Балаклавский подземный музейный комплекс

                 Достопримечательности и интересные места

     г. Севастополь, Балаклавский р-н., Таврическая наб., 22      Тел. для справок +7(8692)77-71-34
Военно-исторический музей фортификационных сооружений, Балаклавский подземный музейный комплекс.
     
muzey-sevastopol 1

muzey-sevastopol 2

  

Музейный комплекс 9:00 до 21:00
Работа касс 9:00 до 19:00
Время последней экскурсии (проход через входной турникет) 19:30

Санитарный день — последний понедельник каждого месяца

muzey-sevastopol 3

muzey-sevastopol 4

muzey-sevastopol 5

     Балаклава соответствовала всем военно-стратегическим и гидрологическим требованиям строительства крупного подземного комплекса. Толща скального грунта над сооружением обеспечивала защиту при нанесении ядерного авиационно-бомбового удара. Выбор места соответствовал необходимому условию маскировки – вход в Балаклавскую бухту практически не виден с моря, да и сам город скрыт горным рельефом. Западный берег бухты имеет необходимые удобные подъездные пути.
     Именно в Балаклавской бухте началось экспериментальное строительство первого в СССР комплекса подземных сооружений для укрытия и ремонта подводных лодок, подготовки и хранения торпедного оружия, ядерных боеприпасов, топлива и укрытия личного состава.

muzey-sevastopol 6

muzey-sevastopol 7

muzey-sevastopol 8

muzey-sevastopol 9

muzey-sevastopol 10

muzey-sevastopol 11

     Объект 825 ГТС
     В конце 40-х годов XX столетия в СССР, после ядерной бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки, была принята «Комплексная программа по защите основных военных и промышленных объектов от последствий применения ядерного оружия». Программой предусматривалось проведение мероприятий по укрытию населения и важных объектов Севастополя и Черноморского флота. На реконструкцию уже имеющихся в городе подземных сооружений и строительство новых, правительством было выделено 322 миллиона советских рублей.
     В 1953 году Советом Министров СССР был утверждён проект подземного сооружения, разработанный Ленинградским государственным проектным институтом «Гранит». В 1954 году в соответствие с директивой начальника морского Генерального штаба в Балаклаве, военным горно-строительным отрядом началось строительство противоатомного подземного комплекса 1-й категории устойчивости, общей площадью 15 тысяч квадратных метров.
     Сложное фортификационное сооружение создавалось подземным способом в толще горы, что давало возможность врезать входы в сооружение в горные склоны и развивать сеть подземных галерей на заданной глубине от поверхности земли.
     В соответствие с проектом в состав противоатомного подземного комплекса должно было войти несколько автономных объектов:
— объект 825 ГТС «гидротехническое сооружение» — укрытие для подводных лодок и экипажей – специальный цех судоремонтного завода с сухим доком;
— минно-торпедная часть, предназначенная для приготовления и проверки торпед;
— топливное хранилище, ёмкостью 9,5 тысяч тонн.
     В 1958 году проект подземного комплекса был доработан и дополнен новым подземным объектом — ремонтно-технической базой (арсенал для хранения и подготовки ядерных боеприпасов).
Работы по созданию подземного комплекса велись в три смены, т.е. работали круглосуточно. Прокладка тоннелей производилась с помощью взрывов направленного действия. В толще восточного склона горы Таврос были построены подземные дороги, шлюзовые камеры, цеха завода, арсенал, хранилища горючего, кабинеты, причалы, глубоководный канал, сухой док, и уже в 1961 году в доке стояла первая ПЛ.

muzey-sevastopol 12

muzey-sevastopol 13

muzey-sevastopol 14

     Во времена холодной войны, это был засекреченный объект, где была сформирована воинская часть 90989 — ремонтно-техническая база ЧФ допущенная к приёму, закладке и технической эксплуатации Комиссией Министерства обороны СССР 16 июля 1959 года, которая подчинялась командующему Черноморским Флотом, а по техническим вопросам — начальнику 6-го отдела ЧФ. Часть занималась ядерно-техническим обеспечением ударных сил Черноморского флота – кораблей и береговых ракетных полков.
     Основными задачами РТБ являлись:
— Прием ЯБП (ядерные боеприпасы) с центральных баз Министерства Обороны.
— Хранение и техническое обслуживание ЯБП.
— Подготовка к боевому применению ЯБП.
— Обеспечение надводных кораблей, подводных лодок и береговых ракетных частей ЧФ ядерным оружием.
     Создание новой воинской части происходило в военном городке по ул. Строительной, где в 1959 году были возведены административно-хозяйственные здания, гараж, казарма для личного состава. Вся прибывающая техника для РТБ направлялась в административно-хозяйственный городок.
     В конце лета в в/ч 90989 были сформированы 2 бригады военных инженеров под командованием капитана 1 ранга Кабанова и капитан-лейтенанта Забудько. Каждая бригада состояла из 5 человек: начальника группы — старшего инженера (категория — капитан 3 ранга), 2-х инженеров группы сборки (категория капитан-лейтенант), 2-х младших инженеров (категория — старший лейтенант). Офицеры сразу направлялись на обучение в Московскую область.
     В конце 1959 г. штат новой части был полностью укомплектован, на объект прибыли около 30 офицеров с полигона «Новая Земля».
     Первым командиром в/ч 90989 приказом Главнокомандующего ВМФ СССР был назначен капитан 1 ранга Недовесов Н.И., прибывший с полигона «Новая Земля». Помощником командира по режиму и охране РТБ был назначен капитан Исаков Г. И., заместителем по политической части – капитан 2 ранга Петров И. К., начальником финансовой службы — старший лейтенант Лебедь М. Н.

muzey-sevastopol 15

muzey-sevastopol 16

muzey-sevastopol 17

muzey-sevastopol 18

muzey-sevastopol 19

muzey-sevastopol 20

muzey-sevastopol 21

muzey-sevastopol 22

muzey-sevastopol 23

muzey-sevastopol 24

muzey-sevastopol 25

muzey-sevastopol 26

muzey-sevastopol 27

muzey-sevastopol 28

muzey-sevastopol 29

     Подземный канал

muzey-sevastopol 30

muzey-sevastopol 31

     СМПЛ «Тритон 1М»

muzey-sevastopol 32

muzey-sevastopol 33

     Сухой док

muzey-sevastopol 34

muzey-sevastopol 35

muzey-sevastopol 36

     Противоударные, защитно-герметические двери арсенальной зоны. Вход в арсенал и выход из него в сторону водного канала защищался специальной шлюзовой камерой с двумя типами дверей — противоударными и защитными герметичными. Ворота двустворчатые арочные предназначены для перекрытия проёма размером 3000 х 2800 мм и восприятия давления Р=60 кгс/см2. Общий вес одной створки ворот с бетонным наполнением составляет 10000 кг (10 т). Данная конструкция была спроектирована в Государственном проектном институте № 1 ВМФ «Гидростальпроект» в Ленинграде в 1959 г.
     Ворота представляют собой сварные из листовой стали и проката створки, заполненные бетоном марки «М500» и подвешенные на петлях к закладной раме. Для поглощения кинетической энергии удара и обеспечения равномерной передачи давления от створок на закладную раму, на торцевых опорных поверхностях створок ворот закреплены алюминиевые прокладки.

     На двери расположено задраивающее устройство, рассчитанное на отрицательное давление Р=10 кг/см2, приводы которого выведены на обе стороны створок. На задраивающем устройстве предусмотрены сейфовые замки. Каждая створка имеет самостоятельный электрический привод, состоящий из электродвигателя, редуктора и червячной пары, передающей вращение на оси нижних петель. При нормальной эксплуатации открывание и закрывание створок дистанционное. Аварийное открывание створок ручное и осуществляется через второй вал электродвигателя.
Максимальный зазор между плоскостями створок и рамы не превышает 1-2 мм.
     Заполнение бетоном створок ворот производилось на месте, после установки их в рабочее положение, слоями высотой не более 500 мм с тщательным вибрированием каждого слоя, гарантирующим заполнение всей внутренней полости без раковин. Перед бетонированием под каждую створку подводились прокладки и клинья, полностью принимающие всю нагрузку от веса створки с жидким бетоном и исключающие передачу этой нагрузки на петлю. Подкладки и клинья разрешалось убирать из-под створок только при достижении бетоном 70 % проектной прочности.
     Отверстия в верхнем ригеле ворот, оставленные для бетонирования створок, заваривались. Материалы металлических элементов створок — углеродистые стали. Материал прокладок – алюминий. Общий вес металлоконструкций одной створки ворот, включая вес сварных швов, составляет 2371,86 кг.(2,371 т) Общий вес механизма открывания на одну створку (двигатель, редуктор, червячная передача) составляет 1180 кг.(1,18 т)

muzey-sevastopol 37

muzey-sevastopol 38

muzey-sevastopol 39

muzey-sevastopol 40

muzey-sevastopol 41

muzey-sevastopol 42

muzey-sevastopol 43

muzey-sevastopol 44

muzey-sevastopol 45

muzey-sevastopol 46

muzey-sevastopol 47

muzey-sevastopol 48

muzey-sevastopol 49

muzey-sevastopol 50

muzey-sevastopol 51

muzey-sevastopol 52

muzey-sevastopol 53

muzey-sevastopol 54

muzey-sevastopol 55

muzey-sevastopol 56

muzey-sevastopol 57

muzey-sevastopol 58

muzey-sevastopol 59

muzey-sevastopol 60

muzey-sevastopol 61

muzey-sevastopol 62

muzey-sevastopol 63

muzey-sevastopol 64

muzey-sevastopol 65

muzey-sevastopol 66

muzey-sevastopol 67

muzey-sevastopol 69

     На сайте музея очень много интересной информации.
     Источник: http://muzey-sevastopol.ru

     
     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов


 

     

Мир глазами фотографа