Достопримечательности и интересные места
Дворцово-парковый ансамбль «Несвиж»
Замок Радзивиллов в Несвиже появился в середине 16 века. Это было небольшое деревянное строение с четырьмя башнями по углам и пятой въездной.
Спустя несколько десятилетий по инициативе Николая Христофора Радзивилла по прозвищу «Сиротка» началось строительство каменного замка.
Надпись на закладной доске у входа во дворец гласит: «Николай Христофор Радзивилл, князь на Олыке и в Несвиже, граф в Шидловице, Мире и Крожах, князь Священной Римской империи, иерусалимский кавалер, после многочисленных трудов, которые он вынес для державы при Сигизмунде Августе, Генрихе и Стефане, первых королях, как в мирное время, так и на войне, чтобы засвидетельствовать свою любовь родному дому во время паломничества в Святую землю, осуществлённого согласно обету, сам, будучи отсутствующим, заложил первые фундаменты этого замка в год от рождества Спасителя 1583, 7 мая.»
Замок в плане представлял собой четырёхугольник, окружённый земляными валами с бастионами на углах и широким рвом. Со стороны города в крепость вёл деревянный мост, который при необходимости можно было легко разрушить. На бастионах размещалось около 30 орудий разного калибра, что позволяло обстреливать пространство вокруг замка. Всё это делало Несвижский замок неприступной крепостью.
Работы начались в 1582–1583 гг. и, в основном, были окончены к 1600 г. Нет единого мнения насчёт того, кто был автором проекта. Ранее считалось, что работами руководил итальянский архитектор Ян Мария Бернардони, однако современные исследователи говорят только о его участии в строительстве на некоторых этапах. Не исключено, что разработкой проекта занимался сам Н. Х. Радзивилл, который серьёзно интересовался архитектурой.
Построенный замок стал одной из лучших крепостей Великого Княжества Литовского. В плане он представлял собой четырёхугольник окружённый высоким валом с бастионами на углах и рвом с водой. Напротив въездных ворот был возведён княжеский дворец, рядом с ним — арсенал и «каменица» с дозорной башней. Также в замке находились казармы, тюрьма, людвисарня — литейная мастерская, склады с провиантом, пекарня. Из города в крепость вёл деревянный мост, который при необходимости можно было легко разобрать. На бастионах размещалось около 30 орудий, что позволяло держать под огнём прилегающую территорию. Всё это делало замок неприступным.
В 1660 г. крепость выдержала двухмесячную осаду московских войск, что существенно повлияло на ход войны. Несвиж отвлёк на себя часть неприятельских отрядов из-под Ляховичей и отвёл угрозу от Слуцка. С учётом роли, которую замок сыграл в тех событиях, сойм Речи Посполитой на 4 года освободил город от военных постоев и налогов.
Во время Северной войны, в 1706 г., к замку подошло шведское войско во главе с Карлом ХІІ. Комендант, под командованием которого находился только небольшой отряд профессиональных военных, принял ультиматум короля и открыл ворота. Шведы разграбили замок и целиком уничтожили его укрепления: валы были срыты, бастионы взорваны, здания сожжены.
Восстановительные работы начались в 1720-е гг. во времена Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки. Отстроенный дворец, корпуса арсенала и каменицы были соединены галереями в единое целое. При этом оборонительная функция отступила на второй план, теперь княжеская резиденция стала прежде всего центром культурной жизни. Во дворце был создан специальный Театральный зал, часовня иконы Лоретанской Божьей Матери, некоторое время действовала типография. Здесь находились богатая библиотека, портретная галерея, коллекции оружия и доспехов, монет и медалей. В замке работали архитекторы Казимир Жданович, Маурицио Педетти и др. В 1784 г., специально к приезду короля Станислава Августа Понятовского, был создан Королевский зал, украшен ряд помещений.
В годы Первой мировой войны и последующих революционных событий замок существенно не пострадал. В период Второй Речи Посполитой он, на короткое время, стал центром общественной жизни. В 1926 г. его посетил маршал Юзеф Пилсудский, который на торжественном приёме поднял тост за род Радзивиллов: «чтобы оставался таким же вечным, как эти старые стены».
В 1939 г. с установлением советской власти судьба замка долгое время оставалась неопределённой. Здесь планировали открыть музей, автодорожный техникум, дом отдыха. Коллекции, библиотека, архив были переданы различным учреждениям, а значительная их часть, вообще, утрачена. В годы немецкой оккупации в замке действовал военный госпиталь. После освобождения в 1944 г. — принято решение об организации санатория, который действовал до 2001 г.
В 1993 г. правительство Республики Беларусь приняло постановление о создании музея-заповедника «Несвиж», был разработан и утверждён план реставрации дворца. 15 июля 2005 г. архитектурный, жилой и культурный комплекс Радзивиллов был внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, как «выдающийся пример архитектурного ансамбля, который иллюстрирует значительный период истории человечества». После завершения реставрационных работ, в июле 2012 г. экспозиция музея-заповедника «Несвиж» целиком открылась для посетителей.
Въездная башня.
Внутренний двор замка.
Замковый колодец.
Замковая библиотека.
Николай Христофор Радзивилл по прозвищу «Сиротка» много путешествовал и привозил книги из разных стран. Его библиотека стала одной из богатейшей в Речи Посполитой. Большой вклад в пополнение библиотеки внёс Михаил Казимир Радзивилл, при котором начала действовать типография, где было издано около 70 наименований книг. Два экземпляра книги обязательно передавались в замковую библиотеку.
Наряду с библиотекой, в середине 16 века, начал формироваться несвижский архив, который так же получил статус государственного архива Великого Княжества Литовского.
На переднем фасаде печи, которая была сооружена в 1880-е годы, изображён герб Николая Радзивилла Чёрного: геральдический щит на груди коронованного орла.
Кабинет князя.
Большой каминный зал. Использовался для официальных приёмов и обедов.
Малый столовый зал.
Белый бальный зал. Здесь проводились театральные и музыкальные вечера.
Гетманский зал.
Охотничий зал.
Театральный зал. Для создания необходимого эффекта использовались театральные машины, копии которых представлены в экспозиции.
Арсенал (цейхгауз).
Орудия, отлитые в Несвиже немецким мастером Германом Мольтцфельдом на рубеже 16-17 веков, являются произведением искусства.
Часовня.
Парадная лестница.
Внутренний двор замка. Въездная башня.
Среди историков нет единого мнения, с какого времени начинается история Несвижа. Считалось, что первое летописное упоминание о нём датировано 1223 годом, когда в числе русских князей, павших в битве с монголами на реке Калка, называется Юрий Несвижский. Сейчас специалисты склоняются к мысли, что летописец имел в виду либо владельца Несвижа во Владимиро-Суздальской земле, либо Несвича на Волыни. Тем не менее, при въезде в Несвиж стоят памятные знаки, на которых значится 1223 год.
Костёл Тела Господня (Фарный) в Несвиже — архитектурный памятник раннего барокко, первый барочный храм, а также первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой, родовая усыпальница князей Радзивиллов.
19 августа 1584 года Николай Христофор Радзивилл «Сиротка» подписывает акт размещения в Несвиже коллегии иезуитов. Сам костёл построен итальянским архитектором Джованни Бернардони в 1584—1593 гг. в комплексе с иезуитской коллегией, просуществовавшей до 1826 года. Прототипом костёла является римский храм Иль Джезу, сооруженный в 1584 году.
Строительство костёла Бернардони не завершил. Он скончался в Кракове в 1605 году. Поэтому купол костёла достраивал один из его учеников — Джузеппе Бризио.
Ансамбль росписей Фарного костела является примером значительного использования композиционных схем Рубенса и занимает особое место в истории монументальной живописи XVIII века.
1 ноября 1593 года в костёле прошла первая служба. Консекрация (епископское освящение) храма была проведена 7 октября 1601 года папским нунцием Клаудио Ронгони.
В 1773 г. Папа Римский Климент XIV издал буллу об упразднении ордена иезуитов. Несвижский коллегиум был реорганизован в светскую школу, костёл стал приходским. В таком статусе он продолжал действовать весь ХІХ в. Некоторое время вынашивались планы по его перестройке в православную церковь, но до их реализации не дошло.
История костёла ХХ в. тесно связана с деятельностью ксендза Григория Колосовского (1909–1991). С 1939 г. до самой своей смерти он служил в Несвиже. Начинал в качестве ксендза-викария при декане Мечиславе Кубике, которого расстреляли немцы. В 1942 г. был арестован и Колосовский, но ему удалось выйти на свободу. Вместе с прихожанами он укрывал костёльные реликвии. После освоождения города, в короткий срок организовал работы по ремонту купола. В послевоенное время его усилиями была реставрирована часть декора и икон, сохранён фамильный радзивилловский некрополь, проводился внешний ремонт здания. Г. Колосовский искренне служил вере и людям, пользовался уважением у жителей Несвижчины и соседних регионов. В 1990 г. получил звание прелата от Папы Римского Яна Павла ІІ. В 2002 г. посмертно был удостоен звания «Почётный гражданин Несвижа».
В подземелье костёла находится радзивилловская крипта, где с начала XVII в. хоронили представителей княжеского рода. Первое известное захоронение состоялось в апреле 1616 г., когда в усыпальницу был внесён гроб Николая Христофора Радзивилла Сиротки. Возможно, ранее здесь нашли упокоение его жена и дети, которые умерли в раннем возрасте. Последняя погребальная церемония прошла 8 июня 2000 г., когда в специальной нише в стене был замурован прах Антония Николая Радзивилла (1935–1999), который умер в Лондоне. На сегодняшний день в крипте насчитывается 70 саркофагов (один из них ритуальный), 2 канопы (сосуды с забальзамированными внутренностями) и 1 урна с прахом.
Главный алтарь костёла украшен картиной «Тайная вечеря» художника К.Д. Гесского. Он же выполнил реставрацию подкупольного пространства в 1752—1754 годах.
Также в интерьере костела множество скульптурных образов — барельефы и бюсты надгробий XVII — XIX вв., мраморные алтари и памятники. Над входом в храм — хоры с органом. В полуподвальном помещении костела располагается родовая крипта, — усыпальница Радзивиллов, в которой находится около семидесяти захоронений династии.
Мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.
Краткие анонсы статей о новых впечатлениях от фотопутешествий можно отслеживать, подписавшись на мой канал в Дзен
Если Вам понравились статьи и фотографии, подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов