наполетано, К. Верне и др.) и русской живописи (Д. Левицкий, В. Боровиковский, Ф. Толстой, М. Нестеров, В. Суриков, Т. Нефф, С. Жуковский, С. Колесников и др.), мебель из красного дерева и карельской берёзы, гравюрный кабинет с уникальными коронационными альбомами русских монархов, эстампами, редкими предметами сольвычегодских эмалей, иллюминированными рукописями, памятными медалями, а также бронзовые часы, скульптура, светский костюм второй половины XVIII и начала XIX века.
Здесь отражены монархические убеждения И.С. Глазунова, его эстетические предпочтения и тонкий вкус художника, который в течение всей жизни собирал и сохранил для потомков осколки богатейшей культуры, её национальное достояние.
Парадная зала с портретами императоров и императриц России.
Илья Сергеевич Глазунов − автор идеи, архитектурного проекта, интерьеров и экспозиции музея, по замыслу создателя отразившего красоту быта и культуры сословной России.
Мемориальный кабинет
В один из своих последних приездов в “Музей сословий России” — это был май 2017 года, Илья Сергеевич Глазунов сам сделал набросок своего кабинета, передав в фонды музея предметы из обстановки своего дома и мастерской.
Мемориальный кабинет наполнен вещами, хранящими память об Илье Сергеевиче. О его детстве напоминает небольшой, из красного дерева, книжный шкаф из ленинградской квартиры его родителей – Ольги Константиновны и Сергея Федоровича, трагически погибших от голода в блокаду Ленинграда. На довоенных снимках 1938 года – маленький Илья запечатлен около этого шкафа ещё счастливым ребёнком.
Впервые можно увидеть кресло и письменный стол Ильи Глазунова, за которым он работал. Над столом висела гравюра с изображением Валаамского монастыря, а на стенах – махаевские панорамы Санкт-Петербурга и окрестных дворцов. Всегда с гордостью Илья Сергеевич говорил о том, что 200 лет его предки жили в Санкт-Петербурге. Особенно И.С. Глазунов любил офорты “Царскосельская крестьянка ста осьми лет, окруженная ея сыновьями”, изданный англичанином Дж. Уокером для Екатерины II и изображение обелиска “Румянцева победам”, выполненного также по заказу императрицы.
Слева на столе можно увидеть ампирную лампу с бронзовым римским воином, натягивающим тетиву. По воспоминаниям художника, это была первая вещь, – напоминающая ему родной Петербург, – которую он смог купить в Москве. В столицу он был вынужден переехать после сорванной защиты диплома (“Дороги войны” 1957г.) в Академии художеств (тогда Институте им. И.Е.Репина), через три месяца после состоявшейся с оглушительным успехом персональной выставки в московском ЦДРИ. Именно эта лампа положила начало его обширной художественной коллекции.
На столе у Ильи Сергеевича всегда лежал альбом с зарисовками и эскизами будущих работ с творческими комментариями и заметками художника. Такого рода экспонатами богато очень мало музеев в мире, и это действительно большая редкость.
Некоторые вещи в кабинете – из коллекции дяди Михаила Федоровича Глазунова – академика медицины, коллекционера. Он вывез 11-летнего Илью из блокадного Ленинграда в новгородскую деревню Гребло. Над столом – пейзаж кисти одного из любимых художников Ильи Сергеевича – Степана Колесникова. Эта картина напоминала Глазунову Гребло и годы, проведенные в эвакуации… Здесь же – большие английские напольные часы – их бой слышал Илья Глазунов еще до войны в квартире дяди на набережной Кутузова в Ленинграде.
Среди произведений живописи – “Озеро Молдино” С.Ю.Жуковского, с таким выразительным живописным языком, который всегда нравился Илье Сергеевичу. Выделяется своими размерами картина “Иосиф с младенцем Христом” в резной золоченой раме из собрания петербургского ученого Терентьева-Катанского, лично знавшего дядю Глазунова – китаиста К.К. Флуга. По семейному преданию, это – копия, выполненная Орестом Кипренским с оригинала Гвидо Рени.
Очень многое из обстановки кабинета свидетельствует об утонченном вкусе И.С. Глазунова – собирателя, ценителя и знатока как русского так и европейского искусства.
Источник: https://glazunov-gallery.ru/memorialnyi-kabinet
Второй этаж, интерьеры которого вдохновлены убранством палат царя Алексея Михайловича, дает характеристику искусства Руси православной. Здесь перед зрителем предстанут произведения иконописи и деревянной храмовой скульптуры, кресты, складни.
ДУХОВНОЕ СОСЛОВИЕ
Второе сословие – православное священство, олицетворяющее Россию как хранительницу христианской веры и самого духа народа. Именно культура русского православия сформировала неповторимый духовный облик Отечества и обогатила мировую художественную культуру. Открытие русской иконы произошло на рубеже XIX–XX веков, когда лучшие представители интеллигенции начинают собирать древнерусскую живопись, исследовать памятники иконописи, церковного искусства, устраивать выставки и писать монографии. Но это движение было прервано начавшейся Первой мировой войной и революцией 1917 года.
Особое значение имеет то, что Илья Сергеевич Глазунов был одним из первых в период продолжающегося уничтожения произведений древнерусского искусства и хрущевских гонений на Церковь, в начале 1960-х годов, кто начал спасать и сохранять иконы, деревянную полихромную скульптуру, меднолитую пластику. В это же время художник организовывает патриотический клуб «Родина», стоит у истоков Всероссийского общества охраны памятников, где ведётся борьба за сохранение исторического и культурного наследия России. Многие экспонаты – признанные шедевры иконописи – имеют свою историю спасения. И.С. Глазунову удалось сохранить от уничтожения десятки памятников древнерусской живописи: иконы сжигали, заколачивали ими двери и окна, в святые лики стреляли.
Собрание икон Ильи Глазунова представляет собой антологию русского церковного искусства XV – начала XX века. Ни в одном музее нет подобного собрания, в котором были бы так последовательно представлены особенности и своеобразие русской иконной живописи последнего пятисотлетия – от Московской Руси до эпохи модерна. Среди них много икон редкой иконографии, с необычными окладами (из амальгамы, с басмой, расшитые рубленым перламутром). Представлены почти все иконописные центры России: Москва, Русский Север, Поволжье. Три великолепные «столбовые» иконы XVIII века ярославской школы – «Собор Архангела Михаила», «Преображение» и «Троица Ветхозаветная» – являются редчайшими образами такой величины (более 2 м в высоту), которых сохранилось крайне мало в отечественных музеях.
На высочайшем художественном уровне исполнены уникальные двенадцать икон двунадесятых праздников московской Оружейной палаты, для которых Илья Сергеевич создал удивительный по красоте зал в стиле рубежа XVII–XVIII веков.
В залах также можно увидеть мебельный гарнитур и хоругвь «Союз русского народа», выполненные по эскизам В.М. Васнецова, стол с росписью И.А. Билибина, лицевое шитьё XVI века «Свт. Никола Можайский», предметы медного литья и ростовской финифти, а также полихромную деревянную скульптуру из собрания художника.
Также на втором этаже находится галерея картин русских художников.
Промыслы, обычаи и повседневность крестьянской России отражены на третьем этаже музея в убранстве избы, расписных санях и дугах, сундуках и ларцах, самоварах, прялках и народных костюмах разных губерний России.
КРЕСТЬЯНСКОЕ СОСЛОВИЕ
К 1917 году в России самым многочисленным сословием было крестьянство – более 80% от общего населения. На его плечах лежало материальное благополучие страны, и крестьянин был не просто основой государства – он был хранителем русской народной культуры.
В основе уклада жизни лежал церковный календарь с его постами и праздниками, а также обычаи предков, которые сохранились в древних орнаментах росписей и вышивки на предметах быта и костюма, формах и этимологии названий головных уборов, обрядах, песенной культуре. В них отражены важнейшие аспекты национального менталитета и понимания красоты.
В первом зале Илья Сергеевич Глазунов воссоздал интерьер северной избы с настоящей, сложенной по традициям русской печью. Шкаф с заборкой, старинный опечек с изображённым на нём львом, резные оконные наличники – всё это когда-то было частью крестьянских домов Вологодской и Олонецкой губерний. Здесь можно также увидеть медную и деревянную посуду, домашнюю утварь, а на стенах – увеличенные со стеклянных негативов В.М. Шульца изображения северных деревень и сцен из крестьянской жизни. Эти уникальные негативы были приобретены И.С. Глазуновым в 1990-х годах и до этого нигде публиковались.
В залах экспонируется большая коллекция ситценабивных и шёлковых платков и шалей из собрания Ильи Глазунова – в фондах галереи их насчитывается более пятисот. Некоторые платки отображали памятные исторические события, важные моменты русской истории. На протяжении всего XIX века именно русским ситцем был заполнен весь мир: Россия к концу столетия потеснила на рынках Средней Азии «законодательницу мод» в производстве набивных тканей – Англию.
Многообразие резных и расписных прялок, вышитых и тканых полотенец, сундуков, саней, ларцов, колокольчиков, самоваров, лубков создает полную картину мира народного искусства XVII – начала XX века. Как особое явление культуры народное искусство отражало потребность украшать быт и труд. Сейчас многие предметы, которыми когда-то пользовались наши предки, являются ценными экспонатами музея.
Богатейшее собрание народного костюма двадцати губерний России отражает всю красоту и мощь русского народа, его неисчерпаемую творческую фантазию и мастерство. До революции 1917 года на севере крестьянки одевались в шелковые сарафаны, парчовые душегреи, богато отделанные рубахи, расшитые золотыми нитями венцы, кокошники, сборники, на юге – в украшенные вышивкой шерстяные понёвы, завески, фартуки, рубахи и многосоставные кички и сороки. Это составляло праздничный женский наряд в течение многих столетий. Его берегли и передавали по наследству. В каждой губернии, уезде, а нередко даже селе были свой костюм и традиции.
Создавая третий этаж Музея сословий России, Илья Глазунов продумал художественное решение каждого зала: от резных деревянных ворот до русских пейзажей. После императора Александра II, устроившего Этнографическую выставку в московском Манеже в 1867 году, Илья Сергеевич впервые задумал показать великолепие крестьянского костюма на манекенах, созданных индивидуально для каждого наряда по его эскизам художниками Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
В древней Руси князья и простой народ носили схожие по крою костюмы, отличающиеся лишь богатством ткани и отделкой. Как известно, Петр I запретил ношение русского народного костюма, заменив его среднеевропейской модой XVIII века. Красота русского народного костюма, равно как и красота предметов быта, отступила в нашу провинцию и сохранилась до начала XX века в крестьянском сословии. Каждая губерния России имела свой народный костюм от Архангельской, Вологодской до Курской и Воронежской. В экспозиции представлены народные костюмы более 20 губерний.
Источник: https://glazunov-gallery.ru/muzei-soslovii-rossii
Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов