Достопримечательности и интересные места
г. Севастополь, Балаклавский р-н., Таврическая наб., 22 Тел. для справок +7(8692)77-71-34
Военно-исторический музей фортификационных сооружений, Балаклавский подземный музейный комплекс.
Музейный комплекс | 9:00 до 21:00 |
Работа касс | 9:00 до 19:00 |
Время последней экскурсии (проход через входной турникет) | 19:30 |
Санитарный день — последний понедельник каждого месяца
Балаклава соответствовала всем военно-стратегическим и гидрологическим требованиям строительства крупного подземного комплекса. Толща скального грунта над сооружением обеспечивала защиту при нанесении ядерного авиационно-бомбового удара. Выбор места соответствовал необходимому условию маскировки – вход в Балаклавскую бухту практически не виден с моря, да и сам город скрыт горным рельефом. Западный берег бухты имеет необходимые удобные подъездные пути.
Именно в Балаклавской бухте началось экспериментальное строительство первого в СССР комплекса подземных сооружений для укрытия и ремонта подводных лодок, подготовки и хранения торпедного оружия, ядерных боеприпасов, топлива и укрытия личного состава.
Объект 825 ГТС
В конце 40-х годов XX столетия в СССР, после ядерной бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки, была принята «Комплексная программа по защите основных военных и промышленных объектов от последствий применения ядерного оружия». Программой предусматривалось проведение мероприятий по укрытию населения и важных объектов Севастополя и Черноморского флота. На реконструкцию уже имеющихся в городе подземных сооружений и строительство новых, правительством было выделено 322 миллиона советских рублей.
В 1953 году Советом Министров СССР был утверждён проект подземного сооружения, разработанный Ленинградским государственным проектным институтом «Гранит». В 1954 году в соответствие с директивой начальника морского Генерального штаба в Балаклаве, военным горно-строительным отрядом началось строительство противоатомного подземного комплекса 1-й категории устойчивости, общей площадью 15 тысяч квадратных метров.
Сложное фортификационное сооружение создавалось подземным способом в толще горы, что давало возможность врезать входы в сооружение в горные склоны и развивать сеть подземных галерей на заданной глубине от поверхности земли.
В соответствие с проектом в состав противоатомного подземного комплекса должно было войти несколько автономных объектов:
— объект 825 ГТС «гидротехническое сооружение» — укрытие для подводных лодок и экипажей – специальный цех судоремонтного завода с сухим доком;
— минно-торпедная часть, предназначенная для приготовления и проверки торпед;
— топливное хранилище, ёмкостью 9,5 тысяч тонн.
В 1958 году проект подземного комплекса был доработан и дополнен новым подземным объектом — ремонтно-технической базой (арсенал для хранения и подготовки ядерных боеприпасов).
Работы по созданию подземного комплекса велись в три смены, т.е. работали круглосуточно. Прокладка тоннелей производилась с помощью взрывов направленного действия. В толще восточного склона горы Таврос были построены подземные дороги, шлюзовые камеры, цеха завода, арсенал, хранилища горючего, кабинеты, причалы, глубоководный канал, сухой док, и уже в 1961 году в доке стояла первая ПЛ.
Во времена холодной войны, это был засекреченный объект, где была сформирована воинская часть 90989 — ремонтно-техническая база ЧФ допущенная к приёму, закладке и технической эксплуатации Комиссией Министерства обороны СССР 16 июля 1959 года, которая подчинялась командующему Черноморским Флотом, а по техническим вопросам — начальнику 6-го отдела ЧФ. Часть занималась ядерно-техническим обеспечением ударных сил Черноморского флота – кораблей и береговых ракетных полков.
Основными задачами РТБ являлись:
— Прием ЯБП (ядерные боеприпасы) с центральных баз Министерства Обороны.
— Хранение и техническое обслуживание ЯБП.
— Подготовка к боевому применению ЯБП.
