Крепости России
Достопримечательности и интересные места
Новгородский кремль, Детинец — один из древнейших памятников военно-оборонительного зодчества России XV-XVII вв.
Общая площадь крепости внутри стен – 12, 1 га. Глубокий ров окружает его с севера, запада и юга. Крепостные стены, стоящие на валу, имеют протяжённость 1487 м, высоту от 8 до 15 м, толщину от 3, 6 до 6, 5 м. Из двенадцати башен, которые имелись в Детинце XV в., сохранилось девять: Дворцовая, Спасская, Княжая, Кокуй, Покровская, Златоустовская, Митрополичья, Фёдоровская и Владимирская.
В Кремле находятся: самый древний храм России Софийский собор (1045-1050), древнейшая постройка гражданского назначения – Владычная (Грановитая) палата (1433) и другие памятники XV-XIX вв.
В центре Кремля стоит памятник Тысячелетию России (1862).
Ансамбль Новгородского Кремля является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Здесь информация о кремле и времени работы музеев. Исторический материал позаимствован с официального сайта кремля.
http://novgorodmuseum.ru/muzej-zapovednik/velikij-novgorod/1-novgorodskij-kreml.html
Памятник Тысячелетию России 1862 г. – единственный памятник государству. Установлен в Новгороде по указу императора Александра II в ознаменование празднования тысячелетней истории государства Российского, которое ведёт отсчёт, согласно летописным сведениям, от призвания варяжского князя Рюрика в Новгород.
Памятник отображает историю государства с IX по XIX вв. в лицах. Здесь представлены государственные деятели, военные люди и герои, просветители, писатели и художники, всего – 129 фигур.
Авторы проекта: скульпторы М.О. Микешин (1835–1896) и И.Н. Шредер (1835–1908); архитектор В.А. Гартман (1834–1873).
Памятник торжественно открыт 8 сентября 1862 г. при участии императора Александра II с семьёй, приближённых, представителей разных сословий со всех губерний России.
В годы оккупации Новгорода (1941–1944) немецко-фашистские захватчики разобрали монумент. Были вывезены окружавшие памятник фонари и бронзовая решётка – прекрасный образец художественного литья, а сброшенные с высоты бронзовые скульптуры остались лежать на земле.
После освобождения Новгорода первым восстановленным памятником стал памятник Тысячелетию России, который был торжественно открыт 2 ноября 1944 года. Во второй половине 1980-х гг. ленинградские реставраторы воссоздали вокруг памятника фонари и решётку.
Софийский собор – самый древний храм России, построен в 1045–1050 гг. по заказу новгородского князя Владимира, сына Ярослава Мудрого.
Дом Святой Софии был главным политическим и культурным центром. «Где София, тут и Новгород» – говорили жители средневекового Новгорода.
Стены собора выложены из камня, известняка, ракушечника и плинфы (характерный для древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожжённый кирпич, часто квадратной формы, ширина которого примерно равнялась длине, применялся в строительстве Древнего Рима, Византии и Древней Руси) на известковом растворе с добавлением молотого кирпича (цимянки). Первоначально стены собора не были оштукатурены. Центральный купол впервые позолочен в 1408 году. Главный (западный) вход в храм украшают бронзовые Магдебургские врата XII в. Фото позаимствовано из Википедии.
В 1991 г. Софийский собор возвращен Русской Православной Церкви.
В настоящее время – это Кафедральный храм Новгородской митрополии.
Владычная (Грановитая) палата – единственная сохранившаяся до наших дней постройка архитектурного комплекса Владычного двора, сооружённого, согласно летописи, по инициативе новгородского архиепископа Евфимия II в 1430–1440-е гг. Палата – уникальный в истории древнерусской архитектуры памятник, выполненный в стиле западноевропейской готики. Парадные помещения палаты перекрыты нервюрными сводами с выступающими рёбрами – гранями, чем и объясняется её второе название – Грановитая. Стены Владычной палаты были расписаны фресками, фрагменты которых, датируемые XV – XIX веками, и сейчас можно увидеть в её интерьере. В 1436 году на фасаде палаты появилась большая по тем временам редкость – «часы звонящие». Верхний зал палаты был задействован в торжественных церемониях архиерейского дома. В наземном этаже, где находился «Питейный погреб», иногда совершались праздничные трапезы. Подвальный этаж предназначался для хранения съестных припасов и кухонной утвари, некоторые его помещения иногда использовались в качестве темницы. Во Владычной палате проходили все важнейшие события — приём послов, заседания новгородского «парламента» (Совета Господ) и Владычного суда, торжественные пиры.
В настоящее время в Грановитой палате работают две выставки:
Экспозиция «Ювелирное искусство VI – XVII вв. в собрании Новгородского музея» расположена на втором этаже здания Грановитой палаты в Готическом зале и Крестовой палате.
Собрание декоративно-прикладного искусства Новгородского музея является одним из самых значительных в России и охватывает период с V по XIX столетия. Его основу составляют сокровища соборных и монастырских ризниц Великого Новгорода, одного из крупнейших центров среброделия Древней Руси. Именно здесь удалось сберечь драгоценные святыни и сохранить непрерывность художественных традиций.
В Готическом зале наглядно демонстрируются разные этапы развития золотого и серебряного дела. Это памятники ювелирного искусства, мелкой пластики константинопольских, русских и западноевропейских мастеров. Среди них, образцы ХI — XII вв., «золотого века» новгородской торевтики, связанные с культурой византийского императорского дома, княжеского и владычного двора: древнейшие евхаристические сосуды, Малый и Большой сионы, кратиры.
В Крестовой палате экспонируются произведения церемониального культового и светского искусства, позволяющие проследить тенденции в развитии золотого и серебряного дела Новгорода ХVI-ХVII вв.
Выставка «Палата архиепископа Евфимия II на Владычном дворе Новгородского Кремля» размещается в одностолпном зале на первом этаже восточной трехэтажной части Владычной палаты под парадным «готическим» залом. По-видимому, зал этот обладал особым статусом, так как имел отдельный вход, оформленный на парадном южном фасаде в виде монументального портала, служившего, по всей видимости, единственным наружным парадным входом в палату.
Экспонаты выставки позволяют воссоздать страницы истории святительской кафедры и резиденции, связанные с замыслом и судьбой уникального памятника.
Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов