Достопримечательности и интересные места
г. Ярославль, Волжская набережная, д. 15
https://orlovmuseum.ru/
Музей имени В.Ю. Орлова находится в самом центре Ярославля на Волжской набережной. По этому адресу находится старинный особняк «Дом общества врачей», считающий свою историю с конца ХVII века.
История дома № 15 на Волжской набережной уходит корнями вглубь веков. От первоначального строения, которое датируется последней третью XVII века, сохранился лишь великолепный сводчатый подвал (подклет). В 1820-х годах дом был полностью перестроен. Изменились и внешний облик, и планировка. Фасад здания, решённый в духе позднего классицизма и сегодня является украшением Волжской набережной.
Строителем и первым домовладельцем был Дмитрий Сергеевич Рукавичников (Рукавишников), сын и продолжатель дела богатого ярославского кожевенника Сергея Андреева Рукавичника (Рукавичникова).
Строительство дома, судя по документам, было завершено в 1678 году. Дом был построен на глубоком сводчатом подвале по привычной схеме, когда по обе стороны от среднего помещения – сеней, располагаются крупные помещения.
После кончины Дмитрия (до 1685 г.) дом перешёл во владение ярославских купцов Ивана и Осипа Шапкиных через их тётку Анну Рукавишникову — вдову Дмитрия Сергеева Рукавишникова. Во владении семьи Шапкиных дом оставался весь XVIII век.
По завещанию сына Осипа Шапкина Сергея и его супруги Татьяны от 1772 года дом перешёл его младшему сыну Семёну. В 1799 году дом был описан за долги и передан в ведение городского магистрата «в ветхом состоянии».
С 1802 по 1848 год дом был отдан под казённую квартиру ярославского полицмейстера. Позднее в нём квартировали председатель Ярославской казённой палаты действительный статский советник И.Ф. Гежелинский, инженер путей сообщения генерал-лейтенант Ф.Ф. Зеге фон Лауренберг, командир Ростовского гренадерского полка полковник Коптев. Сохранились документы, свидетельствующие о многократных ремонтах, переделках и «исправлении ветхостей» как магистратом, так и арендаторами.
В середине 1860-х годов здание было арендовано ярославским купцом А. И. Труновым для устройства в нём Ярославского купеческого собрания, но в июне 1867 года купеческое собрание уведомило городскую думу, что оно арендовало для своего помещения другой дом, «в который на 15-е число будущего июля и переместится». В 1869 году дом был передан Ярославскому обществу врачей под устройство лечебницы для приходящих больных с родильным отделением. Это была вторая в России (после Санкт-Петербурга) лечебница, где больные и роженицы могли получить бесплатную помощь. После революции, вплоть до 2001 года, дом находился в ведении областного отдела здравоохранения. Здесь находились сначала акушерская школа, а позднее — отделение Ярославского родильного дома № 1.
В 2014 году здание, которое более десяти лет не эксплуатировалось, было приобретено ОАО «Ярославский технический углерод». Здесь выполнен большой объём исследовательских и реставрационных работ, позволяющих наглядно проследить историю дома.
Фрагмент стены
Сначала мы посетим залы с витринами, где представлена большая коллекция фарфора.
Художественный фарфор — самый большой и значимый раздел коллекции. Основное внимание собирателя всегда было сосредоточено на изделиях русских частных заводов. Как результат — изделия фабрики Гарднера, отражающие все периоды её существования, впечатляющая подборка так называемого «фаянсового лубка» фабрики М.С. Кузнецова в Твери, изысканная пластика заводов Попова и Миклашевского. Наряду с пластикой крупнейших производителей фарфора представлены и многочисленные маленькие фарфоровые и фаянсовые фабрики. Многие из них существовали не более одного — двух десятилетий, многократно переходили из рук в руки.
Есть подборки, которые были предметом особого интереса. К таким относится собранная за долгие годы почти полностью серия «Народы России», которая выпускалась фабрикой Гарднера в конце 1870-х — 1880-е годы по иллюстрациям к книге Ф. Паули «Этнографическое описание народов России» (1862). Следует заметить, что выпуск этих фигур был продолжен М.С. Кузнецовым после покупки им фабрики Гарднера. Отливки по старым формам продолжали выпускать и в 1920-е — 1930-е годы.
Особый интерес представляют пластика и посудные формы первых десятилетий XX века. Так называемый агитфарфор представлен в самом широком диапазоне: от фигур работы Н. Данько до чудом сохранившейся «общепитовской» посуды с лозунгами вроде «Общественное питание под огонь рабочей самокритики», или «Общественное питание — путь к новому быту».
Середина и вторая половина XX века представлены работами выдающихся мастеров фарфора Ленинградского фарфорового завода, Вербилок, Дулёва.
Коллекция произведений чугунного художественного литья уральских заводов собиралась Вадимом Юрьевичем Орловым более четверти века. Сегодня она насчитывает свыше 250 единиц.
В состав этой коллекции входят произведения, отлитые не ранее начала 1880-х годов, однако, она позволяет проследить практически всю историю развития изящного чугунного литья на Каслинском и Кусинском заводах. В отливках разных лет представлены работы, созданные уральскими мастерами по образцам, привезённым управляющим Каслинским заводом Г.Ф. Зотовым из Германии в 1820 году, образцам Прусского королевского литейного завода в Берлине 1820-х – начала 1840-х годов.
Не менее интересны изделия из чугуна, выполненные по французским моделям из бронзы середины XIX века, обращение к европейской пластике XVIII в., и т. д. Особый интерес представляет достаточно редкое для художественного чугуна использование в качестве образцов произведений декоративно-прикладного искусства, выполненных в других материалах. Это, например, «Амур оборванный хромой» М.Д. Канаева (отливка 1910 года), повторяющий изделие Мейсенской фарфоровой мануфактуры 1750-х годов, отливки в чугуне моделей Е.А. Янсон-Манизер и И.А. Венковой, выполненных для Ленинградского фарфорового завода.
Наиболее значительный раздел коллекции составляют работы русских скульпторов, как выполненные по образцам бронзовой скульптуры, так и созданные специально для отливки в чугуне. Здесь представлены работы Н.Р. и Р.Р. Бахов, Е.А. Лансере, П.К. Клодта, А.А. Соловьёвой, А.Л. Обера и других выдающихся русских мастеров.
Особое место занимают в собрании работы мастеров Урала. В коллекции представлены такие мастера как Ф.О. Васенин, М.Д. Канаев, В.Ф. Торокин, К.Д. Тарасов.
Второй по численности раздел коллекции Вадима Юрьевича составляет русское и европейское художественное и бытовое серебро. Он насчитывает около 1300 предметов. Чайно-кофейные сервизы, солонки, чайницы, сухарницы, вазы, хрустальные графины в серебряном обрамлении, сервировочная посуда и столовые сервизы. Изделия, вошедшие в состав коллекции, создавались в течение длительного временного промежутка: единичные предметы относятся ко второй половине XVIII века, большая часть создана в течение XIX и XX веков, вплоть до наших дней. Они изготовлены, как рядовыми мастерами Москвы и Санкт-Петербурга, так и всемирно известными фирмами и артелями крупных Российских городов. В коллекции есть несколько вещей, сделанных в Костроме и Ярославле. Кроме того, в ней присутствует небольшая часть предметов, происходящих из Западной Европы — Германии, Англии, Франции.
Разнообразие форм и декоров, различные техники исполнения представляемых изделий позволяют проследить основные особенности развития серебряного дела в России на протяжении почти полутора веков. Коллекция так же даёт возможность наглядно оценить формирование бытовой среды как наиболее состоятельных людей, так и «среднего класса». По клеймам мы можем определить место и время, а иногда имя и фамилию мастера, из рук которого вышло это изделие. Кроме того, представляет интерес адресность многих вещей. Некоторые предметы украшены не только монограммами и гербами владельцев, но и дарственными надписями, адресующими нас к конкретным людям и историческим событиям. Декоративные накладки на «мужских» предметах, таких, как портсигары, спичечницы, письменные принадлежности, раскрывают род занятий и круг увлечений тех, кому принадлежали.
В отдельную группу можно объединить произведения, авторы которых стремились воплотить в серебре традиции русского народного прикладного искусства — это и использование фактур, имитирующих различные виды плетения, и обращение к старинным посудным формам — братине, ендове, ковшам-утицам и другим. Под влиянием русского стиля созданы и предметы с былинными персонажами и сюжетами.
Также В.Ю. Орловым была собрана уникальная коллекция самоваров, чайников и бульоток.
Историческая справка о создателе музея.
Орлов Вадим Юрьевич
Родился 10 октября 1939 года в деревне Осиновец Любимского района Ярославской области в семье учителя Юрия Николаевича Орлова.
1954 — окончил семилетнюю школу №2 в г. Любиме Ярославской области.
1954-1958 гг. — учёба в Ярославском автомеханическом техникуме.
1958-1962 гг. — действительная срочная служба в рядах Советской Армии.
1962 — поступил на работу на сажевое производство при Ново-Ярославском нефтеперерабатывающем заводе (слесарь 4-го разряда, затем — старший аппаратчик, начальник смены, заместитель начальника цеха).
1964 -1970 гг. — учёба в Ярославском политехническом институте (вечернее отделение).
1974 — назначен на должность начальника цеха Ново-Ярославского завода технического углерода. Позднее занимал должности начальника планово-экономического отдела и заместителя директора завода по коммерческим вопросам.
1991 — назначен на должность директора Ярославского завода технического углерода.
1992 — назначен генеральным директором акционерного общества «Ярославский технический углерод».
2006 — избран на должность председателя совета директоров ОАО «Ярославский технический углерод».
Скончался 5 сентября 2016 года.
В. Ю. Орлов (из интервью 2013 года):
«… я начал коллекционирование предметов русской старины и каслинского литья в конце 80-х годов. Сначала побудительным мотивом был простой интерес, а сейчас — ещё и желание сохранить вещи, которые создали наши предки, показать, насколько искусно они их делали. Многие секреты русского мастерства сегодня, к сожалению, утеряны, а ведь были умельцы, были мастера. Память об их труде надо обязательно передать будущим поколениям.»
Подписывайтесь на мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.