— Обеспечение надводных кораблей, подводных лодок и береговых ракетных частей ЧФ ядерным оружием.
Создание новой воинской части происходило в военном городке по ул. Строительной, где в 1959 году были возведены административно-хозяйственные здания, гараж, казарма для личного состава. Вся прибывающая техника для РТБ направлялась в административно-хозяйственный городок.
В конце лета в в/ч 90989 были сформированы 2 бригады военных инженеров под командованием капитана 1 ранга Кабанова и капитан-лейтенанта Забудько. Каждая бригада состояла из 5 человек: начальника группы — старшего инженера (категория — капитан 3 ранга), 2-х инженеров группы сборки (категория капитан-лейтенант), 2-х младших инженеров (категория — старший лейтенант). Офицеры сразу направлялись на обучение в Московскую область.
В конце 1959 г. штат новой части был полностью укомплектован, на объект прибыли около 30 офицеров с полигона «Новая Земля».
Первым командиром в/ч 90989 приказом Главнокомандующего ВМФ СССР был назначен капитан 1 ранга Недовесов Н.И., прибывший с полигона «Новая Земля». Помощником командира по режиму и охране РТБ был назначен капитан Исаков Г. И., заместителем по политической части – капитан 2 ранга Петров И. К., начальником финансовой службы — старший лейтенант Лебедь М. Н.
Подземный канал
СМПЛ «Тритон 1М»
Сухой док
Противоударные, защитно-герметические двери арсенальной зоны. Вход в арсенал и выход из него в сторону водного канала защищался специальной шлюзовой камерой с двумя типами дверей — противоударными и защитными герметичными. Ворота двустворчатые арочные предназначены для перекрытия проёма размером 3000 х 2800 мм и восприятия давления Р=60 кгс/см2. Общий вес одной створки ворот с бетонным наполнением составляет 10000 кг (10 т). Данная конструкция была спроектирована в Государственном проектном институте № 1 ВМФ «Гидростальпроект» в Ленинграде в 1959 г.
Ворота представляют собой сварные из листовой стали и проката створки, заполненные бетоном марки «М500» и подвешенные на петлях к закладной раме. Для поглощения кинетической энергии удара и обеспечения равномерной передачи давления от створок на закладную раму, на торцевых опорных поверхностях створок ворот закреплены алюминиевые прокладки.
На двери расположено задраивающее устройство, рассчитанное на отрицательное давление Р=10 кг/см2, приводы которого выведены на обе стороны створок. На задраивающем устройстве предусмотрены сейфовые замки. Каждая створка имеет самостоятельный электрический привод, состоящий из электродвигателя, редуктора и червячной пары, передающей вращение на оси нижних петель. При нормальной эксплуатации открывание и закрывание створок дистанционное. Аварийное открывание створок ручное и осуществляется через второй вал электродвигателя.
Максимальный зазор между плоскостями створок и рамы не превышает 1-2 мм.
Заполнение бетоном створок ворот производилось на месте, после установки их в рабочее положение, слоями высотой не более 500 мм с тщательным вибрированием каждого слоя, гарантирующим заполнение всей внутренней полости без раковин. Перед бетонированием под каждую створку подводились прокладки и клинья, полностью принимающие всю нагрузку от веса створки с жидким бетоном и исключающие передачу этой нагрузки на петлю. Подкладки и клинья разрешалось убирать из-под створок только при достижении бетоном 70 % проектной прочности.
Отверстия в верхнем ригеле ворот, оставленные для бетонирования створок, заваривались. Материалы металлических элементов створок — углеродистые стали. Материал прокладок – алюминий. Общий вес металлоконструкций одной створки ворот, включая вес сварных швов, составляет 2371,86 кг.(2,371 т) Общий вес механизма открывания на одну створку (двигатель, редуктор, червячная передача) составляет 1180 кг.(1,18 т)
На сайте музея очень много интересной информации.
Источник: http://muzey-sevastopol.ru
Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов